Конспект урока русского языка Корень слова. Однокоренные слова.


Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
-Давайте улыбнёмся друг другу
И пожелаем удачи и хорошего настроения.
-Девизом нашего урока будут слова:
Всё разведать, всё узнать,
Лёгких тропок не искать.
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)
к н о р ы ч м и ю
й ц в к а п р д б
г щ у ы ч т к э я
з х ф ъ о д ж к е
- Верно, сегодня повторим написание буквы К.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про эти звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква ( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
Корень учения горек, да плод его сладок.
4. Сообщение темы урока.
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
5.Словарная работа.
(комментированное письмо)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
пно
я
б
рьк
а
ра
нда
шу
ч
и
т
е
л
ьк
а
рт
и
на
о
с
у
йыв
а
и
дра
с

к

- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
6.Работа по теме урока.
- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
Давайте определим задачи нашего урока:
Научиться распознавать корень в однокоренных словах.
Научиться распознавать и подбирать однокоренные слова.
Выяснить, для чего нам нужны знания о корне и однокоренных словах.
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)
- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
- Сколько значений у слова?
Его употребляют в речи. Когда говорят о чём-то главном «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает «Выдели самое главное» Если идёт речь о причине чего – то плохого, скажут «корень зла»
- Какое из его значений относится к науке о языке?
- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
- При помощи какого значка выделить корень в слове?- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень.
Напишите, какие однокоренные слова могут «вырасти» из этих слов.
1 группа - гриб2 группа – дуб3 группа - берёза4 группа - снег
Презентация групповых работ.
2этап. Слова с омонимичными корнями
- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
- Исследуйте пары слов. ( слайд 7)
- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
рис – рисунок
2 группа:
гора – горе
3 группа:
делить – дело
4 группа:
соль – солист
- Какой вывод можно сделать?
- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.
Игра «Чья не встретилась семья?»
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: « Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха,
Слон, слонёнок и слониха,
Лис, лисёнок и лисица,
Гусь, гусёнок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
Физминутка.
Работа с учебником « Кто тут лишний!» (упр.248, с. 94. задание выполняется по вариантам )Выписать пары однокоренных слов, поставить ударение, выделить корень.
Проверка выполнения. Все ли слова пишутся так, как произносятся? Какие слова нужно проверять, а какие являются проверочными?
- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
Вывод: Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
- Для чего мы учимся выделять корень в однокоренных словах? (Чтобы писать слова с одинаковым корнем без ошибок.)

3 этап. Может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне?
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
1 группа:Ч..стюля 2 группа: Гр..знуля3 группа: В..с..льчакСм..льчак Д..бряк Л..нтяйПодумайте, почему гномиков так назвали.
4 группа: Зап..вать песню – зап..вать лекарство
Сл..зать сметану – сл..зать с дерева
Видите, как много слов, в корнях которых вы не сделаете ошибки, если будете задумываться надих значением.
Закрепление изученногоРабота с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)
Работа с пословицами. Восстановление деформированных предложений.
1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
2. Маленькое дело лучше большого безделья.
3. На каждую загадку есть своя отгадка.
4. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: упражнение 251 с.95.