КВН по окружающему миру на тему: «Природные зоны России Арктика. Тайга.


КВН по окружающему миру по теме: « Природные зоны России Арктика. Тайга). 4 класс. 28.10.2015.Цели: проверить знания и умения по теме: «Природные зоны России. Арктика. Тайга.»Формируемые УУД :познавательные - понимать информацию в любой форме;
коммуникативные - отвечать на вопросы; регулятивные - адекватно оценивать собственные достижения; личностные - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Оборудование: Карта природных зон России, физическая карта России, карточки – задания, экологические знаки, презентация: «Природные зоны России. Арктика. Тайга», рисунки учащихся.
Ход урока
1.Вступление
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны окружающего мира.
На КВН мы с вами собрались
Чтобы помериться не силой, а умом.
Вы знаний с собой багаж принесли,
Чтоб ими блеснуть с лихвой.
Ведь КВН – соревнование , в остроумии и знании.
Класс делится на 2 команды
Команда « Экологи» 1. Девиз «Берегите свою планету - ведь другой на свете нет!»
Команда «Хозяева планеты» 2. Девиз «Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле».
Приветствие соперникам. Желаем вам, желаем вам.
Чтоб лучший приз достался нам!
И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.
Желаем вам место занять призовое.
Но не первое, а второе!
Ты соперник, не косись,
Ты соперник , улыбнись!
Известно кто -то победит
Ну а слабейший пролетит.
Мы жюри подарим мыло Ты жюри, жюри, жюри
Чтоб нас строго не судило.Нас на тройки не суди
Мы жюри подарим смехА суди ты нас на пять
Чтобы было всем потех. Будешь нам ты помогать.
Судите правильно и справедливо
Чтоб не пришлось кричать : «Судью на мыло»
Природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.
2. Разминка. Учитель задаёт вопросы капитанам.
1.В чём причина смены природных зон? (неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли)
2.Как сменяются природные зоны? ( с севера на юг).
3.Какие существую т промежуточные природные зоны? (лесотундра, лесостепь)
4.Как расположены природные зоны России?(арктическая зона, тундра, зона лесов).
3.Конкурс «Знаешь ли ты Арктику» . Рассказ географа .(слайд)
а) Арктика … От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли , примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда. Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Дуют сильные ветры. Температура -60 градусов.
б) Рассказ ботаника (слайд)
К суровым условиям приспособились немногие живые организмы. На камнях островов встречаются лишайники. Кое- где растут мхи, полярный мак.
в) Рассказ зоолога (слайд)
Из животных в этих местах больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки. Рыбой кормятся тюлени. Эти звери - прекрасные пловцы. В Арктике обитают моржи .Они похожи на тюленей , но гораздо крупнее и имеют мощные клыки. Белый медведь замечательно приспособился к условиям Арктики. Густая длинная шерсть защищает от холода, белый цвет меха скрывает среди снегов и льдов. В разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят. В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам
Рассказ эколога (показ экологических знаков)
г) Из - за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы.
1.Долгие годы люди охотились на белых медведе и моржей. Эти звери занесены в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени.
2.В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств.
3.С различных судов в воду и на берега попадает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов.
4.Конкурс «Знаешь ли ты Тайгу» . а) Рассказ географа . (слайд)
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Здесь жаркое лето и холодная зима. Температура зимой достигает -45 градусов, а летом + 35 градусов. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
б) Рассказ ботаника. (слайд)
Тайга – это хвойные леса. Это ель, лиственница, кедр, сосна, пихта. У хвойных деревьев - листья хвоинки. Сосна- хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Ель – долгожительница. В еловом лесу тепло и влажно. Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские. Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Семена её - кедровые орешки.
в) Рассказ зоолога (слайд)
Разнообразен мир лесной зоны. В тайге живёт кедровка. Она запасает на зиму кедровые орехи. Бурундук похож на белку. Признак бурундука – пять тёмных полосок. Белка- летяга. В отличие от белки она умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее планировать на немалое расстояние – до 40-50 метров. Соболь-хищник. Предпочитает жить в тёмной , глухой тайге.
г) Рассказ эколога ( показ экологических знаков)
Не всегда справедлив человек по отношению к лесу. Иногда по его вине возникают экологические проблемы. Людям казалось , что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности. Человек издавна охотился ,добывая себе пищу. Сейчас же неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых животных .Разведение костров в лесу. Загрязнение лесов консервными банками, стёклами. Вырубка лесов по берегам рек. Лес – наше богатство. Каждый человек должен думать о том, что он оставит нашим детям.
5.Конкурс. Работа по карточкам. Найди лишнее слово.
Соболь, белка- летяга, лось, рысь, белый медведь, бурундук, заяц- беляк, белка, бурый медведь.Черника, малина, брусника, полярный мак, колокольчики, ромашка пахучая, чёрная смородина, клубника, земляника.Кедровка, сокол, рябчик, глухарь, гагарка.
6.Конкурс. Нарисовать иллюстрацию.1.Бурый медведь. 2.Белый медведь
7. Конкурс « Загадочные животные» Учитель: Расшифруйте названия животных. ютлеьн омжр осльбо елбак 8.Конкурс. Домашнее задание. Чтение стихов
Русский лес
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить – то мне лесовичокСредь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна
Течёт вода - водица , вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я , не жалея ног,
А если я устану – присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.(С Никулина)
В Арктике нет ни берёз, ни осинок.
В Арктике нет ни берёз, ни осинок - На льдине большой белый мишка дремал. От холода шерсть бережёт его спину, Полярною ночью он солнышка ждал. Цвет шерсти у мишки такой, как у снега, Чтоб не заметил никто на снегу. Полгода над мишкою тёмное небо, И солнечных дней очень мало в году. Боятся медведя моржи и тюлени, Медведь ловит рыбу в холодной воде, На холоде зимнем ему не до лени - Заботиться нужно о вкусной еде.
9.Конкурс. Исполнение песен.
Песня «Зеленое море тайги»
1.Главное ребята сердцем не стареть ,Песню ,что придумали до конца до петь
В дальний путь собрались мы
Но в этот край таёжный только самолётом можно долететь
2.А ты улетающий вдаль самолет
Сердце своё сбереги
Под крылом самолёта о чём-то поёшь
Зеленое море – тайги.
Песня «Про белого медведя»
1. Где-то на белом свете
Там где всегда мороз
Трутся спиной медведи о земную ось
2. Мимо плывут столетья
Спят подо льдом моря
Трутся спиной медведи
Вертится Земля
10.Заключение. Учитель читает стихотворение.
«Любите русскую природу»
Любите русскую природу
Озёра, леса и поля
Ведь это же наше с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Пока ребята рисуют, мы будем отгадывать загадки
1. Что делает ёж зимой? (Спит)
2. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)
3. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
4. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
5. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
6. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина, калина)
7. Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые)
8. Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка)
9. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)
10. Летучие семена - парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик)
11. Кто поёт под водой? (Киты)
12. Это крошечное насекомое - паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха)
13. На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан) 14.Всю зиму спит. Весной на пасеку спешит. (Медведь) 15. В птичник повадится - жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса) 16.Зубова-то, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк) 17.Посреди поля белый клубок катается. (Заяц)
Шуточные вопросы:
От чего утка плавает? (От берега)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
Какой зверёк дал название короткой мужской причёски? (Ёжик)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)