Методические указания для практических занятий по МДК.04.01 Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»


Министерство образования Оренбургской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
МДК.04.01 Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин
Методические указания для практических занятий для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Кистанов Д.А.
Бугуруслан
Рецензент: Кистанова Т.В. – преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ «Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Автор: Кистанов Д.А. – преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ «Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Методические указания. – Бугуруслан: ГАПОУ «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области.2015. – 88с.
Методические указания для практических занятий по МДК.04.01 Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин предназначены для студентов 3 курса средних специальных учебных заведений специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и соответствуют рабочей программе по МДК.04.01 Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин.
Методические указания помогут получить практические навыки и умения по темам учебной дисциплины.
Данные методические указания помогут преподавателям и студентам при подготовке к практическим занятиям.
Методические указания обсуждены на заседании предметной (цикловой) комиссии общетехнических дисциплин и рекомендованы к использованию в учебном процессе.
«____» _____________2016 г.
Протокол №____
Председатель П(Ц) комиссии Т.В. КистановаСогласовано:Зам.директора по учебной работе Э.М. Нигматуллина
Содержание
Введение…………………………………………………………………… Практическое занятие № 1……………………………………………….. Практическое занятие № 2……………………………………………….. Практическое занятие № 3……………………………………………….. Практическое занятие № 4……………………………………………….. Практическое занятие № 5……………………………………………….. Практическое занятие № 6……………………………………………….. Практическое занятие № 7……………………………………………….. Практическое занятие № 8……………………………………………….. Практическое занятие № 9……………………………………………….. Практическое занятие № 10……………………………………………… Практическое занятие № 11……………………………………………… Практическое занятие № 12……………………………………………… Заключение Список использованных источников
Введение
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Они составляют важную часть профессиональной практической подготовки специалистов.
Цели выполнения практических работ:
– закрепление знаний по теоретическим основам программного сопровождения электронно– вычислительных и вычислительных машин;
– получение практических навыков программного сопровождения электронно– вычислительных и вычислительных машин.
Для проведения практических работ учебная группа делится на две подгруппы. В зависимости от оборудования форма проведения практических работ может быть индивидуальная или групповая.
После выполнения практической работы и собеседования по ней с преподавателем студенту выставляется оценка.
Содержанием практических занятий по дисциплине является: создание растровых и векторных графических изображений.
Содержание практических занятий охватывает круг профессиональных умений, на формирование которых ориентирована данная дисциплина.
Практические занятия носят как репродуктивный, так и исследовательский характер, это позволяет обеспечить высокий уровень познавательной деятельности студентов.
Формы организации занятий могут быть различны, но одним из важнейших условий эффективной учебной деятельности на практических занятиях является организация ее на основе индивидуальной работы и работы в малых группах.
В данном пособии предложены методические указания по проведению практических занятий в объеме 24 часов.

Практическое занятие № 1
Тема: «Интерфейс программы Adobe Photoshop. Основные настройки и приемы работы»
Тип практического занятия: частично– поисковый
Форма организации студентов: индивидуальная
Цель практического занятия:
– формировать умения по выполнению настроек программы и основных приемах работы в ней.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Задание №1
1. Создаем новый документ любого размера (например, 300х300 пикселей).
2. Заливаем фон черным цветом. Это можно сделать с помощью инструмента Paint Bucket Tool (Заливка) (G на клавиатуре).
3. Теперь пишем текст, содержащий вашу фамилию, только сделайте цвет текста белым (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результат заливки и надписи на темном фоне
4. Дублируем слой с текстом. Зайдите в Layer– Dublicate Layer (Слои– Дубликат слоя) или просто перетащите слой с текстом на иконку нового слоя в окне слоев (рисунок 2).

Рисунок 2 – Дублирование слоя
5. Теперь работаем со слоем– дубликатом. Идем в Filter– Distort– Polar Coordinates (Фильтр– Искажение– Полярные координаты). В появившемся окне жмем ОК, чтобы растеризовать текст (рисунок 3).

Рисунок 3 – Применение растеризования к тексту
Выбираем пункт Polar to Rectangular (Полярные в линейные) (рисунок 4):

Рисунок 4 – Настройка Polar to Rectangular
Полученный результат показан на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результат настройки Polar to Rectangular
6. Поворачиваем наш слой по часовой стрелке: Image– Rotate Canvas– 90 CW (Изображение– Повернуть Холст– 90 по часовой стрелке) (рисунок 6):

Рисунок 6 – Поворот слоя
7. «Обдуваем» текст «ветром» с помощью фильтра Filter– Stylize– Wind (Фильтр– Стилизация– Ветер). Сначала выбираем «справа налево», потом еще раз повторяем действие фильтра, только переставляем галочку на «слева направо» (рисунок 7):

Рисунок 7 – Обдувание текста
Результат обдувания текста представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 – Результат обдувания текста
8. Поворачиваем текст обратно Image– Rotate Canvas– 90 СCW (Изображение– Повернуть Холст– 90 против часовой стрелки).
Дальше делаем то же самое, что и в пункте 7 – два раза «обдуваем» текст «ветром». Должно получиться так (рисунок 9):

Рисунок 9 – Результат второго обдувания текста
9. Снова идем в Filter– Distort– Polar Coordinates (Фильтр– Искажение– Полярные координаты) и ставим теперь Rectangular to Polar (Линейные в полярные) (рисунок 10):

Рисунок 10 – Настройка Rectangular to Polar
10. Осталось только добавить немного цвета
11. Нажмите Ctrl+Shift+E на клавиатуре, чтобы совместить все слои в один. Теперь нажмем Ctrl+U, в появившемся окне ставим галочку на Colorize (Тонировать) и с помощью ползунков ставим любой желаемый цвет текста (рисунок 11).

Рисунок 11 – Применение цвета к тексту
Задание №2
Создайте в Фотошопе новый файл. Например, 300х100 пикселей. Залейте изображение черным цветом (на черном свечение текста смотрится эффектнее) и инструментом Type tool (Текст) напечатайте вашу фамилию. Шрифт любой, но от него многое зависит. Пример показан на рисунке 12.

Рисунок 12 – Результат заливки и надписи на темном фоне
Зададим внешнее свечение: Layer– Layer Style– Outer Glow (Слой– Стиль слоя– Внешнее свечение) и установим такие параметры. Вам нужно кликнуть на квадратике, где я поставил красный круг, чтобы задать цвет свечения (рисунок 13):

Рисунок 13 – Создание внешнего свечения
После клика на квадрате увидите окно для выбора цвета. Можете выбрать любой цвет, а если хотите такой же, как у меня, то в указанном окне наберите цифровой код моего цвета 02fd08 и жмите ОК (рисунок 14).

Рисунок 14 – Установка цвета текста
Теперь добавим рельефности нашему тексту: Layer– Layer Style– Bevel and Emboss (Слой– Стиль слоя– Скос и Рельеф) и поэкспериментируйте с настройками (рисунок 15):

Рисунок 15 – Настройка рельефности текста
Добавим эффект градиента: Layer– Layer Style– Gradient Overlay (Слой– Стиль слоя– Наложение градиента) и ставим параметры. Вы можете выбрать другой градиент, щелкнув по изображению градиента в этом окне (рисунок 16):

Рисунок 16 – Добавление эффекта градиента к тексту
Добавим эффект окантовки: Layer– Layer Style– Stroke (Слой– Стиль слоя– Вычертить). Кликаем по указателю цвета и выбираем желаемый цвет. Для повторения моего эффекта ставим цифровой индекс 02fd08 (рисунок 17).

Рисунок 17 – Добавление эффекта окантовки к тексту
Получаем такую красоту:

Рисунок 18 – Полученный результат
Задание №3
1. Создадим новый документ квадратного размера с прозрачным фоном. Красим фон в чёрный цвет и пишем на нём любое слово или фразу и жмем правый Enter на клавиатуре. Нужно обязательно поставить чёрно– белый режим Image– Mode– Grayscale (Рисунок– Режим– Чёрно– белый) (рисунок 19).

Рисунок 19 – Результат заливки и надписи на темном фоне
В появившемся окне выбираем Merge (Объединить).

Рисунок 20 – Окно подтверждения объединения слоев
2. Далее инвертируем изображение и поворачиваем на 90 градусов против часовой стрелки Image– Adjustments– Invert (Рисунок– Настройки– Инвертировать) либо жмем Ctrl+I на клавиатуре. Затем выбираем Edit– Transform– Rotate 90 CCW (Правка– Преобразование– Против часовой 90) (рисунок 21).

Рисунок 21 – Поворот слоя
3. Применяем эффект ветра Filter– Stylize– Wind (Фильтр– Stylize– Ветер) (рисунок 22).

Рисунок 22 – Применение эффекта ветра к тексту
4. Ещё раз инвертируем изображение. После(!) инвертирования применяем эффект ветра два раза (можно просто нажать Ctrl+F два раза) (рисунок 23).

