ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ввод и обработка цифровой информации Профессиональная подготовка по профессии ОК 016-94 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Колледж декоративно–прикладного искусства
имени Карла Фаберже
216789081280
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ КДПИ
имени Карла Фаберже
____________ М.И. Никулаева
«_____» ____________20___ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ввод и обработка цифровой информации
Профессиональная подготовка по профессии ОК 016-94 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Срок обучения 67 часов
Москва 2016 г.
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой
комиссией № 3 Информационно-технологических дисциплин
Протокол № 1
от « 30» августа 2016 г.
Председатель ПЦК № 3
___________ /Корнеев Ю.И/.
Составитель: Корнеев Юрий Иванович, преподаватель ГБПОУ Колледж декоративно - прикладного искусства имени Карла Фаберже

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин предназначена для получения базовых навыков создания графических изображений для обучающихся 7-11 классов средней образовательной школы.
Основными задачами данного дополнительного образования являются получение практических навыков работы в операционные системы Windows, комплекс прикладных программ MS-Office 2010, Fine Reader, Adobe Photoshop, антивирус Касперского, тренажёр клавиатуры Stamina.
Учащиеся на занятиях по этому предмету получают знания и практические навыки по комплексу прикладных программ MS-Office, обработки растровых фотографий, создании коллажей. Результатом является возможность создать любую геометрическую форму для получения графических изображений.
На занятиях по предмету используются технические средства обучения, наглядные пособия, иллюстративный материал и дидактические пособия.
Для лучшего усвоения материала, программой предусматривается проведение практических и самостоятельных работ, в процессе которых обучающиеся приобретают навыки самостоятельной творческой работы по созданию графических объектов и обработки изображений.
Направленность программы
Данная программа развивает умение работать с комплексом прикладных программ MS-Office, работать с текстом (редактировать и форматировать текст, маркировать и нумеровать списки, создавать и редактировать таблицы, оформлять документ, работать с кадрами, встраивать иллюстрации в документ), работать с электронными таблицами Microsoft Excel (вводить в ячейку формулы, редактировать информацию в таблице, проводить простые вычисления, представлять информацию в виде диаграмм, выводить на печать созданные таблицы).
Актуальность
В современном мире работа с MS Power Point часто используется при представлении презентаций, разработке макетов, а также для информационного освещения событий, мероприятий, различных массовых программ. Обучающийся получает возможность представить свой вариант презентации решения той или иной задачи, а программа MS Power Point редактора представляет возможность вариативности таких решений.
Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет:
развить и повысить умения по работе с комплексом прикладных программ
развить основные приёмы редактирования текста; основные приёмы форматирования текста; управление параметрами абзаца; представление информации в табличной форме; кадрирование; создание графических объектов с помощью встроенного графического редактора
научить коммуникативному взаимодействию при выполнении проектов в группе.
Цель программы:
Формирование навыков применения средств прикладных программ для решения различных задач в повседневной жизни и в учебной деятельности, в том числе при создании рефератов, презентаций, информационных листков, приглашений, визиток.
Задачи программы:
1) образовательные:
- дать представление о значении информации в повседневной жизни и учебной деятельности;
- выработать навыки применения инструментов табличного редактора при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем обучении;
- научить эффективному использованию инструментов программ;
- использовать несколько вариантов при решении задачи.
2) развивающие:
- способствовать развитию интеллектуального потенциала учащихся, их познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
- развивать познавательные способности ребенка, память, внимание, пространственное мышление;
- расширить технологические навыки обучающихся при подготовке различных материалов;
- формировать структурированный подход к поставленной задаче;
- развивать интерес к процессу и результатам работы;
- развивать интерес к коллективной работе.
3) воспитательные:
- формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбие, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа курса «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин является адаптированной программой, относится к технической направленности.
Возраст обучающихся - в объединения по дополнительной образовательной программе «Технические методы решения прикладных задач» принимаются дети 7-11 классов общеобразовательной школы, 13-17 лет.
Принцип набора в объединение – свободный.
Количество обучающихся в группе – 12 человек.
Срок реализации– 53 недели, 67 часов.
