Конспект урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова( 3 класс).


Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: научить находить в родственных словах общую часть ( корень слова), подбирать однокоренные слова, выделять корень.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- умение работать с информацией;
- умение добывать информацию;
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;
- освоение первоначальных знаний о грамматике;
- умение грамотно писать, участвовать в диалоге.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
- умение выделять корень в однокоренных словах;
- подбирать однокоренные слова.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
- формировать понятия, используя термины.
Оборудование: презентация; тема урока.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- На меня все посмотрели,
Улыбнулись, встрепенулись и за парты тихо сели.
- Запись числа, классной работы.
- Пусть девизом нашего урока будет такая фраза: «Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2)
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?
( Предположения обучающихся)
Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания.
Рр ры ра ро рыбак рыба рыбачить
- Дайте характеристику звуку /р/.
- Что интересного заметили?
- Что у них общего?
б) Словарная работа. ( Слайды 3-7)
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Яг..да, п..м..дор, з..мл..ника, г..рох, м..лина.
Самопроверка.
Постановка учебной задачи.
- Подберите однокоренные слова к записанным словарным словам. (Слайд 8)
- Почему возникли затруднения?
- Предложите название темы урока.
- Какие задачи поставим на уроке?
4. «Открытие нового знания»( построение проекта выхода из затруднения).
1. – А что такое корень?
- Давайте исследуем, какое же значение имеет слово «корень».
- Где мы можем найти такую информацию? ( В толковом словаре)
Корень: ( Слайд 9)
Подземная часть растения.
Часть волоса, зуба, ногтя.
Начало, источник чего – либо.
Часть слова.
В математике корень вычисления.
2. Чтение стихотворения Е. Измайловой. ( Слайд 10)
- Что услышали интересного?
- Запишите однокоренные слова, выделите корень.
3. Чтение правила на с. 74 учебника.
4. Построение алгоритма нахождения корня. (Слайд 11)
- Давайте попробуем построить алгоритм нахождения корня в слове.
Алгоритм.
- Прочитать слово.
- Подобрать однокоренные слова.
- Выделить корень.
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
Работа в паре.
- Придумайте однокоренные слова с корнем – цвет -. (Слайд 12)
Проговорите друг другу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень. (Слайд 13)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты всё сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Горный, горка, городок.
Все проверили слова? Запишите вы тогда.
Проверка. (Слайд 14)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
а) с. 74 упр. 130
б) Игра «Чья не встретилась семья?» (Слайд 15)
- Докажите, чья семья не встретилась?
8. Рефлексия деятельности. (Слайд 16)
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Кому из ребят скажем спасибо?
- Как оценим работу класса?
Д.З. с.74 упр. 134, правило
- Урок закончен!
Хорошего дня!