Рисунок 23 – Двойное применение эффекта ветра к тексту
5. Разворачиваем текст по часовой стрелке на 90 градусов: Edit– Transform– Rotate 90 CW (Правка– Преобразование– По часовой 90). Нужно добавить эффект «огненности», для этого воспользуемся искажением Filter– Distort– Ripple (Фильтр– Искажение– Рябь).
Лучше ставить значения в пределах 50– 70, но можно и поэкспериментировать. У нас должно получиться что– то вроде этого (рисунок 24):

Рисунок 24 – Применение эффекта «огненности» к тексту
6. Почти всё, осталось добавить цветность Image– Mode– Indexed color (Рисунок– Режим– Индексированный). В возникшем окне жмем OК (рисунок 25).

Рисунок 25 – Настройка цветности к тексту
Image– Mode– Color table (Рисунок– Режим– Палитра) Установим Black Body вместо Grayscale, жмём OK
Результат представлен на рисунке 26:

Рисунок 26 – Полученный результат
Литература: Л.5 Гл.2
Практическое занятие № 2
Тема: «Работа с областями изображений»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– формировать умения по работе с областями изображений.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия.
Порядок выполнения:
Задание №1
1. Открываем любое изображение, например, как рисунок 27.

Рисунок 27 – Пример изображения
2. Берем инструмент Horizontal Type Mask Tool (Горизонтальная текстовая маска) Он находится в группе текстовых инструментов. Пишем любой текст, содержащий вашу фамилию. Нажимаем клавишу Enter на клавиатуре. Получаем выделение из текста.
3. Жмем Ctrl+J (копировать выделение на новый слой). Переименовываем полученный слой в «текст». Отключаем видимость фонового слоя background, убрав иконку глаза около него в окне слоев (F7).
4. Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N). Помещаем его ниже между слоями (т.е. между фоновым слоем «background» и слоем «текст»), нажав клавиши Ctrl+[. Заливаем каким– нибудь цветом (в моем случае: #D6D6D6).
5. Теперь немного приукрасим наш текст стилями. Переходим на слой «текст». Жмем два раза на иконку слоя, либо идем в меню Layer– Layer Style (Слой– Стиль слоя). Ставим галочки напротив Drop Shadow (Тень), Bevel and Emboss (Рельефность).
Результат выполнения данных этапов представлен на рисунке 28.

Рисунок 28 – Полученный результат
Задание №2
1. Открываем нужное изображение.
2. В окне слоев (F7) снимаем замок со слоя и дублируем его, перетащив мышкой вниз на иконку нового слоя (рисунок 29).

Рисунок 29 – Дублирование слоя с изображением
Должно получиться вот так (рисунок 30):

Рисунок 30 – Результат дублирования слоя с изображением
Если не получится, можно просто нажать Ctrl+J.
3. Верхний слой обесцвечиваем любым способом, можно просто Image – Adjustments – Desaturate (Изображение– Настройки– Обесцветить) (рисунок 31).

Рисунок 31 – Обесцвечивание слоя с изображением
4. Теперь на глаз отмеряем половину изображения и создаем прямоугольное выделение всей этой половинки (все это на верхнем обесцвеченном слое). Делаем это с помощью инструмента Rectangular Marquee Tool (Прямоугольное выделение) . Убедитесь, что при выделении в верхних настройках этого инструмента все также, как на рисунке 32:

Рисунок 32 – Выделение области изображения
Идем в Edit– Transform– Warp (Редактирование– Трансформация– Искажение). На выделенном участке появится сеточка. Потянув за тот или иной узелок сеточки, мы получим деформацию. В данном примере мы тянем за правый верхний узелок, направляя его к центру выделенной области, но вообще это все делается интуитивно, зависит от того, насколько открытой должна быть желаемая цветная картинка на нижнем слое. Жмем Enter. Теперь то же самое проделываем со второй половинкой изображения. Выделяем его, идем в трансформацию, выбираем Warp и тянем узелок, теперь уже левый верхний (рисунок 33).

Рисунок 33 – Применение искажения к изображению
5. А теперь можно по желанию придать чуть больше реалистичности, создав тени под отогнутыми уголками. Для этого выбираем на панели инструментов Burn tool (Обжиг, или Затемнение), выставляем в верхних настройках параметр Exposure (Экспозиция), равный примерно 18– 20 (чем больше, тем интенсивнее затемнение) и проводим им по изображению под отогнутыми углами (рисунок 34).

Рисунок 34 – Добавление реалистичности изображению
Задание №3
Откройте два изображения, которые Вы хотите соединить (рисунок 35).

Рисунок 35 – Пример открытия двух изображений
Переместите одну из картинок на другую. Это можно сделать инструментом Move (клавиша V).
Выберите слой с дельфинами (он должен располагаться выше другого слоя) и добавьте к нему векторную маску (рисунок 36).

Рисунок 36 – Применение векторной маски к изображению
Не снимая с нее выделения (в палитре слоев она будет обведена черным контуром), выберите инструмент Gradient (клавиша G). Применение инструмента Gradient представлено на рисунке 37.

Рисунок 37 – Применение инструмента GradientПротащите прямую градиента по направлению из правого нижнего угла к правому верхнему. Длина прямой, которую Вы тащите, регулирует видимость изображений относительно друг друга. Экспериментируйте, пока не добьетесь нужного эффекта (рисунок 38).

Рисунок 38 – Результат применение инструмента GradientЛитература: Л.5 Гл.3-4

Практическое занятие № 3
Тема: «Создание и редактирование многослойных изображений»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– закрепить умения по созданию и редактированию многослойных изображений.
Содержание занятия:
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Итак, для начала на новом слое с экранным режимом нарисуем алмазным градиентом вот такой ромб (чтобы он был точно выровнен по осям, держите нажатым Shift, ведя градиент точно из центра холста вниз). Продублируем этот слой и скроем до поры до времени (рисунок 39).

Рисунок 39 – Результат примнения инструмента алмазного градиента
Затем Правка (Edit)> Трансформ (Transform)> Перспектива (Perspective) и свести крайние верхние маркеры в одну точку (рисунок 40).

Рисунок 40 – Результат настройки Перспективы
Продублируйте этот слой 7 раз и, поворачивая, соедините лепестки вот в такую вот «розу ветров». (чтобы проще было соединять: продублируйте первый, поверните на 180, придвиньте, склейте; снова продублируйте, поверните на 90, выровняйте по центру, склейте; еще раз продублируйте и поверните на 45). Склейте все ее 8 слоев и отключите видимость (рисунок 41).

Рисунок 41 – Результат дублирования слоя
Вернемся ко второму, пока еще нетронутому слою с ромбом и повернем его на 45 градусов. (Правка (Edit)> Трансформ (Transform)> Поворот (Rotate), придерживая Shift, на 3 раза). Должен получиться квадрат, как на рисунке 42.

Рисунок 42 – Поворот слоя на 45 градусов
Снова трансформируем его Перспективой, но на этот раз меняем верхние маркеры местами (просто перетянуть верхний левый маркер в верхний правый угол холста) (рисунок 43).

Рисунок 43 – Применение перспективы
Получившееся изображение дублируем и поворачиваем на 90 градусов, после чего выравниваем и склеиваем эти 2 слоя. Получается нечто вроде Мальтийского креста (рисунок 44).

Рисунок 44 – Результат дублирования слоя
Ну, а теперь звездный час всей кропотливой работы – включаем видимость обоих слоев с изображениями и выравниваем их по центру (рисунок 45).

Рисунок 45 – Настройка всех слоев
Данный метод хорош тем, что позволяет рисовать неимоверное количество совершенно разных узоров – достаточно просто поэкспериментировать с Перспективой на различных геометрических фигурах. На рисунке 46 показан окончательный вариант.

Рисунок 46 – Полученный результат
Литература: Л.5 Гл.5

Практическое занятие № 4
Тема: «Рисование в Adobe Photoshop»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– закрепить умения по операциям рисования в Adobe Photoshope.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания, тестирующая программа.
Порядок выполнения:
Шаг 1. Для начала создайте новый документ с черным фоном (рисунок 47). Создайте новый набор слоев (layer set), в котором мы будем создавать слои, и напишите текст, используя крупный, коричневый (7B572F) толстый шрифт. Я использовал 150pt BorisBlackBloxx, но вы можете выбрать любой толстый шрифт, например, Arial Black. Выделите текст и расширьте: select> modify> expand на 7 пикселей. Залейте новый слой более темным коричневым цветом (4B350C) (рисунок 48).

Рисунок 47 – Результат заливки и надписи на темном фоне

Рисунок 48 – Результат создания второго слоя
Шаг 2. Сузьте выделение на 5 пикселей: select> modify> contract, и залейте новый слой цветом 653201 (рисунок 49).

Рисунок 49 – Результат создания третьего слоя
Шаг 3. Идите в меню select> feather, сузьте выделение на 7 пикселей и удалите выбранную область (рисунок 50). На новом слое создайте радиальный градиент (radial gradient), используя светло– серый для переднего плана и черный для фона (рисунок 51).

Рисунок 50 – Результат создания четвертого слоя

Рисунок 51 – Создание радиального градиента
Шаг 4. Продублируйте элемент с градиентом (рисунок 52) и примените инструмент transform, чтобы растянуть его вертикально (рисунок 53).

Рисунок 52 – Дублирование радиального градиента

Рисунок 53 – Применение инстуремента transformШаг 5. Измените режим смешивания растянутого градиента на «color dodge» (рисунок 54), дублируйте и поместите справа (рисунок 55).