Режим проведения занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Формы организации деятельности обучающихся: групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения слушатель должен знать:
основы информатики и вычислительной техники;
основные сведения о вычислительных системах и автоматизированных системах управления;
основные функциональные устройства компьютера, их связь и назначение; общие сведения о программном обеспечении;
структуру, функции и возможности операционных систем; правила работы в операционных системах;
основные понятия, используемые при работе с электронными таблицами (абсолютная и относительная адресации, форматы данных, формулы, диаграммы, динамические вычисления);
основные приёмы работы со служебными документами;
основные приёмы работы с электронной почтой;
принципы организации компьютерных сетей (локальных и глобальных);
устройства передачи информации, каналы связи и скорость передачи информации;
основные приёмы работы с графическими редакторами;
основные возможности текстового редактора Microsoft Word (основные приёмы редактирования текста; основные приёмы форматирования текста; управление параметрами абзаца; представление информации в табличной форме; кадрирование; создание графических объектов с помощью встроенного графического редактора);
назначение табличного процессора, его команд и режимов;
объекты электронной таблицы и их характеристики;
типы данных электронной таблицы;
технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
понятие ссылки, относительной и абсолютной ссылки;
правила записи, использования и копирования формул и функций;
типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;
технологию создания и редактирования диаграмм;
понятие базы данных и её основных элементов;
назначение и технологию создания формы;
назначение отчёта и технологию его создания;
санитарно-технические требования и требования безопасности труда;
виды и причины отказов в работе устройств и программ, меры их предупреждения и устранения;
эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства глобальной сети Интернет;
основные способы создания web-страниц;
основные способы защиты информации в Интернете;
способы эффективной работы в команде;
перспективы развития средств компьютерной техники.
По окончании курса учащийся должен уметь:
работать с основными командами операционной системы MS-DOS;
работать с электронными таблицами Microsoft Excel (вводить в ячейку формулы, редактировать информацию в таблице, проводить простые вычисления, представлять информацию в виде диаграмм, выводить на печать созданные таблицы);
оформлять служебную документацию;
печатать десяти пальцевым методом;
посылать и принимать письма по электронной почте;
работать в локальных сетях;
выполнять поиск необходимой информации в Интернете;
выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции;
создавать web-страницы, собирать и устанавливать web-сайт, выполнять меры по защите информации;
работать в одной команде над одним проектом, выполняя разные роли;
создавать и редактировать графические документы;
работать с текстом (редактировать и форматировать текст, маркировать и нумеровать списки, создавать и редактировать таблицы, оформлять документ, работать с кадрами, встраивать иллюстрации в документ).
Способы проверки
Входной контроль проводится при поступлении в объединение. Ребёнок проходит собеседование для установления уровня общего развития и компьютерной подготовки.
Текущий контроль проводится посредством выполнения обучаемыми заданий в классе и подготовки ими самостоятельных работ по пройденным темам. Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, анализа выполненных практических заданий, уровнем выполнения проектов.
Итоговый контроль – это результат обученности ребёнка, который оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень достигнутых результатов оценивается с помощью оценки уровня итоговой работы.
Формы подведения итогов
По итогам учащиеся выполняют творческую работу по созданию графического изображения, а также демонстрируют лучшие работы за курс обучения.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КДПИ
имени Карла Фаберже
__________М.И. Никулаева
«30» августа 2016 г.
Учебно-тематический план
«Ввод и обработка цифровой информации»
Цель: сформировать знания и умения в области прикладных программ.
Категория слушателей: обучающиеся школы 7-11 классов.
Срок обучения: 67 часов.
Режим занятий: 2 часа в неделю

п/п Наименование тем Всего
часов Распределение часов
Лекции Практ.занятия Самост.работа
Раздел 1. Вычислительная техника и информационные технологии 4 4 1 Компьютерные программы, их назначение и типы. 2 2 2 «Использование информационных технологий: в промышленности, науке» 2 2 Раздел 2. Устройство и назначение персонального компьютера 2 2 3 «Устройство и назначение персонального компьютера" 2 2 Раздел 3. Операционная система Windows 4 4 6 Файловая структура: «Текстовый процессор WordPad. Оформление абзаца и заголовков. Форматирование текста. 2 2 7 «Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Сохранение рисунка. Изменение формата рисунка» 2 2 2
Раздел 4. Автоматизация работы в офиссе 4 4 8 «Автоматизация ввода информации в компьютер. Связь сканера с операционной системой. Сканирование документа. Автоматическое распознавание текстов. Порядок распознавания текстовых документов. Распознавание документов в программе Fine Reader» 4 4 2
Раздел 5. Microsoft Word 20 20 10 «Создание текстовых документов в Word. Ввод и редактирование текста» 4 4 11 «Оформление текста» Параметры страницы, шрифт, расположение текста на странице. 4 4 2
12 «Таблицы в текстовых документах», «Стили. Создание оглавлений» 4 4 13 «Рисунки. Изображения и фигуры в текстовых документах. Рисование схем» 4 4 2
14 «Математические формулы в документах. Колонтитулы», «Шаблоны. Печать. параметров» 4 4 Раздел 6. Microsoft Excel 20 20 15 «Электронные таблицы. Окно Excel и его элементы» 4 4 2
16 «Операции с ячейками в Excel», «Типы и форматы данных». 4 4 17 «Вычисления в Excel», Ввод и использование формул и функций. 4 4 18 «Оформление таблиц в Excel» 4 4 19 «Изображения и рисунки, диаграммы и графики в Excel, форматирование» 4 4 Раздел 7. Подготовка презентаций PowerPoint 6 6 20 «Работа с MS PowerPoint: общие рекомендации, использование встроенных шаблонов» 2 2 21 «Создание презентации: выбор разметки слайдов, наполнение презентации материалом» 2 2 2
22 «Настройка презентации и добавление элементов анимации: оформление слайдов и отдельных элементов слайдов, настройка анимации, переход от слайда к слайду, настройка режима презентации» 2 2 Раздел 8. Электронная почта. Интернет. 6 6 23 «Компьютерные сети. Локальные сети. Сетевой и пакетный протокол» 2 2 24 «Службы Интернет. Телеконференция. Word Wide Wed. Структура Web-публикаций» 2 2 25 «Поиск информации в Интернет. Создание почтового ящика. Просмотр информации в WWW. Сетевой этикет и сетевая безопасность» 2 2 26 Экзамен по предмету. 1 1 Итого: 67 67 12
Содержание образовательной программы
Раздел 1. Вычислительная техника и информационные технологии.
