Выступление на тему: Профессиональная подготовка учащихся, как одна из форм социализации обучающихся

На сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. К проблемам, связанными с профессиональным самоопределением учащихся проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и социологи, педагоги.
В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание", - постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок мог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современные школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность. При выборе профессии они не учитывают своих интересов и склонностей. Такая ситуация вызывает острую потребность создания программы для подростков по активации профессионального самоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится в формировании нового подхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами.
Как, чем и, главное, с какой целью занять ребёнка в школе? Прежде чем ответить на данный вопрос необходимо знать, что такое социализация.
Социализация - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Вопросу социализации школьников и молодёжи должно уделяться особое внимание, следует организовать социальные практики, школьники будут принимать активное участие в благотворительных акциях, в разработке и реализации социальных проектов по благоустройству школы, близлежащих сёл и района. Ребята будут стремиться осваивать различные социальные роли, получат практический опыт общественно значимой, гражданской активной деятельности. 
Социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества (институтов воспитания, семьи, разнообразных организаций и т.п.) и специальных средств группового влияния и контроля.
Создание жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, может потребовать дополнительных материальных ресурсов.
Школа является сельским образовательным социокультурным центром. Географическое положение и удалённость от районного центра могут стать объективными предпосылками преобразования в центр социализации учащихся и молодёжи. Коллектив школы посчитает необходимым взять на себя заботу о формировании здорового образа жизни населения, сохранении здоровья обучающихся, развитии информационного пространства, одарённости детей, формировании инновационной кадровой политики на селе и т.п.  Для обеспечения системы социализации учащихся у школы должны быть возможности: посещение учащимися занятий разных видов, выполнятся соответствующий здоровьесберегающий режим работы школы, включающий организацию горячего питания, работу медицинского кабинета и кабинета релаксации. Должна быть материально-техническая база: спортивный, тренажёрный залы, стадион, технические мастерские, музыкальные инструменты, оборудование и техника для организации начальной профессиональной подготовки, развитая информационная среда школы (мобильный и стационарный компьютерный класс, Интернет, локальная сеть, медиатека, телерадиостудия, технический центр). А самое главное, высококвалифицированный педагогический коллектив, неравнодушный к проблемам сельского образования, развития индивидуальности ребёнка, совмещающий работу в основном и дополнительном образовании.
Еще одна деталь системы - личный пример педагогов.
Например, если в школе хороший мужской состав, то это оказывает благоприятное воздействие в социализации личности ребёнка и уравновешивает женское и мужское воспитание. В основе системы социализации - воспитательная система школы может иметь свои традиции. Например, традиционный праздник «По секрету - всему свету», котором будут отражены итоги учебного года. На этот праздник приглашаются родители, благотворители, организации, которые сотрудничают со школой, представители социума и многие другие почётные гости. Самое главное, что буквально каждый ученик получает заслуженную награду за успешную деятельность в каком-либо направлении: будь то учёба, спорт, общественная активность и т.п. Одной из важнейших задач стратегии развития по социализации школьников и молодёжи на селе является личностное и профессиональное самоопределение ее учащихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации личности в современном быстроменяющемся мире. Это осуществляется посредством выявления и развития лидерских качеств через организацию ученического самоуправления.
Школа является центром дополнительного образования во второй половине дня, где дети обучаются эстрадному вокальному пению, театральному искусству, хореографии и т.п.
В системе социализации молодёжи и учащихся школы есть еще две особенности, влияющие на этот процесс: воспитание через воспитуемых и воспитание в мелочах. Школьное ученическое самоуправление даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою необходимость в общем деле, также дежурство, работа «Зелёного патруля» по озеленению школы. Также это: школьная телерадиостудия (освещает все стороны школьной жизни и близлежащего социума); ученический пресс-центр (выпуск газеты,подготовка информации для школьного сайта). Воспитание в мелочах - это красивая, удобная школьная и спортивная форма, светлые стены, обилие зелени, красивая посуда, уютная атмосфера столовой, рекреаций и т.п.  Выращивание учащимися экологически чистых овощных культур, которые дополняют меню школьной столовой в течение всего года. Родители рады - дети получают качественное питание и навыки приусадебного хозяйства, что так необходимо в сельской местности, где каждая семья имеет огород, палисадник, земельный участок. 
Необходимо дать старшеклассникам возможность получить основы профессии в период обучения в старшей школе, чтобы к моменту окончания школы у выпускников уже была в основе соответствующая специальность. К тому же родителям очень важно, что их дети не покидают родные сёла и обучаются параллельно с основной программой.
В настоящее время у обучающихся может возникнуть необходимость получения основ профессии водителя автотранспорта, по желанию могут освоить основы дизайна и ремонта жилых помещений современными средствами, основы рыбодобычи и охотоведения. Даже продолжив своё образование в высших и средне-специальных учебных заведениях, наши ученики смогут использовать полученные профессиональные навыки
Социализация школьников вне уроков происходит в предпрофильной и профильной подготовке с выходом на профессиональное самоопределение через широкий выбор предлагаемых факультативов, спецкурсов, курсов предпрофильной подготовки.
Система социализации учащихся и сельской молодёжи в образовательном социокультурном центре служит профилактикой развития вредных привычек школьников и окружающего социума, вовлекает в общественно значимую и личностно полезную деятельность всех детей и молодёжь, независимо от их уровня развития и социального статуса. Особое внимание уделяется так называемым «трудным» детям и подросткам, что помогает им выявить и развить свои способности, осуществить выбор и частичную подготовку к будущей профессии.  Результативность системной работы по социализации учащихся и молодёжи подтверждается победами в конкурсах различного уровня: от международного до муниципального.
Таким образом, социализация рассматривается в работе как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.