Рисунок 54 – Применение градиента «color dodge»

Рисунок 55 – Дублирование слоя с градиентом «color dodge»
Шаг 6. Измените режим смешивания первого градиентного элемента на color dodge и снова продублируйте растянутый элемент (рисунок 56). Используя transform tool, поверните его (рисунок 57).

Рисунок 56 – Дублирование растянутого слоя

Рисунок 57 – Применение инструмента transform toolШаг 7. Дублируйте этот элемент для второй части буквы (рсиунок 58).

Рисунок 58 – Дублирование элемента
Шаг 8. Это заключительная часть урока. Слейте набор слоев (layer set) в один слой (layer> merge layer set) и дублируйте его (рисунок 59)

Рисунок 59 – Слияние слоев

Рисунок 60 – Результат слияния слоев
Шаг 9. Скорректируйте немного уровни (levels) верхнего слоя, передвинув немного крайний правый указатель. Это должно увеличить блеск слоя(рисунок 61). Результат увеличения блейска слоя представлен на рисунке 62.

Рисунок 61 – Корректировка уровней

Рисунок 62 – Результат увеличения блеска
Шаг 10. Теперь откройте ваш документ в Image Ready. Назовите верхний слой «1й слой», а нижний – «2й слой». Установите задержку первого кадра на 0,1 секунды и измените прозрачность 1ого слоя до 0%. Создайте второй кадр и измените прозрачность 1ого слоя на 50%. Для третьего кадра установите прозрачность на 100%, а для четвертого – на 50% (рисунок 63).

Рисунок 63 – Настройка прозрачность 1ого слоя

Рисунок 64 – Настройка прозрачности всех слоев
Шаг 11. Сохраните файл в формате .gif (file> save optimized as). Полученный результат показан на рисунке 65.

Рисунок 65 – Полученный результат
Литература: Л.5 Гл.7

Практическое занятие № 5
Тема: «Ретуширование изображений»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: групповая.
Цель практического занятия:
– закрепить умения по операциям ретуширования объектов.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Используя инструменты и приемы работы с ними, изученные в предыдущих практических работах, составить следующую композицию (рисунок 66):

Рисунок 66 – Требуемая композиция
Литература: Л.5 Гл.8

Практическое занятие № 6
Тема: «Сложный монтаж в Adobe Photoshop»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– закрепить умения по осуществлению операций сложного монтажа в Adobe Photoshop.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
В папке имеются необходимы материалы: Фон и Кисти.
При создании этого текст– эффекта, мы будем использовать основные цвета с Фона и несколько базовых текстур. Вы можете использовать и свои текстуры и получить великолепный результат.
Шаг 1. Откройте изображение с пейзажем и выберите Image – > Adjustments – > Levels. Установите значение параметра Highlights = 100 (рисунок 67).

Рисунок 67 – Настройка параметра HighlightsВозможно вы заметите, что на изображении имеется «шум», и, чтобы это исправить, возьмите инструмент Blur Tool, установите параметр Strength на 100% на верхней панели настроек. Выберите кисть инструмента Blur Tool с мягкими краями и пройдитесь ей только по небу, не залезая на горы (рисунок 68).

Рисунок 68 – Корректировка изображения помощью инструмента Blur ToolИзмените цвет переднего плана на #737cd4, а заднего — на #0f3ed4. Возьмите инструмент Gradient Tool (G) и выберите тип градиента: Linear (Линейный), «Foreground to Background» (рисунок 69).

Рисунок 69 – Настройка инструмента Gradient ToolСоздайте новый слой (Ctrl+Shift+N) и назовите его «Gradient». Проведите по этому слою выбранным градиентом снизу– вверх (рисунок 70):

Рисунок 70 – Применение инструмента Gradient ToolИзмените режим смешивания слоя «Gradient» на Overlay (рисунок 71).

Рисунок 71 – Измение режима смешивания слоя на OverlayШаг 2. Возьмите инструмент Horizontal Type Tool (T) и напишите желаемый текст шрифтом Sniglet, размер текста – 300pt (не пикселей!). Пример показан на рисунке 72.

Рисунок 72 – Написание текста
Измените значение параметра Fill текстового слоя до 0%. Вы можете увеличить это значение, если не хотите, чтобы текст был полностью прозрачным — но лучше продумать это заранее, перед применением стилей слоя (рисунок 73).

Рисунок 73 – Изменения значения Fill до 0%
Кликните дважды по текстовому слою на панели слоев, что открыть окошко настроек стилей слоя. Установите следующие значения: Drop Shadow: (цвет #2457a2). Окно настроек силей слоя представлено на рисунке 74.

Рисунок 74 – Окно настройки стилей слоя
Inner Shadow: (цвет #a5bfec). При помощи этого стиля слоя края текста станут темными, но вы можете выбрать цвет посветлее или уменьшить значение параметра Opacity, чтобы края стали светлее (рисунок 75).

Рисунок 75 – Настройка цвета края текста
Outer Glow: (цвет #c6d9ff). При помощи этого стиля слоя мы создадим «морозную» обводку текста, вы можете поиграться с параметром Noise, чтобы увеличить или уменьшить этот эффект (рисунок 76).

Рисунок 76 – Создание «морозной» обводки текста
Inner Glow: (цвет #ffffff). Этот стиль слоя влияет на итоговую прозрачность текста (рисунок 77).

Рисунок 77 – Настройка итоговой прозрачности текта
Рисунок 78 – Bevel and Emboss: цвет Highlight Mode = #eef9ff. Цвет Shadow Mode = #b1b1b1

Рисунок 79 – Настройка Contour
Рисунок 80 – Настройка TextureColor Overlay: (цвет #aec5ed) – этот эффект также повлияет на прозрачность текста, наравне с режимом смешивания, который воздействует на фон. Возможно, вам потребуется подобрать другой цвет, если вы будете использовать другой фон (рисунок 81).

Рисунок 81 – Настойка Color OverlayВот, что у вас получится (рисунок 82):

Рисунок 82 – Полученный результат
Совет: если вы решили использовать свой фон, то обратите внимание на наличие «шума» в буквах. Чтобы уменьшить шум, уменьшите значение параметра Noise у эффекта Inner Glow (рисунок 83):

Рисунок 83 – Пример уменьшения шума в буквах
Литература: Л.5 Гл.11

Практическое занятие № 7
Тема: «Сканирование и коррекция изображений»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– закрепить навыки сканирования и коррекции изображений.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, платы DRAM, ПК.
Порядок выполнения:
Для того чтобы создать круглый Контур (Рath) и обвести его Кистью (Brush), для начала мы используем инструмент Эллипс (Ellipse Tool). Активируйте этот инструмент и на панели настроек включите опцию Контуры (Рath). С помощью этой опции вы создадите контур фигуры, но без неё самой. Удерживая клавишу Shift, создайте идеальный круг (рисунок 84).

Рисунок 84 – Создание круглого контура
Теперь выберите инструмент Кисть (Brush), большую и с жесткими краями. Чтобы вызвать окно настроек кисти, нажмите клавишу F5. Установите опцию Интервал (Spacing) до 10% и деактивируйте опцию Динамика формы (Shape Dynamics). Окно настройки кисти преставлен на рисунке 85.

Рисунок 85 – Окно настройки кисти
Создайте новый слой и с активным инструментом Кисть (Brush) нажмите комбинацию клавиш Alt + Enter. Благодаря этому действию, вы получите обводку контура, которая будет соответствовать настройкам кисти (рисунок 86).

Рисунок 86 – Создание обводки контура
Теперь выберите инструмент Стрелка (Direct Selection Tool) или попросту белую стрелку. Как видите, ни одна из опорных точек на контуре сейчас не видна, но если щелкнуть по контуру белой стрелкой, то появятся опорные точки. Нажмите на контур между опорными точками и удалите часть контура с помощью клавиши Delete. Создайте новый слой, возьмите инструмент Кисть (Brush), выберите темный цвет и нажмите Alt + Enter, чтобы обвести контур, который вы только что создали (рисунок 87).

Рисунок 87 – Создание второго слоя с обводкой
Активируйте инструмент Перо (Pen Tool) и добавьте опорные точки на контуре, как показано ниже (рисунок 88).

Рисунок 88 – Работа с инструментом Перо
С помощью инструмента Стрелка (Direct Selection Tool) выделите и удалите крайние точки контура (рисунок 89).

Рисунок 89 – Удаление крайних ненужных точек
Теперь активируйте инструмент Кисть (Brush), выберите цвет темнее, создайте новый слой и нажмите комбинацию клавиш Alt + Enter, чтобы сделать обводку контура (рисунок 90).

Рисунок 90 – Создание третьего слоя с обводкой
Как видите, мы просто редактируем исходный контур, удаляя опорные точки. Это позволяет нам аккуратно редактировать форму и создавать интересный эффект. Это базовая техника урока. Всегда проверяйте, чтобы новая форма создавалась на новом слое (рисунок 91).
Еще одно замечание: после удаления одной опорной точки, все остальные точки будут автоматически активны, поэтому, для того, чтобы выбрать какую– нибудь другую нужную опорную точку, нужно щелкнуть мышкой за пределами контура, чтобы снять выделение всех точек, и тогда выбирать одну из желаемых точек с помощью инструмента Стрелка (Direct Selection Tool).

