Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по биологии в СПО


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ОГБПОУ Костромской областной медицинский колледж им. С. А. Богомолова
.
Методические рекомендации для проведения практических занятий по биологии в СПО.
Составлено преподавателем Смирновой Д. В
Кострома, 2016.
Аннотация
Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий составлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине общеобразовательного цикла Биология. Предназначенные для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: ОГБПОУ Костромской областной медицинский колледж им. С. А. Богомолова
Разработчик: Смирнова Д. В- преподаватель биологии ОГБПОУ КМК
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………......…4
Лабораторная работа №1. «Строение растительной, животной и бактериальной клеток»…………………………………….………………..….5
Лабораторная работа № 2: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»…………………………………………..……………………………...…9
Лабораторная работа № 3. Тема: Каталитическая активность ферментов в живых тканях……………………….…………………………………………..13
Практическое занятие № 1 «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»………………………………………………..…......17Список использованных источников…………………………..……………………28
Пояснительная записка.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей по учебной дисциплине «Биология» разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям: «Сестринское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика», «Акушерское дело».
Дисциплина «Биология» входит в общеобразовательный цикл.  По дисциплине на выполнение лабораторных работ отводится 12 часов.
В настоящее время возрастает роль практической работы обучающихся. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу.
Содержание лабораторных и практических работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины «Биология».
Перед выполнением обучающимися лабораторных и практических работ преподаватель проводить инструктаж по выполнению задания, который включает: цель, содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
При оценивании работ биологического практикума целесообразно учитывать:
1.  Умение определять этапы работы, их выполнение.
2.  Самостоятельный подбор оборудования и материалов.
3.  Организация рабочего места.
4.  Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков.
5.  Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
6.  Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины.
7.  Умение анализировать полученные результаты работы.
8.  Оформление отчета о выполненной работы.
Лабораторная работа №1.
«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».
Цель урока:
1) Основываясь на знании основных положений клеточной теории, выработать у учащихся умение применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы.
2) Продолжить формирование умений пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, находить на микропрепаратах основные органоиды клетки.
3) Сравнивать клетки растений, животных, грибов и бактерий, сделать соответствующие выводы.
Методическая цель лабораторной работы: систематизация знаний по строению организмов и эволюции клетки.
Цель для учащихся: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов сравнивать их между собой.
Оборудование: Таблицы: «строение растительной и животной клетки», «строение бактерий», «грибы дрожжи»; микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, кожица лука, лист элодеи, культура бактерий сенной палочки, дрожжевые грибы, готовые микропрепараты животной и растительной клетки.
Методические рекомендации к проведению лабораторной работы.
Лабораторная работа проводиться при изучении темы «Строение клетки». Данный урок – урок систематизации значений по строению организмов. Необходимо выстроить эволюционное развитие клеток.
Вначале необходимо повторить основные положения клеточной теории, согласно которым клетка является единицей строения и функционирования всех живых существ. Главная цель – это подвести обучающихся к пониманию общности происхождения всего живого.
В ходе лабораторной работы возникают трудности с тем, что студенты не понимают, что они должны увидеть. Поэтому хорошим решением этой проблемы является использование электронного микроскопа. Рисунки, полученные в ходе просмотра микропрепаратов необходимо сравнивать с результатами в учебнике и таблицах, рисовать вместе с учителем с объяснением почему одни части мы видим, а другие нет.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1. Назовите основные положения клеточной теории.
а) клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.
б) клетка – саморегулирующаяся открытая система.
в) клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.
г) жизнь организма в целом обусловлена взаимодействиям составляющих его клеток.
е) в многоклеточных организмах клетки специализированы по выраженным ими функциями и образуют ткани.
2. Используя знания о клеточной теории, докажите единство происхождения жизни на земле.
Черты сходства, которые имеются у клеток животных и растений, указывают на общность их происхождения. В качестве подтверждения некоторых положений клеточной теории можно назвать общие черты, характерные для растительной и животной клетки.
1) Принципиальное единство строения (в обоих случаях имеются поверхностный аппарат клетки, ядра).
2) Сходство в протекании многих химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, кислородное расщепление некоторых органических веществ, репликация ДНК).
3) Единство принципа передачи наследственной информации при усилении клетки.
4) Сходные строения мембран.
5) Единство химического состава.
