Статья Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников


Развитие внимания и снятие умственного напряжения
в процессе обучения младших школьников.
Процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения, так как умение сосредоточиться является не естественной функцией нашей психики, а сложным продуктом ее развития.
Разработанная система работы по развитию внимания и снятию умственного напряжения включает в себя:
Обучение самовнушению через настрой и тренинг.
Обучение сосредоточению внимания.
Развитие умений концентрировать внимание.
Целенаправленное переключение внимания.
Обучение приемам снятия усталости.
Снятие позо-статического утомления.
Снятие зрительного утомления.
Профилактические оздоровительные упражнения.
Покажем это на примере фрагмента урока математики по теме «Прямоугольник» во II классе.
Концентрация внимания; настрой на урок.
Учитель.
- Скажем хором: «Мы внимательны! Нам нравится сравнивать предметы!»; «Все будет хорошо! Мы успеем сделать все!» (Могут быть использованы и другие выражения: «Сегодня все будет хорошо», «Все изменится к лучшему», «У меня хорошее настроение», «Сегодня я буду предельно внимателен на уроках», «Я могу быть приветливым, терпеливым и добрым», «Не поддавайся слабоволию».)Фразы повторяются 1-2 раза мысленно или вслух с улыбкой. Это позволяет ребенку утвердиться в мысли, что день принесет ему удачу.
-Сколько здесь геометрических фигур? (Дети рассматривают таблицу.)
- Какие фигуры повторяются и сколько их?
-Обведите взглядом все стороны большого квадрата.
- Дети смотрят на план урока, который записан на плакате.
Проверка домашнего задания.
Сверка полученных значений выражений (с использованием веб-камеры).
Составление обратных задач.
Решение задач, подобных домашней (устно).
Итог по домашнему заданию.
Минутка отдыха (2 мин).
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Учитель показывает массаж пальцев, сопровождая его словами:
Правый большой палец - этот пальчик самый сильный,
левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный,
левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый - этот пальник безымянный,
безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы - а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Самостоятельная письменная работа, после которой проводятся упражнения для снятия усталости (2 мин).
1)Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и медленно выдыхайте (можно по команде «вдохнем», «выдохнем»). Удлиняя выдох, мысленно настройтесь на паузу отдыха.
2)Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10. (Цифры перед глазами учащихся. Учитель комментирует: «Пишем цифру 2, 3 и т.д.». Делайте это с максимальными поворотами головы (цифры или буквы должны получаться высокими и широкими). Можно рисовать в воздухе контуры животных, птиц, цветов, писать «добрые» слова».
Разотрите ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла. Помассируйте
каждый палец по направлению к ногтю отдельно и вместе, положите одну руку на стол ладонью вниз, а другой рукой, ладонью, поставленной вертикально, производите движение по поверхности положенной на стол руки, имитируя движение пилы. Затем происходит смена рук. (Упражнение повторяется 2-3 раза.) Снова разотрите ладони. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем кончиками пальцев более тщательно помассируйте их миллиметр за миллиметром, начиная от мочки уха вверх и обратно. После этого указательные пальцы вставьте в ушные отверстия и повибрируйте ими, как бы освобождая их от воды, стряхните кистями рук воображаемую воду.
4) Перед объяснением нового материала учитель включает плавную, приятную музыку. Предлагает сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и представить город сверху. Учитель словесно описывает движение самолета.
- Какие геометрические фигуры можно увидеть?
Открыв глаза, дети рассказывают о своих впечатлениях, называя воображаемые зрительные предметы прямоугольной формы. Упражнение-игра на развитие внимания «Разложи предметы». Каждому ученику заранее выданы прямоугольники, квадраты, кружки, различные по величине. Нужно с закрытыми глазами разложить в коробки прямоугольники и кружки.
На разных этапах урока используются упражнения по формированию умений концентрировать внимание и его объем. 1) Выход ряда.
Все дети делятся на ряды. Например, 3 колонки, 6 рядов. По команде учителя 1,2, 3,4,5, 6 и показу цифр выходит из-за парты тот ряд, который назвал (или показал цифрой) учитель. Можно назвать и показывать цифрой номера сразу двух или трех рядов.
2)«Сосед, подыми руку».
Ведущий называет имя ученика. А поднимают руки его соседи слева и справа. Тот, кто ошибся, меняется с ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не был ведущим.
3)Детям раздаются старые газеты и журналы. Работа идет в такой последовательности:
а)Дети карандашом зачеркивают первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин).
б)Зачеркивают только букву «А» в тексте линией в одном направлении (1 мин).
в)Зачеркивают две буквы («а, у») в каждом слове текста линиями в разных направлениях и т.д. (2 мин).
1 6 3
5 2 7
8 4 9
Считайте от 1 до 9 (3 сек), от 1 до 15 (3 сек), одновременно показывая цифры. Тренируется быстрота реакции учащихся за определенное время.
4) Пишите числа от 1 до 10 и одновременно называйте их в обратном порядке. Пишите цифру 1, а произносите 10, Пишите цифру 2, а произносите 9 и т.д.