Рисунок 91 – Редактирование исходного контура
Шаг 1. Создайте новый документ 1600 пикселей в ширину и 1200 пикселей в высоту при разрешении 72 пиксела на дюйм. Заполните фоновый слой темно– фиолетовым градиентом # 392354 – # 593b70 (рисунок 92).

Рисунок 92 – Создание фона
Выберите инструмент Эллипс (Ellipse Tool) и включите палитру Контуров (Path). Удерживайте Shift и создайте круг. Перейдите к палитре контуров и назовите рабочий контур Base, дублируйте его. С копией будете работать дальше, а оригинал пока оставьте (рисунок 93).

Рисунок 93 – Создание круга с помощью интсрумента Эллипс
Теперь мы создадим букву «С», используя инструмент Перо (Pen Tool). Добавьте две опорные точки, а затем удалить узловую точку между ними (94).

Рисунок 94 – Редактирование с помощью инструмента Перо
Выберите инструмент Кисть (Brush) размером 80 пикселей. Создайте новый слой и нажмите Alt + Enter, чтобы создать обводку контура. Позаботьтесь о том, чтобы не удалить этот контур, он вам понадобится позже (95).

Рисунок 95 – Создание обводки контура
На панели контуров, выберите оригинальный контур Base, дублируйте его и переместите копию правее. Это будет буква «О». Для перемещения контура используйте инструмент Выделение контура «чёрная стрелка» (Path Selection Tool). Дублирование и перемещение контура представлено на рсиунке 96.

Рисунок 96 – Дублирование и перемещение контура
А теперь, как и раньше, активируем инструмент кисть, создаём новый слой и жмём Alt + Enter. Получаем обводку контура для буквы О (рисунок 97).

Рисунок 97 – Создание обводки контура
Дублируем букву О, как показано нарсиунке 98.

Рисунок 98 – Дублирование слоя
Теперь создаем букву «L». Создайте две направляющие, чтобы отметить границы оригинального контура Base. Используя инструмент Перо (Pen Tool) и удерживая клавишу Shift, создайте контур (рисунок 99).
Примечание: Для того чтобы создать направляющие, в данном случае можно включить Линейки (Rulers) CTRL + R и, направив курсор на шкалу, потянуть мышкой и вытащить направляющую.

Рисунок 99 – Применение Пера в создании контура
Снова, как и раньше, активируем инструмент кисть, создаём новый слой и жмём Alt + Enter. Получаем обводку контура для буквы (рисунок 100).

Рисунок 100 – Создание обводки контура
Сделайте то же самое для создания второй части буквы «L». Готовая буква L предсталвена на рисунке 101.

Рисунок 101 – Пример готовой буквы L
Теперь организуйте слои, как показано на рсиунке 102, каждую букву в отдельную папку.

Рисунок 102 – Пример организации слоев
Шаг 2. Теперь, когда у нас есть все буквы, мы начнём делать слоистые формы внутри каждой буквы. Используйте Обтравочную маску (Clipping Mask) для каждого нового слоя. В панели контуров выберите контур буквы «C», дублируйте его и начните редактировать контур для создания форм. Для обводки контура используйте серые тона, конкретными цветами мы займёмся позже (рисунок 103).
Примечание: Для того чтобы создать обтравочную маску, кликните правой кнопкой мышки по слою и выберите опцию Создать обтравочную маску (CreateClippingMask).

Рисунок 103 – Создание слоев формы

Рисунок 104 – Слои формы
Начнём добавлять цвета. Выберите слой с буквой «C», и в стилях слоя добавьте Наложение градиента (Gradient Overlay). В параметрах наложения отключите опцию Наложение обтравочных слоёв как группы (Blend Clipped Layers as Group) и включите опцию Наложение внутренних эффектов как группы (Blend Interior Effects as Group). Используйте градиент # ff0096 – # c20049 (рисунок 105).

Рисунок 105 – Настройка градиентов

Рисунок 106 – Пример настройки градиента
Примените Наложение градиента (Gradient Overlay) для каждой формы, как показано ниже. Обратите внимание на углы градиентов.
# Ffd200 – # e900ba
# 4a6d00 – # b1d603
# 4a6d00 – # eaf900
# 00dbef – # c8db00
Пошаговое наложение градиентов показано на рисунке 107.

Рисунок 107 – Пошаговое наложение градиентов
Возьмите большую мягкую кисть, установите Непрозрачность (Opacity) до 50%. Создайте новый слой под каждую фигурой и нарисуйте тени черным цветом (рисунок 108).

Рисунок 108 – Создание теней
Выберите снова контур с буквой «C», используя инструмент Выделение контура «чёрная стрелка» (Path Selection Tool)и с помощью комбинации клавиш CTRL + T сделайте его меньше. В настройках кисти поставьте размер 40px, Жёсткость (Hardness) 100%. Теперь на новом слое сделайте обводку контура Alt + Enter. Добавьте этой фигуре градиент # fb3a7e – # 442b5d и поместите её под верхней формой (рисунок 109).

Рисунок 109 – Создание нового контура
Проделайте снова предыдущие действия, чтобы создать еще одну небольшую фигуру (рисунок 110). Градиент для этой фигуры добавьте в стилях слоя – # e80079 – # ff6481.

Рисунок 110 – Пошаговое создание контура
Расположите первую созданную небольшую фигуру в палитре слоёв под второй большой фигурой, а только что созданную, под самой верхней (смотрите скриншот) Для этих двух фигур в стилях слоя добавьте Тень (Drop Shadow). Используйте настройки на скриншоте ниже. Мы закончили с буквой «C» (рисунок 111).

Рисунок 111 – Конечный результат создание буквы С
Шаг 3. Теперь повторите аналогичные шаги для других букв. Вы можете экспериментировать с контурами и создавать различные формы. Используйте те же градиенты, что мы применяли для буквы «С», чтобы сохранить единую композицию цветов (рисунок 112).
После того как закончите с первой буквой О, может иметься тёмная фигура внизу, удалите её.

Рисунок 112 – Конечный результат создание буквы О
Процесс создания второй буквы О показанона рисунке 113.

Рисунок 113 – Процесс создания второй буквы О.
Теперь буква L. Она создаётся очень просто (рисунок 114).

Рисунок 114 – Процесс создания буквы L
Шаг 4. Наконец то нас есть все 4 буквы, и мы можем разместить их в красивой круглой композиции. Используйте Свободную трансформацию (Free Transform Tool – Ctrl + T), чтобы повернуть и расположить каждую букву (рсиунок 115).

Рисунок 115 – Настройка расположеняи букв
Давайте добавим буквам блики. Для этого создайте небольшой контур и обведите его, настроив кисть размером в 15px с жесткими краями. А также один раз щёлкните кисточкой, чтобы оставить рядом белую точку (рсиунок 116).

Рисунок 116 – Создание бликов
INCLUDEPICTURE "http://www.photoshop-master.ru/lessons/les1653/37.jpg" \* MERGEFORMATINET
Таким способом добавьте блики для всех букв, как показано на рисунке 117. Для некоторых бликов установите режим наложения Перекрытие (Overlay) и примените разную Непрозрачность (Opacity).

Рисунок 117 – Добавление бликов на все буквы
Шаг 5. Создайте несколько фигур вокруг букв (рисунок 118). Придайте им такие же градиенты, как и буквам. Легкий способ сделать это, нажать правой кнопкой мыши на настроенном слое и выбрать опцию Скопировать стиль слоя (Copy Layer Style). Затем сделайте активным нужный слой с фигурой, и также, нажав правой кнопкой мыши, выберите опцию Вклеить стиль слоя (Paste Layer Style).

Рисунок 118 – Создание фигур вокруг букв
Шаг 6. Теперь выберите инструмент Многоугольник (Polygon Tool), убедитесь, что он находится в режиме Слой фигура (Shape). Установите в настройках количество сторон равное трём (рисунок 119), а также активируйте опцию Сгладить внешние углы (Smooth Corners).

Рисунок 119 – Создание дополнительных фигур вокруг букв
Установите цвет переднего плана на # 754a9a, и создайте несколько треугольников с различными размерами вокруг букв (рисунок 120).

Рисунок 120 – Установка цвета фигур
Активируйте инструмент Эллипс (Ellipse Tool), установите цвет переднего плана на белый, и также создайте различные кружки вокруг букв (рисунок 121).

Рисунок 121 – Создание дополнительных фигур разного цвета
Раскрасьте их различными градиентами, которые вы использовали для букв. Примените к некоторым кружкам стиль слоя Обводка (Stroke), убрав в палитре слоёв этому слою с кружком Заливку (Fill). На скриншоте ниже показаны эти настройки. Выберите еще несколько кружков, перейдите в меню Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу (Filter– Blur– Gaussian Blur), и в настройках установите радиус около 2,6 пикселей (рисунок 122).

Рисунок 122 – Добавление кружков обводки
Шаг 7. Теперь позаботимся о фоне. Создайте новый слой выше фонового слоя и большой мягкой кисточкой рисуйте таким цветом # ff02ea (рисунок 123).

Рисунок 123 – Создание нового слоя
Этому слою установите режим наложения Мягкий свет (Soft Light), как показано на рисунке 124.