II. Изучение нового материала.
Изучение нового материла целесообразно начать с небольшого повторения. Учитель просит учащихся вспомнить внутреннее строение бактерий грибов, орган цветкового растения, животных, человека.
В ходе беседы учащихся делают вывод о том, что все живые организмы, независимо от уровня организации, имеют клеточное строение.
Перед выполнением работы целесообразно повторить устройство микроскопа и правила техники безопасности. Переносить микроскоп следует руками (одной – берут микроскоп за ручку, другой – поддерживают основание). Вытирать линзы только мягкой тряпкой.
Далее учитель предлагает выполнить лабораторную работу по инструктивной карточке и сравнить строение клеток различных организмов.
Инструктивная карточка
1) Приготовьте микропрепарат клетки бактерии сенной палочки. Рассмотрите ее под микроскопом.
2) Приготовьте микропрепараты кожицы лука. Для этого пинцетом отделите кусочек покрывающей его кожицы. Нанесите капельку водного раствора йода на предметное стекло и поместите в него кожицу. Накройте препарат предметным стеклом.
3) Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните их форму, размеры, перечислите какие видны клеточные структуры и назовите их. Сравните увиденное вами с рисунками на таблице. Зарисуйте клетку с обозначениями с препарата.
4) Рассмотрите готовый препарат клеток многоклеточного животного, сопоставьте увиденное с изображением клетки животного на таблице. Зарисуйте клетку животного с обозначениями основных частей.
5) Сравните между собой эти клетки, заполнив таблицу.
Часть клетки Бактериальная клетка Растительная клетка Животная клетка
Оболочка Плотная оболочка Клеточная стенка Тонкая
Ядро Нет Есть Есть
Вакуоль Нет Есть, крупные Нет
Цитоплазма Есть Есть Есть
Пластиды Нет Есть Нет
6) Сделайте вывод, ответив на вопросы:
А) В чём заключается сходство и различие клеток?
Б) О чем говорит сходство организмов, а о чем свидетельствует различие?
В) Постарайтесь ответить, как шла эволюция бактерий, животных, растений и грибов.
III. Закрепление материала.
После лабораторной работы учитель задаёт вопросы:
1) Что вы делали в данной лабораторной работе?
– приготовляли и смотрели микропрепараты клеток различных организмов помощью микроскопа.
2) К каким категориям относятся эти клетки организмов?
3) О чём свидетельствует сходство в строении клеток различных организмов?
– о родстве всех организмов, о единстве органического мира.
4) О чём свидетельствует различие в строении клеток различных организмов?
– о разных путях эволюции растительного и животного мира, бактерий и грибов, о том, что эти различия возникли на разных этапах эволюции органического мира.
5) Далее учитель (при изображении рисунков) предлагает вспомнить:
– какие организмы характерны только для растительных клеток и почему некоторые из них не видны под микроскопом?
– какие органоиды характерны только для животных клеток и почему их видно с помощью микроскопа?
– Какие органоиды имеются как в растительной, так и в животной клетке, о чём это говорит? (О материальном единстве органического мира)
IV. Контроль знаний.
Вариант № 1.
1) Основателями клеточной теории являются
а) Дж. Уотсон и Ф. Крик б) Р. Гук и Ф. Крик в) Р. Браун и Р. Гук г) Т. Шванн и М. Шлейден2) К прокариотам относятся:
а) растения б) животные в) грибы г) бактерии и цианобактерии3) Клетки растений отличаются от клеток животных:
а) вакуолями б) отсутствием жгутиков
в) многоядерностью г) наличием оболочки из целлюлозы
4) Хлоропласты имеются в клетках:
а) корня посевного гороха в) бледной поганки
б) печени двугорбого верблюда г) листа садовой земляники
5) Клеточное строение организмов свидетельствует о:
а) принципиальном отличии растений от животных
б) единстве органического мира
в) сходстве живой и неживой материи
6) Какие организмы являются общими для растительной и животной клетки:
а) ЭПС б) рибосомы в) митохондрии г) пластиды
7) Световой микроскоп изобрёл:
а) Р. Гук б) А. Левенгук в) И. Янсен г) Р. Бродин8) Термин «клетка» ввёл в науку в 1665г.:
а) Р. Гук б) А. Левенгук в) Р. Бродин г) Т. Шванн
9) Электронный микроскоп появился в:
а) 90-е годы 19 века б) начале ХХ века
в) 30-е годы ХХ века г) 60-е годы ХХ века
II Вариант
1) Сходство клеток растений и животных заключается в наличии:
а) плазмалеммы, цитоплазмы и ядра
б) вакуолей с клеточным соком
в) клеточной стенки
г) ядра и центриолей
2) Сходство клеток растений и бактерий заключается в наличии:
а) плазмалеммы б) лизосомы в) цитоплазмы г) пластиды
3) Что является элементарной единицей строения и жизнедеятельности организмов:
а) система органов б) клетка в) орган г) ткань
4) К прокариотам относятся организмы:
а) клетки которых не имеют оформленного ядра
б) одноклеточные организмы
в) клетки которых содержат одно или несколько ядер
5) В чём суть клеточной теории:
а) все организмы состоят из клеток
б) все клетки образуются клеток
в) все клетки возникают из неживой материи
6) Возникновение каких организмов создало условие для развития животного мира:
а) бактерий б) сине-зелёные в) зелёные водоросли
7) Основные постулаты «клеточной теории» сформировали в 1838 – 1839 гг.
