Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» (3 класс)

Тема: Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» из поэмы «Мороз, Красный нос»
Образовательная: анализ образа Мороза в произведении Н.А.Некрасова
Воспитательная – (формирование личностных УУД) : оценка жизненных ситуаций и поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;
формирование умения выражать своё отношение к герою;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД :
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
формулировать тему и цель урока, планировать свои действия
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;
анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.
оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
чтение вслух и про себя стихотворного текст, понимание прочитанного.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты;  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: учебник, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, презентация, заготовки для картин, солнышки.
Ход урока.
Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
В нашем классе сегодня много гостей поприветствуем их, и пусть улыбки взрослых помогут в нашей работе
- Ребята, а какое время года на улице? Назовите признаки зимы?
Солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.
Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2.Речевая разминка.
Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... Слайд 1. (обратить внимание на слайд).
Слайд 2.
Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо.
(Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.
Останови её, попробуй!
Махнёт рукой - бела земля,
Махнёт другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима.
Морозная, не злая!

-Прочитать быстро, скороговоркой.
-Прочитать выразительно.

3. Подготовка к восприятию.
- Отгадайте загадку:
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (мороз). Слайд 3.

- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему?
(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).

Слайд 4.

- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.
- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И, конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.
1. Работа с выставкой книг.
- Обратимся к выставке. Книги, какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)
- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова (Слайд 5.), продолжим изучать и исследовать его произведения.
2. Разговор об авторе.
Что вы знаете о жизни Некрасова?
(Жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой).

Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

4. Работа с новым произведением. (Слайд 6.)
1) Введение в тему.
-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).
-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).
2) Работа до чтения.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.169.
-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?
-Почему? (Стихотворение о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз).
-Как называется стихотворение? (Своего названия оно не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Слайд 7.

3.Чему мы будем учиться, работая над этим произведением? ( Слайд 8).
Мы
- определим тему,
- исследуем содержание,
- представим главных героев,
- картины, нарисованные автором и,
- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

5. Работа над содержанием.

Первичное восприятие текста.

а) целевая установка
- А теперь прослушайте отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос». В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания. Приготовились к слушанию.
б) чтение учителем
в) проверка восприятия
- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).
- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).

2). Определение темы и жанра произведения.

Определите жанр и тему данного произведения.

Давайте проверим, что у вас получилась.

(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме, произведение о зимней природе.)

3)Вторичное чтение.
Мы продолжаем работу с текстом произведения стр. 169. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

Работа с первым четверостишием
а) целевая установка
Прочитаем хором 1 четверостишие и узнаем, что нам сообщает автор?
б) чтение
в) проверка восприятия
- О чём же говорит Некрасов в этом четверостишии? ( о морозе).
Как он его называет? (Мороз-воевода).

– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся). Слайд 9.

– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.
Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении он используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
А есть ли ещё непонятные слова?
(над бором); бор – сосновый лес;
(дозором) дозор – обход для осмотра;
(владенья), владенья – своя собственность.
Мороз-воевода, каким вы его себе представили
Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).
Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает
- с ветром, бушующим над бором,
- с шумом горных ручьёв).
Какое настроение вызывает это четверостишие? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).
Нам необходимо прочитать его выразительно. Для этого вспомним правила выразительного чтения.
Слайд 10.

Выразительное чтение. Соблюдаем(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем под девизом(«Мы слушаем, нас слушают»). Первое четверостишие прочитает тот, у кого на столе карточка красного цвета. Постарайся прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.
Ну что, представили появление мороза? (ответы).

Работа со вторым и третьим четверостишием
- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 четверостишие.
2 читают – девочки,
3 читают – мальчики
(чтение)
Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. (Слайд 11.)
Найдите и зачитайте повторы.
(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Каким настроением проникнуты эти строки?
(возвышенным, бодрым).
Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм
(читают ребята, у кого на столах карточки синего цвета).

Работа с четвёртым и пятым четверостишием
- Великолепен вид зимней природы.
Ребята, а можно услышать мороз? (да)
А как? Прочитайте про себя следующие 2 четверостишия и подчеркните слова карандашиком, еле заметно, которые это подтверждают.
(чтение с пометами).
Услышали мороз? Что он делает?
Зачитайте слова, которые подчеркнули
(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).
- О чём говорят эти слова?
(Мороз показан как живой).
Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется .. (олицетворением).
(олицетворение) Слайд 12.
Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?
(палицей)
Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).
А теперь найдите в 1 строчке синонимы
(идёт – шагает).
А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).
Какие слова говорят о его внешнем виде?
(косматая борода), т.е.(лохматая, взъерошенная).
Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами. Слайд 12.

Читая эти строки, какую картину представили? (шествие мороза).
Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).
А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

Динамическая пауза:

Представьте, что в классе мороз.
Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос).
Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышим?

Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.
- Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Шаг на месте, не спеша,
как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
ловим снег – хлопки в ладоши. Присели.

- Читаем выразительно эти 2 четверостишия, показав голосом, как шагает мороз,
(читают ребята, у кого на столах карточки желтого цвета).
Не забываем о выразительном чтении (читают).

Работа с 6 - 9 четверостишием

- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Ребята, у которых на столах карточки зеленого цвета, читают 6 и 7 четверостишие, а 8 и 9-ое читают ребята, у которых карточки розового цвета.
Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).
Значение каких слов непонятно?
Слайд 13.
(гнёт)
Как вы думаете? (ответы уч-ся)
гнёт – тяжесть, груз;
(обозы) - несколько повозок с грузом;
(казна) – деньги, имущество;
(не скудеет) – не беднеет.
Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт», а как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это(под лёд).
Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. (Слайд 14). Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).
Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.
А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

6. Работа в группах

Сейчас мы поработаем в группах. Получив карточку, определите:
Мороз-воевода. Какой он? (нужное подчеркните)
(Проверим выполнение работы, сравнив с ответом, который я вам предлагаю.)
(Слайд 15).
От 10 до 13 совпадений – смайлик желтого цвета;
От 7 до 10 – зеленого цвета;
От 4 до 7 – красного цвета.

7.Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (Слайд16).

- Какова основная мысль стихотворения? ( О зиме, о Морозе – воеводе)

- На каком рисунке Дед Мороз сказочный, а на каком Мороз – воевода?

8. Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Декабрь».
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
Люди, какой профессии тоже могут передать красоту природы? (художники - красками, музыканты - нотами). (Слайд 17.) тема зимы объединяет произведения Н.А. Некрасова, музыку П.И. Чайковского и репродукции картин художников Р.Н. Благовещенского, К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря.
Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н. А. Некрасов. Он любил и крестьянских детей, и природу родного края, и всё, что его окружало.)

9. Итог. (Слайд 18)
Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.
- Тема произведения -
- Жанр произведения -
- Главный герой -

10.Рефлексия
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы? На столах у вас разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите на память то, которое соответствует вашему настроению. Покажите своё настроение. Я очень рада, спасибо за работу. (Слайд 19)













Используемые источники.
Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2013г., с.169-170, 220.
С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.


15