Рисунок 124 – Применение мягкого света
Уменьшите размер кисти и нарисуйте тени чёрным цветом (рисунок 125).

Рисунок 125 – Создание теней
Слою с тенями также установите режим наложения Мягкий свет (Soft Light), как показано на рисунке 126.

Рисунок 126 – Применение мягкого света к теням
Шаг 8. Создайте новый слой поверх всех остальных слоев, нажмите клавишу D для установки цвета переднего плана и цвета фона по умолчанию, то есть на черный и белый (рисунок 127). Перейдите в меню Фильтр – Рендеринг – Облака (Filter– Render– Clouds).

Рисунок 127 – Создание нового слоя «Облоко»
Теперь идите в меню Фильтр – Шум – Добавить шум (Filter– Noise– Add Noise). В окне настроек фильтра отметьте опции: Равномерная (Uniform) и Монохромный (Monochromatic). Установите значение Эффекта (Amount) около 26% (рисунок 128).

Рисунок 128 – Настройка фильтра Шум
Снова перейдите в меню Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу (Filter– Blur– Gaussian Blur), и в настройках установите радиус около 0,5 пикселей (рисунок 129).

Рисунок 129 – Настройка фильтра Размытие по Гауссу
Установите этому слою режим наложения Затемнение основы (Color Burn) и уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 20% (рисунок 130).

Рисунок 130 – Установка слоя
Шаг 9. Активируйте инструмент Прямоугольник (Rectangle Tool), удерживая клавишу Shift, создайте черный квадрат. Поверните его на 45 градусов. Используя инструмент Выделение контура «чёрная стрелка» (Path Selection Tool), удерживая клавиши Alt + Shift, переместите квадрат. Так вы создадите копию формы. Дублируя квадраты, заполните весь фон (рисунок 131).

Рисунок 131 – Создание фона
Шаг 10. Теперь добавим несколько изображений с цветами. Добавьте каждому цветочку в стилях слоя Тень (Drop Shadow). Пример добавление изображений с цветами представлен на рисунке 132.

Рисунок 132 – Добавление изображений с цветами
Шаг 11. Последний штрих. Создайте новый слой поверх всех слоев. Установите основной цвет – черный. Активируйте инструмент Градиент (Gradient Tool). Выберите градиент от черного к прозрачному, радиальный, и на панели настроек инструмента поставьте опцию Инверсия (Reverse). Проведите градиент от середины документа к краям ( рисунок 133).

Рисунок 133 – Применение градиента к изображению
Установите режим наложения этому слою Мягкий свет (Soft Light). Пример наложения Мягкого света представлен на рисунке 134.

Рисунок 134 – Наложение Мягкого света
Вот теперь работа по уроку готова (рисунок 135).

Рисунок 135 – Полученный результат
Литература: Л.5 Гл.14

Практическое занятие № 8
Тема: «Интерфейс программы CorelDraw. Основные настройки и приемы работы»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: индивидуальная.
Цель практического занятия:
– формировать умения по выполнению настроек программы и основных приемах работы в ней.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Создаем многоугольник, граней столько — сколько должно быть зубьев в шестерне (рисунок 136).

Рисунок 136 – Создание многоугольника
Добавляем 2 узла на одной из граней (рисунок 137).

Рисунок 137 – Добавление узлов на грань
Двигаем узлы до желаемой шестерни (рисунок 138).

Рисунок 138 – Изменение граней
Даём заливку (рисунок 139).

Рисунок 139 – Добавление заливки объекту
Деформируем (рисунок 140).

Рисунок 140 – Деформация объекта
Выдавливаем (рисунок 141).

Рисунок 141 – Выдавливание объекта
Освещаем (рисунок 142).

Рисунок 142 – Освещение объекта.
Копируем и вставляем торец шестерни, меняем заливку (рисунок 143).

Рисунок 143 – Полученный результат
Литература: Л.10 Гл.1-2

Практическое занятие № 9
Тема: «Работа с объектами и контурами»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: групповая.
Цель практического занятия:
– закрепить навыки работе с объектами и контурами.
Содержание занятия:
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Задание №1
В качестве текста используете свою фамилию.
Выбираем шрифт и применяем интерактивное вытягивание с помощью инструмента Extrude (рисунок 144).

Рисунок 144 – Применение инструмента ExtrudeЗадаём глубину с помощью панели свойств (рисунок 145).

Рисунок 145 – Настройка глубина буквы
Освещаем. Не забывайте экспериментировать, перемещая кружок с цифрой (рисунок 146).

Рисунок 146 – Создание освещения буквы
Окончательно задаём желаемый ракурс (поворот вытягивания). Пример окончательного ракурса представлен на рисунке 147.

Рисунок 147 – Задание окончательного ракурса буквы
Копируем готовую букву для другой. Редактируем с помощью кнопки Edit text или сочетания Ctrl+Shift+T (рисунок 148).

Рисунок 148 – Создание буквы Е
Задаём ей желаемый «поворот вытягивания», цвет и освещение (рисунок 149).

Рисунок 149 – Настройка параметров буквы Е
Получилось вот так (рисунок 150:

Рисунок 150 – Полученный результат
Задание №2
1.Инструментом Ellipse Tool (F7), удерживая Ctrl, рисуем окружность.
2.Не снимая выделения на панели инструментов выбираем Texture Fill Dialog
3.Устанавливаем параметры как на рисунке 151:

Рисунок 151 – Настройка параметров
4.На данном этапе должно выглядеть так (рисунок 152):

Рисунок 152 – Применение параметров к объекту
5.Идем Bitmaps=> Convert to Bitmap. В появившемся окне Resolution ставим на 72 (по желанию), остальные настройки не меняем и жмем OK.
6.Дальше идем Bitmaps=> Trace Bitmap=> Detailed logo с настройками (рисунок 153):

Рисунок 153 – Настройка параметров Convert to Bitmap
Все это мы проделали, чтобы перевести текстурную заливку в вектор.
7. Далее идем Arrange=> Ungrup (Ctrl+U), берем Pick Tool, выделяем голубые фрагменты и удаляем их. Вот что должно получиться (рисунок 154):

Рисунок 154 – Удаление голубых фрагментов
8.Рисуем новую окружность и размещаем как на рисунке 155:

Рисунок 155 – Создание новой окружности
9.Идем Effects=> Lens и выставляем параметры: выбираем fish eye; rate– 100%, и ставим галочку Frozen (рисунок 156).

Рисунок 156 – Настройка параметров Lens10.Сдвигаем получившуюся фигуру в сторону, а все остальное удаляем.
11.Снова идем Arrange=> Ungrup (Ctrl+U), выделяем окружность, кликнув на белых пятнах или на контуре, и нажимаем Ctrl+ end, чтобы поместить ее на задний план.
12.Идем Edit=> Select All=> Objects и жмем кнопку Combine (Ctrl+L) .
13.Получаем следующее (рисунок 157):

Рисунок 157 – Примененеи параметра Combine
14.Убираем обводку, кликнув правой кнопкой мыши на крестике на палитре цветов.
15.Выбираем Interactive Fill Tool с параметрами (рисунок 158):

Рисунок 158 – Добавление Fill Tool16. Выбираем инструмент Interactive drop shadow при выделенной фигуре, вверху в выпадающем списке presets выбираем large glow, меняем цвет на подходящий. Вот результат (рисунок 159):

Рисунок 159 – Подборка цвета к объекту
Литература: Л.10 Гл.3

Практическое занятие № 10
Тема: «Реализация фирменного стиля с использованием CorelDraw»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: групповая.
Цель практического занятия:
– формировать умения по реализации фирменного стиля с использованием векторного редактора.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания.
Порядок выполнения:
Вам предлагается два способа решения данного задания. Выберите любой, который вам больше нравится и в нем выполняйте.
1– й способ:
Для начала в CorelDraw инструментом Безье (Bezier Tool) рисуем остов цифр (рисунок 160):

Рисунок 160 – Сосздание оства цифр
И с помощью инструмента Художественное оформление (Artistic Media) → Каллиграфия создаем объект, уже имеющий сходство со свернутой лентой (рисунок 161):

Рисунок 161 – Применение инструмента Художественное оформление
И внимательно смотрим на места, в которых лента закручивается. Ставим в этих местах точки и на этих точках разрываем кривую (рисунок 162):

Рисунок 162 – Создание точек на местах закручивания
Проделываем так во всех местах, где лента переходит из плоскости в плоскость. Отменяем Каллиграфический контур, разбиваем кривую на составляющие (ctrl+K). Должно выйти нечто подобное (выделил каждый отрезок отдельным цветом), как на рисунке 163:

Рисунок 163 – Разбитие кривой на составляющие
Теперь, выделив все полученные кривые, снова применяем им каллиграфический контур. Получаем набор витков ленты (рисунок 165):

Рисунок 164 – Применение каллиграфического контура
Клацаем на нем правой кнопкой и в выпадающем меню выбираем Разъединить группу Художественное оформление, либо жмем Ctrl+K. Направляющие можно удалить.
Теперь полученные участки раскрашиваем градиентом (если не надо ничего другого, как в моем случае), можно добавить бликов/теней, если надо – вручную некоторым участкам добавить красивости (рисунок 165):

Рисунок 165 – Раскраска участков градиентом
Но нам нужна была георгиевская ленточка. Поэтому полученную основу мы раскрасим в черный (с градиентом для живости). Пример показан на рисунке 166.

