Конспект урока русского языка на тему : «Мастерская слова. Однокоренные слова» (4 класс)


Мартынова Светлана Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Очёрская СОШ № 1»


Предмет: русский язык (УМК «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Тема урока: «Мастерская слова. Однокоренные слова»
Основные цели: иметь знания о корне и однокоренных словах.
Задачи:
уметь находить в родственных словах общую смысловую часть;
уметь находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
уметь критически мыслить, ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
воспитывать умение общаться и исследовать тему, прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, схемы – опоры, раздаточный материал, дидактический материал, учебник, толковый словарь.
Способы: сопоставление, соотнесение, соизмерение.
Средства: стихии вопрошания, поиска, познания.
Действия: озадачивание, обсуждение, обобщение.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
- Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, думаю, что у нас всё получится!

- Сегодня у нас необычный урок, мастерская слова. Все вы станете мастерами. Кто из вас знает, что такое мастерская? Сегодня мы будем мастерить слова.
Добро пожаловать в нашу мастерскую!


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (д)

Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?
Назовите, из каких элементов состоит буква. ( Анализ написания буквы)
Давайте сделаем гимнастику для рук и пропишем в воздухе правой и левой рукой. Дд
Запись в тетрадях.
Девиз урока: Дерево гордиться плодами, а человек делами.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Какими делами мы сегодня будем гордиться?
Словарная работа
Словарное слово - дерево, гордиться – гордый, плодами – плод, человек - словарное слово,
делами – дело. Письмо с комментированием.
(записывают в тетради).
Для того чтобы сделать какое-то дело, человек что должен делать? Трудиться
Подбор однокоренных слов (части речи)


3. Выявление места и причины затруднения.

СОТРУ
·ДНИЧЕСТВО, Словарь русского языка. Константин Анатольевич Ушаков.

1. Действие по гл. сотрудничать. Сотрудничество с известным ученым. Сотрудничество в газете, классе.
2. Совместная деятельность, труд.
- Как называются слова, которые мы с вами образовали?
Трудиться, труд, трудная, трудность, сотрудничество. - однокоренные.
- Как вы думаете, что же станет темой нашей мастерской?
Составление кластера (что мы знаем?)











4. Построение проекта выхода из затруднения.

В течение урока мы будем заполнять нашу схему важными сведениями об однокоренных словах.
- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А, может быть, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
САД родственных слов

5. Реализация построенного проекта.

1 группа
Слова родственники. Слова с омонимичными корнями
- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
- Исследуйте пары слов.
- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?

рис – рисунок гора – горе делить – дело соль – солист

2 группа
Словообразование
- Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй?
- какая часть слова приходит на помошь?
- Образуйте с помощью суффиксов однокоренные слова. Выделите корень.

машина -
рыба -
море-
скрипка -
писать-


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Благодаря тому, что слова живут семьями их легче понимать и правильно писать.
Рассмотрим на примере двух орфограмм: безударная гласная и парная согласная.

- Сопоставление самостоятельных выводов с выводами в учебнике

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Работа с учебником (упр.98, с. 44.) – выбор групп


8. Включение в систему знаний и повторение.


Игра «Зоркий глаз»
Прочитайте скороговорки и найдите однокоренные слова.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
( одна группа слов с корнем -хохот-)

Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.
( две группы слов:-вар-,-каш-)

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
( нет однокоренных слов)

Домашнее задание: творческий характер


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рефлексивная оценка деятельности (работа с кластером)
Суждения: Я знаю Я запомнил Я смог..
Физкультминутка несет эпизодический характер.


Однокоренные слова




15