Конспект урока по чтению на тему: Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».


Конспект пробного урока
Турышева Е.А.
Предмет: Литературное чтение
Дата проведения: 01.12.16
Класс: 3 «Г»
Тема: Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Тип урока: урок изучающего чтения.
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
- знакомство с отрывком из произведением Некрасова;
- анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос».
- умения анализировать текст и находить в нём языковые средства выразительности;
формирование умения мотивации на вдумчивое чтение художественной литературы;
совершенствование навыков выразительного чтения;
Метапредметные:
- развивать речь учащихся, творческое воображение, память;
- создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- умения отвечать на вопросы учителя;
- осуществлять личностную и познавательную рефлексию.
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности ребенка, желание и умение совершать добрые поступки
- развивать интерес к чтению литературы, интеллект;
- расширять читательский кругозор.
Методы: словесный – беседа, рассказ, объяснение; наглядный – презентация,
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литературное чтение» 3 класс, Л.А. Ефросинина 1 часть
ХОД УРОКА
Этап
урока Деятельность учителя
Осуществляемые действия Деятельность учащихся
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К)
Осуществляемые действия Формируемые умения
Мобилизационный этап.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
(1мин.) Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь!
Проверка готовности к уроку
- Ребята проверьте, у вас на столе должны быть: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
Эмоциональный настрой.
- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
- А сейчас я предлагаю побывать вам в роли поэтов и попробовать самим составить рифму.
Поэтическая разминка.
Слово - мороз;
Рифма к слову - угроз, подвоз, перевоз, паровоз, обоз;
Двустишье –
В сильный мороз
Мне нужно везти обоз;
В сильный мороз
Меня ждёт паровоз.
Четверостишье –
За окном моим мороз
Дуют ветры сильные
Не видать даже берез
Все покрыто инеем.
В нашем городе мороз,
А я сяду в паровоз,
Он увезет меня туда,
где на улице-весна!!!
- Хорошо. Молодцы. Организуют своё рабочее место.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на дальнейшую работу Организация рабочего места, проверяют готовность к уроку. (Р)
Подготовка к первичному восприятию.
Цель этапа: повышение мотивации учащихся.
(7 мин.) - С каким автором вы работали на прошлом уроке? (Н.А. Некрасов).
Если не ответят, то зачитываю стихотворение «Мужичок с ноготок».
- Вам нужно определить автора данного стихотворение.
Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел - был сильный мороз. Гляжу - поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. (Автор Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)).
- Хорошо. Молодцы.
- Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора Н.А. Некрасова.
(1821-1877) - поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнёво Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа. Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.
Проза́ик – писатель, сочиняющий литературные произведения в прозе.
Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
- Хорошо. Молодцы.
- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку и определить тему нашего урока:
Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз). Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают главные факты из жизни Н.А. Некрасова.
Дополняют друг друга.
Отвечают на вопросы учителя.
Отгадывают загадку. Планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений (П.)
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки (К.)
Актуализировать знания детей о биографии Н.А. Некрасове и о его творчестве. (Пр)
Мотивационно-целевой этап.
Цель: определить цели урока и провести мотивацию на предстоящую деятельность.
Установка на первичное восприятие.
Цель: поставить цель перед чтением. - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Свяжите то, о ком мы повторили, и то, о чём вы отгадали, а я вам подскажу. (Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)).
- Какие цели мы поставим на урок? Что нового хотим узнать? (Познакомиться со стихотворением «Мороз-воевода; определять главную мысль стихотворения; проанализировать данное стихотворение; прочитать стихотворение).
- Хорошо. Молодцы.
- Ребята, прежде чем начать работу, ответьте на вопрос: а что такое поэма? Как вы это понимаете?
Поэма – крупное стихотворное произведение; повесть или роман в стихах.
Словарная работа.
- Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомых слов. Откройте учебник на стр. 157.
- Давайте прочитаем слова, которые расположены под значком «Словарь».
- А сейчас сядьте удобнее, учебник открыт на стр.156.
- Сейчас мы прослушаем аудиозапись. Ваша задача: не просто слушать аудиозапись, но и следить за текстом. После прослушивания вы скажете, какое настроение у вас возникло при прослушивании. Отвечают на вопросы.
