Конспект урока русского языка на тему: Корень слова. Однокоренные слова.


Тема урока: Корень слова, однокоренные слова.
Цель урока: Научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова
Задачи:
- обучающие
1)дать определение корня слова;
2)формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
-развивающие
1)пополнять словарный запас, расширять кругозор.
2)работать над развитием связной речи учащихся;
3)развивать творческую мыслительную деятельность, память, внимание, воображение.
-воспитательные
1) воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
2)воспитывать усидчивость и интерес к предмету.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Ход урока:
Организационный момент .Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- И гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.
2. Актуализация знаний.
2.1 Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Сегодня у нас 21 октября . Классная работа. )
- Назовите орфограмму в слове «классная». (Удвоенная «с»)
ДОСКА:
Корень учения горек, а плод его сладок.
-Прочитайте пословицу, каждый про себя, а для всех громко читает…..
-Как вы понимаете эту пословицу. (Учиться тяжело, а когда вырастешь, будет легко.)
-Запишите эту пословицу себе в тетрадь. С красной строки, с заглавной буквы, как минутку чистописания – красиво, соблюдая наклон, соблюдая все соединения.
-Пусть эта пословица будет вашим девизом в жизни, чтобы вы понимали, что учиться это всегда тяжело, но знания пригодятся вам в жизни.

3. Словарная работа.
-Посмотрите на доску. Какое задание вы можете предложить мне выполнить?
ДОСКА:
Б.реза, ябл.ня,.сина, , з.мляника, м.рковь, м.лина.
(Вставить пропущенные буквы.)
- Вставьте все пропущенные буквы. Запишите слова в тетрадь. Вставленные буквы подчеркните карандашом.
- Давайте проверим, какие буквы вставили в эти слова.
- Оцените свои знания. Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе 5, если 1 ошибку –«4», если 2 ошибки- «3», у кого более 3х ошибок, вам надо выучить словарные слова.
- К какой теме относятся эти слова? (Растения.)
4. Мотивация учебной деятельности.
- Где можно встретить растения? Где они растут? (В лесу, в огороде, в поле, там, где есть земля._- Что есть у каждого растения? (Корень, ствол, ветки, листики)
- Без чего не могут жить растения, что самое главное в растении?
- Без веточек может жить растение? (Да)
- Без листиков может жить растение? (Да.)
- Без цветочков? А без корня? (Нет)
Вывод: получается, что самая основная часть у дерева – корень. (Мы с вами разобрали, почему.)
- А знаете ли вы, что слова тоже могут жить на дереве?

Как-то много лет назад Это слово, слово – корень,
Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре,
Не был сад фруктовым – И плоды нам принесло,
Был он только словом. Стало много новых слов.
-Посмотрите, какие слова можно образовать от слова «сад» (вешаю на доску слова, вешаю на доску слово «садик», связано ли это слово со словом «сад», да,т.к. садик – это маленький сад. «Садовый» - принадлежащий саду. «Садовник» - человек, который работает в саду. « Палисадник» - маленький участок земли перед домом.
- Дети, чем похожи эти слова? (во всех словах есть слово сад.) Эти слова произошли от какого слова? (Сад.)
- У этих слов есть одинаковая часть. (Сад.)
ВЫВОД: эта общая часть, которая есть у всех этих слов, называется точно так же, как и общая часть растения. (Корень.)А все слова называются «однокоренные».
6. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Дети, кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- У вас на столах карточки «Я знаю, я умею, я могу». Предлагаю вам заполнить карточки. 1 колонка – начало урока, 2- конец урока.
* Я знаю, что такое родственные слова.
* Я знаю, что такое корень слова.
* Я знаю, что такое однокоренные слова.
* Я умею находить корень слова.
* Я смогу выделить корень в словах.
- Теперь поделитесь, где вы поставили минус?
7. Развитие умений – применение знаний.
А)Наблюдение за однокоренными словами, значением корня.
- Возвращаемся к нашим словам, выписываем их в тетрадь через запятую. Итак, мы сказали, что общая часть у всех этих слов «сад», а как же на письме нам это показать. Выделяем корень вот такой дугой .- Хотите сами стать садовниками? Посадим корень СТОЛ.
- Образуйте от этого корня новые слова. (Столик, настольный, столовый, застолье.)
- Ребята, как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные).
- Проведем небольшой опыт, назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? Как значение этого корня присутствует в других словах: «столик» - маленький стол;
«Настольный» - стоящий на столе;
«Столовый» - нужный для стола;
«Застолье» - еда на столе.
- А теперь закройте корень и прочитать оставшуюся часть. Ясен ли смысл слова?
- Без какой же части не может быть слова? (Без корня)
- Почему? ( Да потому что в корне заключен главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла)
ВЫВОД: у однокоренных слов есть общая часть- один и тот же корень. В корне заключен общий смысл однокоренных слов.
5. Физминутка.
-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
лес -лесник , стена- гвоздь
река- плот , кот - котик
сад - садовый, поле - полюшко
дом - домашний, дом - дым
- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов?
Б) Работа по учебнику.
- Сравним наши выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр. 61.
Упр.84 (развивается умение находить общую часть однокоренных слов)
- Прочитайте слова, что общего у них в значении, с каким словом они все связаны? Докажите это.
- Чем различается лексическое значение этих слов? ( Дом- жилище, домище-большой дом, домишко – маленький дом)
- А что общего у них в значении? ( Все слова связаны со словом «дом» как жилище)
- Спишите самостоятельно через запятую.
В). Работа в парах.
- Поработаем в парах. Возьмите карточку, соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес сад
вода больной
море деревянный садовый лесной
боль водичка
дерево моряк
- Итак ,дети, каким же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень).
2. Иметь общее лексическое значение.
Г) Занимательная минутка.
Задание: как появились такие слова?
Мотоциклист, школьник, грибник, подруга.
Д) Работа в распознавании однокоренных слов.
12788907366000Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
8. Итог урока.
- Предлагаю вам вернуться к карточке «Я знаю, я умею, я могу» и заполнить второй столбик. Подведем же итоги, у кого появились плюсики во второй колонке.
- Что такое корень?
- Что такое однокоренные слова?
- Назовите 2 признака, которыми должны обладать однокоренные слова? (Иметь общую часть (корень), иметь общее лексическое значение)
9. Рефлексия учебной деятельности.
- А сейчас, пожалуйста, оцените сами себя, поднимите зеленую карточку, если вы довольны своей работой на уроке, у вас всё получилось.
Поднимите красную карточку, если не всё было понятно, вы не уверены в своих знаниях.
10. Домашнее задание.
Стр. 62, упражнение 88.