Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Охрана труда и техника безопасности 240136 Коксохимическое производство

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»









Методические указания
по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине
Охрана труда и техника безопасности

240136 Коксохимическое производство




































2016

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 240136 Коксохимическое производство рабочего учебного плана и рабочей программы учебной дисциплины Охрана труда и техника безопасности





Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы рассмотрены на заседании ЦМК _______________________________________________________
«____»________ 20_____ г. протокол № _____.


Председатель ЦМК ___________________________

Составлена: Амировой С.А.. , преподавателем ГБПОУ «ЮУМК»











Содержание

Пояснительная записка
4

1 Тематический план учебной дисциплины
5

2 Виды самостоятельной работы студентов
7

3 Методические указания по выполнению заданий
8

Задание 1
8

Задание 2
10

Задание 3
8

Задание 4
8

Задание 5
12

Задание 6
12

Задание 7
12

Задание 8
12

4. Список рекомендуемой литературы
16








Пояснительная записка

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умение самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Самостоятельная работа способствует активизации творческого потенциала личности, развитию мобильности будущего высококвалифицированного специалиста.
Задачи самостоятельной работы:
- развития общих и профессиональных компетенций;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- умение использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, отводимо на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах ___% (устанавливается по учебному плану) от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине (профессиональному модулю).

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Для овладения знаниями:
Для закрепления и систематизации знаний:
Для формирования умений и развития общих и профессиональных компетенций:

Чтение текста (конспекта, учебника, первоисточника, дополнительной литературы)
Работа с конспектом лекции
Решение задач и упражнений по образцу

Составление плана текста
Повторная работа над учебным материалом
Решение вариантных задач и упражнений

Графическое изображение структуры текста
Составление плана и тезисов ответа
Выполнение чертежей, схем

Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации учебного материала
Выполнение расчетно-графических работ

Работа со словарями и справочниками
Изучение нормативных материалов
Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

Работа с нормативными документами
Ответы на контрольные вопросы
Подготовка к деловым играм

Учебно-исследовательская работа
Аналитическая обработка текста
Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет им др.
Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции
Подготовка курсовых и дипломных работ (проектов)

Создание фильмов, мультимедийных презентации.

Подготовка рефератов, докладов
Экспериментально-конструкторская работа


Составление библиографии
Опытно-экспериментальная работа


Тестирование и др.
Упражнение на тренажере



Упражнения спортивно-оздоровительного характера



Рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.


Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Возможные формы контроля:
- проверка выполненной работы преподавателем;
- отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем (и/или студентами группы);
- зачет;
- тестирование;
- семинарские занятия;
- контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность или частичная сформированность общих или профессиональных компетенций;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями















Требования к уровню подготовки студента
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- законодательство в области охраны труда;
- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
- правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
- действие токсичных веществ на организм человека;
- категорирование производств по взрыво- и пожароопасности
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- права и обязанности работников в области охраны труда;
- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
- применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;
- инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;



2 Виды самостоятельной работы студентов

№ п/п)
№ и наименование темы
Тема и вид самостоятельной работы
Кол-во часов

1
Тема 1.1
Основные понятия. Термины, определения

Реферат на тему: «Охрана труда и техника безопасности на производстве в условиях ООО «Мечел-Кокс»
7

2
Тема 1.4
Государственное управление охраной труда

Изучить статью 216 Трудового Кодекса РФ
4

3
Тема 1.5
Органы надзора за охраной труда
Реферат на тему: «Права и обязанности Роспотребнадзора и пожарной инспекции»
4

4
Тема 2.1
Понятие несчастного случая и профзаболевания
Реферат на тему: «Охрана труда и правовое регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве»
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите.
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите

4

5
Тема 2.2
Показатели количества и коэффициента тяжести несчастного случая. Классификация причин несчастного случая.
Составить конспект по теме: «Особенности КХП. Опасные и вредные факторы КХП».
5

6
Тема 3.1
Площадка предприятия. Производственные здания и сооружения
Составить конспект по теме :«Меры безопасности при подготовке шихты к коксованию при производстве кокса».
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите
3

7
Тема 6.1
Метеорологические условия производственной среды
Составить конспект по теме: «Метеорологические условия (температура, относительная влажность, лучистая энергия, скорость движения воздуха) для микроклимата на рабочем месте».
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите
3

8
Тема 10.1
Основные понятия пожарной безопасности
Составить конспект по теме: «Вещества и материалы, вырабатываемые и применяемые на КХП (антрацен, аммиак, бензол, коксовый и доменные газы, смола, угольная пыль, нафталин). Их опасность.».
4

Итого:
33

3 Методические указания по выполнению заданий
Тема 1.1
Основные понятия. Термины, определения
Задание 1
на тему:«Охрана труда и техника безопасности на производстве в условиях ООО «Мечел-Кокс»
Тема 1.5
Органы надзора за охраной труда
Задание 3
на тему: «Права и обязанности Роспотребнадзора и пожарной инспекции»
Тема 2.1
Понятие несчастного случая и профзаболевания
Задание 4
на тему: «Охрана труда и правовое регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве»
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите
1 Цель задания:
Углубление знаний по теме занятия.

Подготовка реферата
Образец титульного листа


Наименование
учебного заведения


Р Е Ф Е Р А Т

Тема:


Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя



Челябинск 20__



Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16

Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите

Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение работы, формулировку выводов по работе.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
Тема 1.4
Государственное управление охраной труда
Задание 2
Изучить статью 216 Трудового Кодекса РФ
Цель задания:
- Закрепление теоретических знаний
- Углубление ранее изученного материала
- Выработка умений пользоваться нормативно-справочной литературой
.
Развиваемые компетенции ОК 01, ОК03,
Количество часов на выполнение: 4 час

Текст задания.