Рисунок 166 – Применение черного градиента
Дублируется отдельный виток (просто жмем [+], создается дубликат объекта в том же месте, над исходным), и задаем этому дубликату Outline (выбрал красный цвет, чтобы было лучше видно, но это не принципиально) с параметрами (рисунок 167):

Рисунок 167 – Задание параметров OutlineЗаливка объекту не нужна. Его можно продублировать еще раз и отложить в сторону, чтобы потом с него копировать свойства заливки/обводки (рисунок 168).

Рисунок 168 – Копирование свойв объекта
Дальше от кривой оставляем только верхнюю и нижнюю части, и разбиваем ее на 2 кусочка (рисунок 169). Которые сдвигаем немного к середине ленты (ниже на картинке в режиме Wireframe я выделил смещение этих кривых):

Рисунок 169 – Разбитие кривой на 2 кусочка
Между этими кривыми создаем бленд (рисунок 170):

Рисунок 170 – Создание бленда
Ничего, что коряво, просто изменим направление одной из опорных кривых и все станет на свое место (рисунок 171):

Рисунок 171 – Изменение направления кривой
Потом разбиваем группу бленда, объединяем 4 кривые в одну и преобразовываем абрис в объект (Arrange → Convert Outline To Object). Удаляем исходную кривую, которая осталась после преобразования (в X4, если кривая не имеет заливки, она удаляется автоматически). Выделяем 2 объекта (красный с полосочками и черный виток ленты), чтоб обрезать полоски под размер витка (рисунок 172):

Рисунок 172 – Обрезание полоски
Операция Пересечение. Удаляем красные объект. Он нам не нужен. Полученный объект перекрашиваем как надо (рисунок 173):

Рисунок 173 – Перекрашивание объекта
Если нужно, можно вручную подравнять. Так поступаем со всеми витками (рисунок 174).

Рисунок 174 – Полученный результат
Добавляем блики– тени. Теням можно назначить режим Умножение (Multiply), как показано на рисунке 175:

Рисунок 175 – Добавление бликов-теней
2– й способ
1. Выберите инструмент Bezier Tool
2.Нарисуйте произвольную линию (рисунок 176).

Рисунок 176 – Произвольная линия
3. Теперь выберите инструмент Interactive Extrude Tool (Интерактивное выдавливание), который показан на рисунке 177:

Рисунок 177 – Инстурмент Interactive Extrude Tool
4. Придайте форму, примерно, как на рисунке 178.

Рисунок 178 – Придание формы объекту
5. В строке меню Arrange – > Break Extrude Group Apart (Упорядочить– >Разъединить) или Ctrl+K (рисунок 179).

Рисунок 179 – Применение свойства Break Extrude Group Apart6. На панели свойств нажмите кнопку «Ungroup all» (Отменить группировку полностью), как на рисунке 180.

Рисунок 180 – Отмена группировки
7. Удалите эту форму (рисунок 181).

Рисунок 181 – Удаление формы
8. Залейте соответствующим цветом (рисунок 182).

Рисунок 182 – Заливка цветом
Литература: Л.10 Гл.7

Практическое занятие № 11
Тема: «Использование спецэффектов при обработке документа»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: групповая.
Цель практического занятия:
– закрепить навыки по реализации спецэффектов при обработке документов.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания, системные платы.
Порядок выполнения:
Задание №1
1. Выбираем Ellipse tool, удерживаем Ctrl и рисуем круг. Исправляем диаметр на 60 мм – потом пригодится (рисунок 183).

Рисунок 183 – Создание круга с диаметром 60 мм
2. Окрашиваем наш круг в черный цвет.
3. Выделяем круг, берем правый верхний маркер (черный квадратик), зажимаем Shift и тянем к центру. Получается такой же круг, только меньше. Когда новый круг станет нужного размера, не отпуская Shift жмем Ctrl (рисунок 184).

Рисунок 184 – Создание нового круга меньшего размера
Окрашиваем его в красный цвет.
4. Аналогично рисуем еще два серых и один красный круг. Группируем их – Сtrl+G (рисунок 185).

Рисунок 185 – Группировка объектов
5. Теперь обозначим центр дартса. В левый верхний угол страницы (там, где сходятся линейки и нарисован знак из двух пунктирных линий и стрелочки) нажимаем левой кнопкой мыши, вытягиваем две направляющие (крест из пунктирных линий). Теперь эта точка будет началом координат (рисунок 186).

Рисунок 186 – Создание точки начала координат
6. Левой кнопкой мыши вытягиваем из левой линейки направляющую. Над панелью с инструментами находим координаты: х – активная, у – нет. Т.к. мы еще в начале урока задали диаметр круга 60мм, в окошке х задаем 30 мм. Таким же образом тянем направляющую из верхней линейки и в окошке у задаем 0. Теперь направляющие сошлись в середине дартса (рисунок 187).

Рисунок 187 – Установка 30 мм диаметра
7.Берем Freehand tool, нажимаем сначала в центр дартса, а потом на верхнюю точку черного круга. Получается линия – как на рисунке 188.

Рисунок 188 – Создание линии с помощью Freehand tool8. Выделяем прямую, выбираем Arrange– Transformations– Rotate или Alt+F8 – это вращение. Задаем такие параметры и нажимаем Apply to duplicate. Появляется копия прямой, выходящая из того же центра (рисунок 189).

Рисунок 189 – Настройка параметров Rotate9. Еще раз нажимаем Apply to duplicate и так до тех пор, пока прямые не заполнят весь круг (рисунок 190).

Рисунок 190 – Заполнение круга линиями
10. Теперь выбираем Smart fill tool, в настройках выбираем черный цвет, в окошке Outline – None. Теперь наводим курсор, принявший вид плюса на один из серых секторов и щелкаем левой кнопкой мыши: был серый – стал черный. Таким образом закрашиваем черным половину секторов (рисунок 191).

Рисунок 191 – Раскраска фрагментов черным цветом
11. Аналогичным образом меняем красный на зеленый (рисунок 192).

Рисунок 192 – Раскраска фрагментов зеленым цветом
12. Теперь выделяем меньший серый круг и как в п. 3 добавляем в середину два круга – зеленый и красный (рисунок 193).

Рисунок 193 – Конечная раскраска фрагментов
13. Для пущей достоверности поворачиваем дартс на 7 градусов (рисунок 194).

Рисунок 194 – Поворот объекта на 7 градусов
14. Теперь расставляем цифры. Я их копирую (беру старую цифру левой кнопкой мыши – перемещаю на новое место – щелкаю правой кнопкой – получается копия) и там меняю 9рисунок 195).

Рисунок 195 – Расстановка цифр
Задание №2
Создаем новый документ (по умолчанию A4) с альбомной ориентацией листа.
Выбираем инструмент Эллипс и растягиваем овал с пропорциями яйца по вертикали (рисунок 196):

Рисунок 196 – Создание эллипса
Щелкаем по нему правой кнопкой мыши и выбираем «Преобразовать в кривую» (рисунок 197):

Рисунок 197 – Преобразование в кривую
Затем берем инструмент «Форма» (F10), и рамкой выделяем два средних узла, а затем, удерживая нажатой клавишу Ctrl, тянем вниз, чтобы придать овалу форму яйца (рисунок 198):

Рисунок 198 – Придание формы яйца
Выбираем инструмент «Указатель» и дублируем овал с помощью комбинации клавиш Ctrl+D. Нужно, чтобы дубликат находился точно по середине оригинала. Если это не так, возьмите его за центр (маленький черный крестик) и поместите точно на оригинал. Дубликат при перемещении должен примагнитить к центру оригинала. Возможно у вас будет отключена привязка к объектам. Тогда ее нужно включить на панели свойств (рисунок 199):

Рисунок 199 – Применение инструмента «Указатель»
Уменьшаем новый овал с помощью угловых маркеров трансформации примерно на половину, удерживая при этом нажатой клавишу Shift, чтобы сохранить пропорции.
Аналогично создаем второй дубликат контура яйца и еще уменьшаем его. Созданные контуры мы используем для создания объема за счет перетекания одного в другой. Должно получиться следующее (рисунок 200):

Рисунок 200 – Создание дубликатов слоя
7. Теперь нужно покрасить заготовки и удалить у них контуры. Выделяем поочередно все три овала и выбираем цвет примерно, как на рисунке. После выполнения заливки выделите все три овала рамкой и удалите их контуры, щелкнув правой кнопкой мыши по квадратику с крестиком в цветовой палитре. Кстати, у вас может просто не быть таких ярких цветов в палитре. Это зависит от настроек управления цветом в программе. Если это так, вызовите команду меню Инструменты > Управление цветом. Откроется окно с одноименным названием, в самом верху которого раскройте список «Параметры» и выберите вариант «Управление цветом отключено». Нажмите кнопку OK внизу окна (рисунок 201).