а) Ливенгук А., Р. Броун в) Г. Шванн, М. Шлейденб) Р. Броун, М. Шлейден г) Г. Шванн, Р. Вирхов
8) Световой микроскоп появился в:
а) конце XVв. б) начале XVв в) в конце XVв г) начале XII в.
9) Впервые клетки с помощью микроскопа обнаружил:
а) Р. Гук б) А. Шевчук в) М. Шлейден г) Г. Шванн
10) Разрешающая способность электронного микроскопа:
а) 0,001 нм б) 0,01 нм в) 0,1 нм г) 0,2 мкм
Лабораторная работа № 2
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»
Цель урока: рассмотреть основные части клеток, клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми ими функциями.
Методическая цель лабораторной работы: дать представление, организовать знания о физиологических процессах в клетке.
Цель (для учащихся) – сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом; проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Методические рекомендации.
Особенность урока – урок-обобщение, актуализация, формирование и сообщение новых знаний. Изучается в теме «Строение клетки».
Вначале даётся теория, основные понятия, необходимые для объяснения лабораторной работы.
При объяснении материала проникновения воды в клетку нужно использовать материал, имеющий жизненное подкрепление (демонстрация двух растений, политое и не политое водой) и уже ими знакомого (дыхательные режимы).
Здесь необходимо вспомнить строение плазматической мембраны и связать строение с выполняемой функцией. Важно доказать полупроницаемость плазматической мембраны, в которой обучающиеся должны убедиться в ходе работы.
Знания, полученные в ходе данной работы, необходимы студентам при дальнейшем изучении дисциплины «Анатомия», частности информация об осмотическом давлении. Понятия «физиологический раствор», гипертонический раствор», «гипотонический раствор» нужны при изучении основ сестринского дела.
Рисунки сделать можно самостоятельно. В формировании выводов помочь примером вдоха и выдоха и перенести на растворы, что вещества из большей концентрации идут в меньшую концентрацию.
I. Изучение нового материала
Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды, ядро, включения. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной. Всё пространство между органеллами заполнено цитоплазмой, состоящей из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы, перемещаются органеллы. Цитоплазма содержит отдельное количество воды, в которой растворены органические вещества, среди которых преобладают белки. Кроме того, в цитоплазме содержатся мин. соли, осмотические свойства клетки определяет состав цитоплазмы. Главная роль цитоплазмы – объединение всех клеточных структур и обеспечение их химического взаимодействия.
Цитоплазма является внутренним скелетом – цитоскелетом, определяющим форму клетки, а также способствует перемещению органелл из одной части клетки в другую. Цитоскелет представляет собой белковые волокна, образующие сеть. Такие белковые волокна, как актиновые нити и микротрубочки, участвуют в механизмах клеточных движений; а также обеспечивают внутреннее деление цитоплазмы.
Далее учитель объясняет по рисунку строение плазматической мембраны.