Определяют тему и цели урока.
Слушают учителя.
Ставят цели на урок.
Разбор непонятных слов.
Слушают аудиозапись. Расширять читательский кругозор (Л.)
Формировать умения работать с информацией в учебнике. (П.)
Создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать. (К.)
Первичное восприятие.
Цель: знакомство с произведением
(2 мин.) (Прослушивание аудиозаписи, «Мороз-воевода» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Слушают аудиозапись. Познакомить детей со стихотворением Н.А. Некрасова «Мороз-воевода». (Пр.)
Проверка первичного восприятия
Цель: проверить первичное восприятие.
(2 мин.) - Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение испытывали при прослушивании?
- Что представляли себе во время прослушивания?
Отвечают на вопросы учителя.
Выражают своё мнение. Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К)
Умения отвечать на вопросы учителя.
Физкультминутка.
(1 мин.) «Мороз»
Но вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание). Выполняют упражнения. Формирование двигательных умений.
Установка на вторичное восприятие.
Цель: поставить цель перед чтением. - Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать стихотворение в полголоса. Если какие-то слова вам непонятны, то обращаемся в свой словарь на стр.157. Слушают учителя. Расширять читательский кругозор. (Л.)
Вторичное восприятие.
Цель: чтение произведения учащимися. Чтение стихотворения самостоятельно в полголоса.
- Сейчас вы как «пчёлки» читаете в полголоса. Читают стихотворение в полголоса. Развивать интерес к чтению литературы, интеллект. (Л.)
Анализ сказки Цель: выяснить содержание произведения, его тематику, дать характеристику героям, определить особенность произведения.
- Теперь я предлагаю вам ответить на вопросы.
- Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былины. Чем? (Да, сказка потому что присутствует волшебство).
- В чём заключалось волшебство? (В том, что Мороз – это живой образ, который повествует о своих возможностях и владениях).
- А былину напоминает? (Стихотворение напоминает былину, так как в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает).
Былина - это особый жанр русского фольклора, который относится к народной эпической песенной поэзии.
- Почему автор назвал Мороза воеводой? (Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья).
- Как Н.А. Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы? Какими словами подчёркивает его силу, мощь? Прочитайте.
(Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои).
- Почему песню Мороза поэт называет хвастливой? Чем Мороз хвастает? Найдите ответ в тексте.
(И сам про себя удалую,Хвастливую песню поёт.Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.
- Метели, снега и туманыПокорны морозу всегдаПойду на моря-океаны –Построю дворцы изо льда.- Задумаю – реки большиеНадолго упрячу под гнёт,Построю мосты ледяные,Каких не построит народ.Где быстрые, шумные водыНедавно свободно текли –Сегодня прошли пешеходы,Обозы с товаром прошли…
- Хорошо. Молодцы. Доказывают свою точку зрения.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушать и понимать других; вступать в диалог (К).
Умение анализировать произведение, умения отвечать на вопросы учителя (Пр).
Умение понимать прочитанное; высказывать свою точку зрения; слушать и понимать других.(К)
Умение анализировать сказку, участвовать в анализе произведения.(К)
Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. (П.)
Формировать умения работать с информацией в учебнике; Формировать навык работы с текстом. (П.)
Вторичный синтез.
Цель: определить основную мысль произведения Резерв
- Расскажите, каким вы представляете Мороза? (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный).
- Прочитайте стихотворение выразительно. Подумайте, каким тоном вы будете читать речь автора, каким – песню Мороза; где нужно сделать паузы. Читают выразительно. Создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать. (К.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
(2 мин). -Итак, подведём итог нашего урока.
-Давайте вспомним, какое стихотворение мы с вами читали и анализировали? («Мороз-воевода» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
-Кто автор? (Н.А. Некрасов).
-Что для вас было сегодня интересным?
-Ребята, мне сегодня понравилось с вами работать. Все были активны, но хочу выделить…
-А остальным хочу пожелать на следующий урок активно участвовать в диалоге.
Спасибо за урок! До свиданья! Самоанализ.
Отвечают на вопросы учителя(П)
Делятся впечатлениями (К) Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р).
Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К)
Учитель: _______________ Методист: _______________ Оценка ____________________