Рисунок 201 – Покраска слоев и удаление контуров
8. Итак, у нас есть три овала. Продублируйте нижний большой овал (он нам понадобится позже) и переместите его в сторону. Теперь выберите на панели инструментов инструмент «Перетекание». Установите курсор где– либо на красном овале, нажмите кнопку мыши и переместите его к краю большого овала. Вы увидите, как появятся контуры промежуточных объектов перетекания, за счет которых получается плавный переход между объектами. Сделайте то же самое, протянув перетекание от маленького овала к среднему. Чтобы еще больше сгладить переход между формами, добавим количество шагов перетекания на панели свойств (рисунок 202):

Рисунок 202 – Инструмент «Перетекание»
9. На этом этапе у вас должен получиться такой градиент (рисунок 203):

Рисунок 203 – Полученный результат
Выделите рамкой с помощью инструмента полученный объект и сгруппируйте овалы, нажав комбинацию клавиш Ctrl+G.
10. Теперь обратимся к дубликату нижнего овала, скромно дожидающемуся своей очереди в стороне. В будущем он послужит двум целям, а пока что разместите его подальше от только что созданной группы и заблокируйте, щелкнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав в контекстном меню команду «Блокировать объект». Будем делать узор для яйца.
11. Выберите на панели инструментов инструмент «Ломаная линия». Ориентируясь на рисунок, создайте три горизонтальные линии, пересекающие овал в разных местах. Для завершения каждой линии выполняйте двойной щелчок в конечной точке (рисунок 204).

Рисунок 204 – Создание ломаных линий
12. Делайте линии широкими, в дальнейшем нам это потребуется. Далее нанесите диагональные линии, как показано на рисунке ниже. Лучше всего использовать метод дублирования и смещения линий. Тогда при последующих дублированиях смещение будет повторяться (рисунок 205).

Рисунок 205 – Созданиедиагональных ломаных линий
13. Когда решетка будет готова, выделите рамкой все линии. На панели свойств нажмите кнопку «Объединить» (рисунок 206):

Рисунок 206 – Инструмент «Объединение»
14. Линии соединятся в один объект, после чего их можно форматировать. Установите для них значение толщины около 3 мм (рисунок 207):

Рисунок 207 – Установка толщины линий
15. Линии стали толще, но так и остались линиями. Преобразуем их в объект. Для этого вызовите команду Упорядочить> Преобразовать абрис в объект (линии должны быть при этом выделены). Теперь с ним можно выполнять булевы операции. Нам потребуется операция «Пересечение» для определения контура узора, совпадающего с контуром яйца.
16. Разблокируйте овал, лежащий позади узора, щелкнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав в контекстном меню команду «Разблокировать объект». Выделите рамкой нижний овал и линии узора. Затем на панели свойств щелкните по кнопке «Пересечение» (рисунок 208):

Рисунок 208 – Инструмент «Пересечение»
17. В результате выполнения этой операции образуется новый объект, который сейчас находится на том же месте, где и исходный объект узора. Возможно, вам потребуется переместить его на самый верх текущего слоя, чтобы он находился поверх основы яйца, созданной ранее. Для этого нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Home.
18. Щелкните в палитре любой яркий цвет, чтобы выделить узор. Переместите его, на основной контур яйца и точно совместите с ним. Ту решетку линий, что остались за листом можно удалить, она нам больше не нужна, но не удаляйте контур яйца (рисунок 209).

Рисунок 209 – Придание цвета решетке
19. Выберите инструмент «Интерактивная заливка», установите тип заливки – «Радиальные» и сделайте узору заливку от центра к краям: край – темно– желтый, центр – светло– желтый (рисунок 210):

Рисунок 210 – Применение «Интерактивной заливки»
20. Возьмите овал, лежащий в стороне и поместите его на яйцо, точно совмещая с оригиналом. Если он скрыт под другими объектами, нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Home, чтобы переместить его наверх.
21. Сделаем верхнему овалу полупрозрачность радиального типа, чтобы еще больше оттенить узор, лежащий на яйце. Выберите на панели инструментов инструмент «Прозрачность» и выполните заливку от центра к правому краю. На панели свойств установите тип прозрачности – «Радиальные» (рисунок 211):

Рисунок 211 – Применение инструмента «Прозрачность»
22. А теперь последний штрих – добавим классический блик на поверхности яйца, имитируя лакированную поверхность. Для того возьмите инструмент «Эллипс» и нарисуйте овал в верхней части яйца. Установите белый цвет заливки и уберите контур (рисунок 212).

Рисунок 212 – Добавление классического блика
23. Возьмите инструмент «Прозрачность» и, удерживая Ctrl, проведите направляющую прозрачности, как показано на рисунке (рисунок 213):

Рисунок 213 – Добавление прозрачности
24. Возьмите инструмент «Указатель» и выделите все созданные объекты, обведя их рамкой и сгруппируйте, нажав комбинацию клавиш Ctrl+G. Уменьшите группу, удерживая клавишу Shift. Щелкните по яйцу еще раз и поверните его немного против часовой стрелки.
25. Для композиции желательно иметь несколько яиц, поэтому продублируем это яйцо еще два раза. Разместите дубликаты в ря, как показано на рисунке 214:

Рисунок 214 – Полученный результат
26. Теперь покрасим два новых яйца в синий и зеленый цвета. Поскольку все составляющие яйца теперь находятся внутри группы, достаточно будет раскрыть группу нужного объекта и, выделив основные кривые, выбрать для них в палитре новые оттенки.
27. Например, выделим второе яйцо. Раскроем в панели «Диспетчер объектов» группу и, выделяя ее кривые выбираем новые цвета в палитре. В результате получим следующее (рисунок 215):

Рисунок 215 – Изменение цвета яиц
28. Разместите объекты группой один за другим (рисунок 216):

Рисунок 216 – Расстановка в окончательном варианте
29. Сделаем тень, которую будут отбрасывать яйца полупрозрачной и немного размытой. Для этого создайте на пустом месте овал черного цвета. И примените к нему инструмент «Тень», щелкнув по середине и потянув немного вправо, со следующими параметрами (рисунок 217):

Рисунок 217 – Инструмент «Тень»
30. Теперь примените к тени инструмент «Прозрачность» со следующими параметрами (рисунок 218):

Рисунок 218 – Инструмент «Прозрачность»
31. Овал должен полностью исчезнуть, оставив только тень (рисунок 219).

Рисунок 219 – Полученный результат прозрачности
32. Возьмите инструмент «Указатель», щелкните по тени правой кнопкой мыши и, удерживая ее, переместите в сторону. Отпустите кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выберите «Скопировать сюда». Разместите каждую тень у основания каждого яйца. Чтобы переместить объекты тени на задний план используйте комбинацию клавиш Ctrl+End (рисунок 220):

Рисунок 220 – Полученный результат с применением тени
Литература: Л.10 Гл.12

Практическое занятие № 12
Тема: «Подготовка макета и печать»
Тип практического занятия: частично– поисковый.
Форма организации студентов: групповая.
Цель практического занятия:
– закрепить навыки по выполнению набора операций при подготовке макета и его печати.
Оснащение (оборудование): методические указания по выполнению практического занятия, индивидуальные задания, периферийные устройства, внешние устройства.
Порядок выполнения:
Для начала ознакомимся с инструментами, которые будем использовать при рисовании (рисунок 221):

Рисунок 221 – Основные инструменты
1) С помощью инструмента Эллипс (F7) рисуем три овала, каждый последующий меньше предыдущего. Заливаем их соответственно цветами палитры CMYK (35;100;98;2), (7;95;93;0), (0;60;80;0).
Примечание! Для открытия более детальной палитры, которая изображена на рисунке, необходимо удержать левую клавишу мыши на выбранном цвете пару секунд для открытия палитры оттенков этого цвета (рисунок 222).

Рисунок 222 – Создание овалов с уменьшением
Если вы столкнулись с проблемой как убрать обводку у объекта, сделайте следующее: необходимо нажать правой кнопкой на крестик в самом верху палитры, обводка таким образом исчезнет, предварительно выделив нужный объект
Особенность этой кнопки – если нажать правую клавишу мышки – исчезнет контур объекта, если нажать левую – исчезнет сама заливка
2) Первый более темный эллипс будет служить нам основанием, его мы не трогаем. Накладываем 2 последних эллипса друг на друга (Ctrl+PageUp) перемещает объект на один слой выше и (Ctrl+PageDown) на один слой ниже. С помощью клавиши Shift выделяем оба объекта и далее используем инструмент Интерактивное перетекание. Число шагов между фигурами при перетекании оставляем по умолчанию – 20. Это первый способ осуществить интерактивное перетекание, если у вас возникли проблемы, воспользуйтесь способом, указанным ниже (рисунок 223).