Плазматическая мембрана представляет собой тончайшую пленку, которая накрывает всю клетку. Она образуют молекулы белков и фосфолипидов располагаются в два ряда – гидрофильными головками к внутренней и внешней водной среде, а гидрофобными кольцами внутри. Белки, входящие в мембрану, не образуют сплошного слоя. Интегральные белки пронизывают в цитоплазму мембраны, образуя поры через которые проходят водорастворные вещества. Полуинтегральные белки пронизывают мембрану наполовину; с одной и с другой стороны. Периофирические белки располагаются на поверхности мембраны. У эукариотических клеток в состав входят также полисахариды.
Одним из важнейших свойств мембраны является избирательная проницательность: т.е. проникновение через неё молекул и ионов осуществляется с различной скоростью: чем больше размер молекулы, тем меньше скорость прохождения их через мембрану.
Вода – хороший растворитель для огромного количества органических и неорганических веществ. Большинство химических реакции в клетке происходит между растворёнными в воде веществами. Проникновение веществ в клетку и выведение из неё продуктов жизнедеятельности также возможно только в растворенном виде.
Вода принимает участие в явлениях осмоса, играющего роль в поддержании постоянства химического состояния клетки осмосом, называется проникновением молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Полупроницаемыми называются мембраны, которые пропускают молекулы растворителя, но не пропускают молекулы растворённого вещества, следовательно, осмос – это односторонняя диффузия молекул воды в направлении раствора. Наружная клеточная мембрана проницаема для строго определенных веществ и не пропускает большинство соединений, находящихся в цитоплазме. Вода поступает в клетку путём осмоса, давление, с которым вода проникает через мембрану называется осмотическим. Величина осмотического давления возрастает с увеличением концентрации раствора.
Два раствора с одинаковым осмотическим давлением независимо от химического состава растворенных веществ называются изотоническими (от греч. «изос» - развитие и лат. «тонус» - сила напряжения) или изоосмотическим. Более концентрированные растворы называются гипертоническими, миниконцентрированные – гипотономическими. Направление диффузии воды – в клетку или из клетки – обусловлено наличием осмотического условия округляющего клетку раствора. Если какие – либо клетки, например эритроциты, поместить в гипертонический раствор, вода будет поступать в них, и давление на наружную клеточную мембрану будет возрастать до тех пор, пока клеточная оболочка лопнет. Напротив, в гипертоническом растворе вода будет стремиться наружу. Клетки обезвоживаются, сморщиваются.
Таким образом, плазмолиз – это отхождение цитоплазмы от клеточной оболочки. Это явление мы наблюдаем при помещении клетки в гипертонический раствор.
Если поместить клетку в гипотонический раствор, то клетка вернется в первоначальное положение. Это явление называется деплазмодиз.
Инструктивная карточка.
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работы с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход урока
1) Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом, обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
2) Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли, наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Клетку зарисуйте с обозначениями основных частей. Объясните наблюдаемое явление, ответив на вопросы:
Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?
Чем можно объяснить такое движение воды?
3) Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметно стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.Клетку зарисуйте с обозначениями основных частей. Объясните наблюдаемое явление, ответив на вопросы:
Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
4) Сделайте вывод. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какое свойство плазматической мембраны вы сегодня изучили?
2) Объясните явление плазмолиза и деплазмолиза.
II. Закрепление материала.
Учитель просит определить функции клеточной мембраны, исходя из ее строения (защитная, транспортная, рецепторная, преобразователь энергии).
Вопросы:
1) Почему нельзя пить морскую воду?
2) При больших кровопотерях человеку переливают физиологический раствор – это раствор хлорида натрия концентрацией 0,9 %. Почему нельзя человеку прилить раствор 9 % и 0,09 %?
III. Контроль знаний:
1) Какие особенности живой клетки зависят от функционирования биологических мембран?
А) избирательная проницаемость Б) ионный обмен
В) поглощение и удерживание воды
Г) изоляция от окружающей среды и связь с ней
2) Из каких веществ состоит биологических мембрана:
а) из липидов б) из углеводов в) из белков г) из воды д) из АТФ
3) Какой из компонентов мембраны обеспечивает свойство избирательной проницаемости:
а) липиды б) белки в) углеводы
4) Вода поступает в цитоплазму клетки через плазмалемму главным образом путем:
а) осмоса б) диффузии и осмоса
в) эндоцитоза и экзоцитоза г) эндоцитоза и фагоцитоза
5) Глюкоза и аминокислоты поступают через плазмалемму за счет:
а) осмоса б) диффузии и осмоса в) эндоцитоза и экзцитоза г) активного транспорта
6) Непереваренные частицы удаляются через плазмалемму путем:
а) только экзоцитоза б) только эндоцитозав) экзо и эндоцитоза г) активного транспорта
7) Какое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке:
а) белок б) АТФ в) хлорид натрия г) жир
8) Какое строение имеет липидный слой мембраны:
а) мономолекулярное б) бимолекулярное
9) Пиноцитоз – это:
а) захват ПМ пузырька воды с питат. вещ.