Вычислительная техника и информационные технологии (4 часа)
Компьютерные программы, их назначение и типы. Использование информационных технологий в промышленности, науке, медицине, образовании, сельском хозяйстве и других сферах деятельности человека. Развитие информационных технологий. Новые информационные технологии.
Раздел 2. Устройство и назначение персонального компьютера (2 часа)
Корпус, блок питания, охлаждение. Внутренние, внешние и периферийные устройства персонального компьютера. Сборка компьютерной системы. Себестоимость и цена изделий. Действие в нештатных ситуациях. Запуск компьютера.
Раздел 3. Операционная система Windows (4 часа)
Рабочий стол, объекты и свойства. Элементы управления Рабочего стола. Файловая структура: Виды структур данных. Каталоги диска и папки Windows. Имена папок и файлов. Особенности «корневой» папки. Поиск информации в Windows. Окна Windows: Открытие окна папки. Структура окна папки. Оформление окна папки. Элементы управления, панели инструментов. Основные операции с файлами и папками: Запуск приложений. Открытие и быстрый просмотр документа. Переключения между окнами. Перемещение, копирование и удаление объектов, групповые операции. Создание новых объектов. Элементы управления Windows: Источники диалоговых окон. Элементы и панель управление диалоговых окон. Устройства ввода и вывода информации: Скорость ввода информации в компьютер. Работа клавиатуры. Клавиши редактирования и регистровые. Подключение и настройка клавиатуры. Порядок установки и настройки устройств: Подключение, устройство и настройка мыши. Графическое и цветовое разрешение экрана и их настройка. Настройка видео карты. Подключение периферийных устройств (принтера, сканера, модема). Настройка Windows: Выбор фонового режима и узора Рабочего стола. Настройка: заставки экрана, звукового оформления, указателей мыши, Темы Рабочего стола, Панели задач, меню Документы в Главном меню, структуры Главного меню, Корзины. Понятие шрифта, основные характеристики шрифта. Типы шрифтов. Просмотр шрифтов, установка и удаление шрифтов. Применение программы Таблица символов. Стандартные программы Windows: Ввод, форматирование и редактирование текста. Редактор Блокнот. Сохранение данных на компьютере. Текстовый процессор WordPad. Геометрия печатной страницы. Выбор формата бумаги и размера полей. Оформление абзаца и заголовков. Форматирование текста. Печать текста. Сканеры, работа со сканером. Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint Сохранение рисунка. Работа с объектами. Внедрение и связывание объектов. Общие сведения о Калькуляторе, Режимы работы Калькулятора. Мультимедийные возможности компьютера: Понятие мультимедиа. Программа Громкости, Звукозапись, Windows Media Player. Вставка мультимедийных объектов в документ. Установка и запуск приложений: Основные понятия. Проёмы работы. Установка и удаление приложений Windows. Запуск установленных приложений. Установка приложений MS-DOS. Служебные программы Windows: Состав и назначение служебных программ. Средства проверки дисков. Архивация данных. Порядок восстановления данных.
Раздел 4. Автоматизация работы в офиссе (4 часа)
История создания документов. Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Средства создания электронного документооборота. Понятие информационного потока, схема информационного потока в организации. Понятие о стандарте.Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты бланка и правила записи. Особенности бланков любого документа. Освоение технологии создания документов с помощью Мастера.Автоматизация ввода информации в компьютер. Связь сканера с операционной системой. Сканирование документа. Автоматическое распознавание текстов. Порядок распознавания текстовых документов. Распознавание документов в программе Fine Reader. Автоматический перевод документов. Средства автоматического перевода. Работа со словарями. Резервирование слов. Пополнение и настройка словарей. Сохранение переведённых документов.