Изучить статью 216 Трудового Кодекса РФ
Статья 216. Государственное управление охраной труда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Формы контроля:
-проверка правильности письменного задания в тетрадях с конспектами и у доски
- своевременное представление выполненных заданий
Критерии оценки:
- полнота оформленного работы;
- наличие правильного вывода;
- объем выполненных заданий;
- оформление (аккуратность, последовательность)

Тема 2.2
Показатели количества и коэффициента тяжести несчастного случая. Классификация причин несчастного случая.
Задание 5
по теме:«Особенности КХП. Опасные и вредные факторы КХП».
Тема 3.1
Площадка предприятия. Производственные здания и сооружения
Задание 6
по теме:«Меры безопасности при подготовке шихты к коксованию при производстве кокса».
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите
Тема 6.1
Метеорологические условия производственной среды
Задание 7
по теме: «Метеорологические условия (температура, относительная влажность, лучистая энергия, скорость движения воздуха) для микроклимата на рабочем месте».
Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите
Тема 10.1
Основные понятия пожарной безопасности
Задание 8
по теме: «Вещества и материалы, вырабатываемые и применяемые на КХП (антрацен, аммиак, бензол, коксовый и доменные газы, смола, угольная пыль, нафталин). Их опасность.».
Составление конспекта
Образец оформления конспекта

1 Цель задания:
Обработка, закрепление и углубление знаний по теме занятия, систематизация теоретического материала
2. Развиваемые компетенции ОК 01, ОК03

3 Количество часов на выполнение: 5, 3,3,4 час


КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

План (схема простого плана):

1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):

1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Составление опорных конспектов по химии.
Опорный конспект должен быть содержательным (т.е. отражать главное в тексте) и полным (полный не значит подробный), кратким и четко структурированным. Записать текст  нужно кратко – это значит изложить его сущность своими словами с использованием схем, общепринятых знаков и символов.
Последовательность действий при составлении опорного конспекта:
1.     Внимательно прочитать текст.
2.     Определить тип текста.
3.     Мысленно разделить текст на логически законченные части.
4.     Определить, о чем говориться в каждой части, выделить главное.
5.     Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.
6.     Изложить кратко содержание каждой части, используя общепринятую символику. Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с уравнениями,  приведенными в учебнике.
7.     Правила, законы, выводы необходимо выделить.
8.     В конспекте могут быть схемы, таблицы, диаграммы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного материала (допускается использование дополнительной литературы).
9.     Продумать взаимосвязь блоков конспекта и их взаимное расположение, учитывающее эту взаимосвязь.

Образец конспекта.

1. Классификация опасных и вредных производственных факторов
1.1. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

· физические;

· химические;

· биологические;

· психофизологические.
1.1.1. Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

· движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования;
передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся
горные породы;

· повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

· повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

· повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

· повышенный уровень шума на рабочем месте;

· повышенный уровень вибрации;

· повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

· повышенный уровень ультразвука;

· повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое
изменение;

· повышенная или пониженная влажность воздуха;

· повышенная или пониженная подвижность воздуха;

· повышенная или пониженная ионизация воздуха;

· повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

· повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может
произойти через тело человека;

· повышенный уровень статического электричества;

· повышенный уровень электромагнитных излучений;

· повышенная напряженность электрического поля;

· повышенная напряженность магнитного поля;

· отсутствие или недостаток естественного света;

· недостаточная освещенность рабочей зоны;

· повышенная яркость света;

· пониженная контрастность;

· прямая и отраженная блесткость;

· повышенная пульсация светового потока;

· повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;

· повышенный уровень инфракрасной радиации;

· острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

· расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

· невесомость.
1.1.2. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:
по характеру воздействия на организм человека на:

· токсические;

· раздражающие;

· сенсибилизирующие;

· канцерогенные;

· мутагенные;

· влияющие на репродуктивную функцию;

· по пути проникания в организм человека через:

· органы дыхания;

· желудочно-кишечный тракт;

· кожные покровы и слизистые оболочки.
1.1.3. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

· патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы,
простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

· 1.1.4. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:
а) физические перегрузки;
б) нервно-психические перегрузки.
1.1.4.1. Физические перегрузки подразделяются на:

· статические;

· динамические.
1.1.4.2. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

· умственное перенапряжение;

· перенапряжение анализаторов;

· монотонность труда;

· эмоциональные перегрузки.
1.2. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего
действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным в п. 1.1.


5 Формы контроля:
- текущий контроль (устный опрос, тестирование, самостоятельная работа)
- проверка конспекта

6 Критерии оценки:
- уровень усвоения теоретического материала;
- качество составленного конспекта (оформление, структура, содержание).

Оформление отчета по практической работе и подготовка к ее защите

Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение работы, формулировку выводов по работе.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
Список рекомендуемой литературы

Основные источники

Конституция Российской Федерации.
Ильинский Б.Д. Охрана труда на предприятиях черной металлургии [Текст] : учебник / Б.Д. Ильинский. – М.: Металлургия, 2005.
Гольбрайхт Ю.А. Техника безопасности при производстве кокса [Текст] : учебник / Ю.А. Гольбрайхт. – М.: Металлургия, 2005.
Правила безопасности в коксохимическом производстве. – М.: Металлургия, 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации.

Дополнительные источники:
Рыбалко В.И. Ответы на вопросы по охране труда [Текст] : учебник / В.И, Рыбалко – Донецк. Донбасс, 1985.
Аханченок А.Г. Основы пожарной безопасности металлургических предприятий [Текст] : учебник / А.Г. Аханченок – М.: Металлургия, 1982.

Интернет ресурс:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
2. Технические средства обучения:

· учебная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием.





























13PAGE \* MERGEFORMAT14715
















Заголовок 1 Заголовок 215