Рисунок 223 – Применение Интерактивного перетекания
Второй способ осуществить интерактивное перетекание:
– Включить меню Окно – Докеры – Смешанное (это и есть интерактивное перетекание);– Оно появляется в боковой правой панели возле палитры, щелкните по нему, чтобы развернуть его (рисунок 224)

Рисунок 224 – Параменты Интерактивного перетекания
– Выделяете необходимые объекты, с которыми нужно осуществить перетекание и нажимаете кнопку «Принять»
Примечание. Сочетаниями клавиш (Ctrl+PageUp) и (Ctrl+PageDown) можно перемещать выделенный объект на один слой выше или ниже.
3) Теперь получившийся объект накладываем на третий овал, который больше предыдущих, его помещаем под полученные перетеканием формы, он будет служит некой обводкой и подчеркивать форму брюшка.
С помощью инструмента Свободная рука (F5) или Полилиния, кому как удобно, рисуем верхнюю часть нашей букашки, подправляем полученный объект и сглаживаем в местах узлов с помощью инструмента Форма (F10). Снова рисуем 2 овала, с помощью эллипса (F7). На оба применяем инструмент Интерактивная прозрачность. В настройках данного инструмента для первого овала выбираем тип – базовую полупрозрачность с режимом умножение 75%. Для второго объекта используем тип – линейной полупрозрачности с режимом умножение. Накладываем получившиеся фигуры поверх заготовки для букашки (Shift+PageUp) выше всех слоев (рисунок 225).

Рисунок 225 – Применение инструмента Интерактивная прозрачность
А это подсказка как нарисовать быстро мордочку: не забудьте сначала перевести эллипс в кривые правой кнопкой мыши (рисунок 226).

Рисунок 226 – Пошаговое создание мордочки
4) Далее рисуем ножки и усики нашей букашке. Заливаем объекты черным цветом, поверх них инструментом Свободная рука или Полилиния рисуем еще объекты, используем из палитры оттенки серого (рисунок 227). Каждую лапку отдельно с находящимися на ней объектами группируем (выделяем и нажимаем правую клавишу мыши Группа (Ctrl+G)).

Рисунок 227 – Создание лапок
Крупный план ножек (рисунок228):

Рисунок 228 – Лапки крупным планом
5) Рисуем букашке крылышки. Они состоят из объектов, различающихся только размером и цветом, при этом используем оттенки красного. Накладываем их один поверх другого (рсиунок 229).

Рисунок 229 – Создание крылышек
6) К каждой лапке нашей букашки применяем тень с настройками, как показано на рисунке (рисунок 230).

Рисунок 230 – Применение тени к ножкам
7) Теперь выделяем спинку (основание) и также применяем инструмент Тень с настройками, как показано на рисунке (рисунок 231).

Рисунок 231 – Применение тени к спинке
8) Дорисовываем объекты на самой мордочке букашки и рисуем на спинке пятна, эллипсы черного цвета, искажая их до определённой формы с помощью указателя. Накладываем на мордочку объекты белого цвета, один из объектов делаем меньше другого, придаем им стандартную базовую прозрачность (рисунок 232).

Рисунок 232 – Дорисовка недостоющих объектов
9) Нарисуем глазки. Инструментом Эллипс рисуем два объекта, искажаем, получаем овалы, заливаем определённым цветом, используем оттенки серого из палитры и применяем на выделенные объекты инструмент Интерактивное перетекание с количеством в 20 шагов. Размещаем на букашке (рисунок 233).

Рисунок 233 – Создание глазок
10) Создаем блики на спинке. Также рисуем овалы, заливаем белым цветом и применяем интерактивную полупрозрачность линейного типа с режимом светлее (рисунок 234).

Рисунок 234 – Добавление бликов
11) Нарисуем блик небольшого размера круглой формы. Инструментом Эллипс рисуем окружность, применяем на нее Интерактивную полупрозрачность радиального типа, нормального режима. В настройках прозрачности (Двойным щелчком по первому значку в верхнем меню), появится окно настроек прозрачности. Меняем цвета, которые стояли по умолчанию, как показано на рисунке. Из: выставляем черный цвет, В: выставляем белый цвет, нажимаем ОК. Размещаем блик на спинке (рисунок 235).

Рисунок 235 – Пошаговое создание бликов
12) Нарисуем еще один блик с другой стороны спинки букашки. Рисуем объект, как показано на рисунке, применяем на него тень, в верхнем меню, в настройках тени выставляем цвет тени – белый, далее к этому же объекту применяем Интерактивную полупрозрачность, базового типа 100%. Группируем все объекты и божья коровка готова (рисунок 236).

Рисунок 236 – Создание дополнительного блика
Добавляем лист и результат готов. Готовый результат показан нарисунке 237.

Рисунок 237 – Полученный результат
Литература: Л.10 Гл.12

Заключение
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Цель – призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на теоретических занятиях и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов.
План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса. Особое внимание на практических занятиях уделяется формированию конкретных умений, навыков. На практических занятиях моделируется фрагменты будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студенты отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний.
Требования к практическим занятиям:
1) занятия не должны быть громоздкими, необязательно демонстрировать использование многих методик или какой– то сложной методики в полном объеме, достаточно дать студентам убедится в возможности получения достоверных данных с ее помощью для решения реальной исследовательской задачи или удостовериться в истинности какой– нибудь теории с помощью эксперимента или статистической обработки количественных данных;
2) обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация полученных на занятиях результатов, т.е. попутно студент получает знания по теории.

Список использованных источников
Гагарина, Л.Г. Технология разработки программного обеспечения [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Гагарина [и др.]. М.: Форум-Инфра-М, 2008. – 400с.: ил. – (Высшее образование).
Д. М. Фуллер, И. П. Рябинин, Р. Г. Прокди Adobe Photoshop CS5. Официальная русская версия. Учебный курс Издательство: Наука и техника Серия: Просто о сложном 2012 г. 464стр.
Нина Комолова, Елена Яковлева Adobe Photoshop CS5 для всех (+ CD-ROM) БХВ-Петербург 2011 г. 624стр.
Самоучитель Adobe Photoshop CS5 (+ CD-ROM) Евгения ТучкевичБХВ-ПетербургСерия: Самоучитель2011 г. 496стр.
100 профессиональных приемов Adobe Photoshop CS5 с нуля (+ CD-ROM) М. М. Владин, А. Б. Анохин Лучшие Книги Серия: Книга + Видеокурс 2011 г. 176стр.
Ю. Гурский, И. Гурская, А. Жвалевский Компьютерная графика. - СПб.: Питер, 2005. - 812 c.
Миронов Д. Компьютерная графика в дизайне. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. - СПб. Питер, 2005.- 640 с.
Мамаева Г.А., Рыкова И.И. Компьютерная графика: Учеб.пособие.-СПб.:СПбГИЭУ, 2005.- 203 с.
Миронов Д. CorelDRAW 10: Учебный курс / Д. Миронов. – СПб.: Питер, 2001. – 444с.: ил. – (Учебный курс).
Тайц А.М. CorelDRAW 10: все программы пакета: Наиболее полное руководство / А.М. Тайц, А.А. Тайц. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 1133с.: ил.
Коцюбинский А.О. CorelDRAW 10: Новейшие версии программ/ А.О. Коцюбинский. – М.: ТРИУМФ, 2000. – 308с.: ил.
Карабин П.Ф. Использование программы CorelDRAW 10 / П.Ф. Карабин. – М.: СОЛОН-Р, 2001. – 527с.: ил. – (Полное руководство пользователя).
Белл Джон А., 3D Studio Max R3. Спецэффекты и дизайн.
Винклер Петер, Изучаем трехмерный дизайн с 3D Studio Max.
Ким Ли, 3D Studio MAX для дизайнера. Искусство трехмерной анимации.
Стид Пол, Моделирование персонажей в 3ds max.
Чумаченко И. Н., 3ds Max 9. Пошаговое руководство для начинающих дизайнеров.
Чепмен Н., Чепмен Д. Цифровые технологии мультимедиа. – М.: Диалектика, 2005. – 624 с.
Кузнецов И., Познин В. Создание фильма на компьютере. – СПб.: Питер, 2005. – 270 с.
Колб, Тим. Premiere Pro 1.5. Мастерство видеомонтажа. - СПб.: Питер, 2005. - 188 с.
Рецензия
на методические указания для практических занятий по МДК.04.01 «Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин» предназначены для студентов 3 курса средних специальных учебных заведений специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Автор: Кистанов Д.А.
Методические указания для практических занятий по МДК.04.01 «Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин» для студентов 3 курса средних специальных учебных заведений специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» соответствуют рабочей программе по МДК.04.01 «Программное сопровождение электронно– вычислительных и вычислительных машин» и рассчитаны на 24 часа практических занятий. Текстовая часть работы состоит из 123 листов.
Автор проанализировал основные требования образовательной программы к характеру и уровню подготовки специалистов и в соответствии с ними грамотно сформулировал основные направления профессиональной деятельности будущих специалистов. Подробно проанализирован перечень профессиональных и общих компетенций, необходимых специалисту в области программирования в компьютерных системах, связанных с программным сопровождением электронно– вычислительных и вычислительных машин.
В методических указаниях рассмотрены вопросы, связанные с работой с областями изображений, созданием и редактированием многослойных изображений, рисованием в Adobe Photoshop, ретушированием изображений, осуществлением сложного монтажа в Adobe Photoshop, сканированием и коррекцией изображений, работой с объектами и контурами, реализацией фирменного стиля с использованием CorelDraw, использованием спецэффектов при обработке документа, подготовкой макета и его печати.
Данные методические указания помогут получить практические навыки и умения по темам учебной дисциплины.
Данные методические указания предназначены студентам и преподавателям в качестве помощи при подготовке к практическим занятиям и рекомендованы для использования в учебных целях
Рецензент Кистанова Т.В.
преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификационной категории ГАПОУ «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области