Раздел 5. Microsoft Word (20 часов)
Окно Word и его элементы. Создание текстовых документов в Word. Ввод и редактирование текста. Сохранение документа. Работа с несколькими документами.Работа с текстом: выделение, копирование, перемещение, поиск и замена. Автоматическая проверка орфографии. Оформление текста: параметры страницы, шрифт, абзацы, списки. Таблицы в текстовых документах. Рисунки, изображения и фигуры в текстовых документах. Рисование схем.Стили. Создание оглавлений. Совместная работа над документом. Режим рецензирования. Закладки, сноски, гиперссылки, перекрёстные ссылки.Математические формулы в документах. Колонтитулы. Шаблоны. Печать. Параметры работы Word. Настройка параметров.
Раздел 6. Microsoft Excel (20 часов)
Электронные таблицы. Окно Excel и его элементы. Создание новых электронных таблиц в Excel. Операции с ячейками в Excel. Типы и форматы данных. Работа над ошибками. Листы таблицы. Вычисления в Excel. Оформление таблиц в Excel. Изображения и рисунки, диаграммы и графики в Excel. Условное форматирование. Примечания.
Раздел 7. Подготовка презентаций PowerPoint (6 часов)
Работа с MS PowerPoint: общие рекомендации, использование встроенных шаблонов. Создание презентации: выбор разметки слайдов, наполнение презентации материалом. Настройка презентации и добавление элементов анимации: оформление слайдов и отдельных элементов слайдов, настройка анимации, переход от слайда к слайду, настройка режима презентации. Показ/просмотр презентации.
Раздел 8. Электронная почта. Интернет.
Компьютерные сети. Локальные сети. Сетевой и пакетный протокол. Глобальные компьютерные сети. Интернет. Подключение к Интернет. Службы Интернет. Телеконференции. Word Wide Wed. Структура Web-публикаций. Поиск информации в Интернет. Создание почтового ящика. Просмотр информации в WWW. Сетевой этикет и сетевая безопасность.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мастерская: кабинет мультимедиа технологий;
Технические средства обучения и оборудование: ПК, мультимедийный видеопроектор.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-наглядные пособия: практические работы, материалы тематических форумов Интернета.
Мультимедийная система, локальная компьютерная сеть, глобальная сеть «Интернет».
программные средства:
операционная система Windows XP или выше;
графический редактор CorelDraw X4;
графический редактор Adobe Photoshop;
графический редактор Adobe Illustrator;
программы MS Word, MS PowerPoint, MS Excel.
Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Работа с детьми с целью их интеллектуального развития требует создания такой системы воспитания и обучения, которая бы учитывала их психологические особенности и способствовала благоприятной атмосфере для реализации и развития личности.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах: коллективная, творческая работа. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением наглядного материала.
Главные требования заключаются в следующем:
1. Признание и понимание личности ребенка, его интеллектуальной и творческой деятельности.
2. Особые условия и методы обучения и воспитания (наличие проблемных методов работы, наличие творческих заданий, предоставление свободы выбора способов выполнения задания).
3. Использование обучающих приемов, направленных на развитие когнитивных навыков в соответствии с видом деятельности.
Принципы:
принцип единства развития и воспитания;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступности обучения;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
принцип свободы выбора;
принцип успешности;
принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
принцип системности;
принцип развития фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
Методы:
наглядный;
исследовательский;
практический;
объяснительно-демонстративный;
проблемно-поисковый.
Дидактические и методические материалы:
Наглядные пособия – презентации, демонстрирующие работу графической программы;
Методические указания о работе в программах.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Киселёв С.В. и др. Оператор ЭВМ. ПрофОбрИздат, 2008.
В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Издательский Дом «ИНФА-М». 2005.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. 2-е изд.- СПб.: Питер. 2007.
С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Общая информатика», учебное пособие универсальный курс средней школы 5-9 класс. АСТпресс. М. 1998.
Соломенчук В.Г., Соломенчук П.В. Железо ПК 2008.СПб. БХВ-Петербург, 2008.
Тихонравов А. Н., Прокди А. К., Колосков П. В., Клеандрова И. А. и др. Microsoft Office 2007. Все программы пакета. СПб.: Наука и техника, 2008.
Дополнительные источники:
Акулов О.И., Медведев Н.В Информатика: учебное пособие для студентов вузов/ О.И.Акулов, Н.В. Медведев – М: «Омега», 2006, с.552
Электронное пособие «Проектирование и разработка корпоративных информационных систем» С.Д.Кузнецов
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Интернет ресурсы: для учителей.
.http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.microsoft.com/rus/education/pil/curriculum.aspx - Портал «Информационные технологии для работников»
http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm - Образовательные ресурсы Интернета – Информатика
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/ - Методическая служба
http://www.ict.edu.ru/lib/ - ИКТ в образовании
http://www.journal.edusite.ru – Сетевой образовательный журнал
http://www.edu.ru/ - Российский образовательный федеральный портал