б) избирательный транспорт в клетку или из клетки сахаров, аминокислот, нуклеотидов и других веществ.
в) пассивное поступление в клетку соды и некоторых ионов.
г) активный перенос в клетку жидкости с растворёнными в ней веществами с помощью спец. молекул, входящих в состав ПМ.
Лабораторная работа № 3.
Тема: Каталитическая активность ферментов в живых тканях.
Методическая цель: изучение физиологических процессов в организме – сформировать знания о структуре, механизме действий ферментов в физиологических процессах организма.
Методические рекомендации:
1) имеется 2 варианта выполнения работы: с сырым и варёным картофелем и элодеей. Для формирования и выведения выводов наиболее простой вариант с картофелем, т.к. активность и неактивность ферментов видна очень наглядно в этом случае. Эту работу можно дать более слабым ученикам. Сложнее работа с элодеей – газ выделяется довольно короткое время. Поэтому данный материал дифференцирован по уровню актуализации по уровню усвоения.
2) Данная лабораторная работа – сообщение новых знаний.
До выполнения лабораторной работы, которая идёт самостоятельным уроком, необходимо провести урок «Функции белков в клетке». Цель его: используя знания о строении и свойствах белков углубить и расширить представление учащихся о функциях белков дать понятие о ферментах продолжить формировать умение определить взаимосвязь строения и функции веществ.
3) В связи с тем, что изучение каталитической функции ферментов и выявление процесса денатурации в процессе практической работы осуществляется на примере фермента каталазы, поэтому учитель должен сообщить сведения о ферменте.
Во-первых, фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке.
Во-вторых, этот фермент расщепляет пероксид водорода с образованием воды и кислорода.
В-третьих, фермент каталаза, расщепляя пероксид водорода осуществляет защитную функцию, обезвреживая ядовитое вещество, которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.
Ход урока.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос о функциях белков, понятии денатурации, ее причинах.
Сообщение новых знаний.
Далее учитель более подробно останавливается на ферментах и их роли в жизнедеятельности клетки.
Ферменты (энзимы) - это специфические белки, осуществляющие каталитическую функцию.
Учение о ферментах выделяют в самостоятельную науку - энзимологию. Присутствуют ферменты во всех живых организмах, с их участием скорость химических реакций возрастает в миллионы раз.
Академик И. П. Павлов назвал ферменты «возбудителями жизни и первым актом жизненной деятельности». Все ферменты имеют белковую природу, но далеко не все белки обладают ферментативными свойствами. Л. Пастер опытным путем доказал белковую природу ферментов.


Активный небольшой участок молекулы фермента называется активным центром. Здесь происходит соединение фермента с субстратом (веществом, которое подлежит превращению). Активный центр может располагаться на поверхности фермента или во внутренней части молекулы. Форма активного центра и субстрата подходят друг к другу как ключ к замку.
В молекуле фермента кроме активного центра различают еще аллостерический центр, где происходит связывание низкомолекулярных соединений, не сходных по строению с субстратом.
Процесс действия фермента можно разделить на 3 стадии.
1. Фермент распознает субстрат и связывается с ним.
2. Образуется активный комплекс, состоящий из фермента и субстрата.
3. Отделение продукта, который образуется в результате ферментативной реакции.
По типу катализируемых реакций выделяют 6 классов ферментов.


Сегодня на занятии мы познакомимся с работой ферментов на примере каталазы.
Каталаза содержится в клетках растений и животных. Она помогает расщеплять пероксид водорода, который ядовитый и образуется как побочный продукт обмена веществ. Данный фермент расщепляет перекись до безопасных веществ – кислорода и воды.
Инструктивная карточка.
Цель: сформировать знания о роли ферментов в живых клетка, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Вариант I:
Оборудование: свежий 3% раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочек сырого и вареного мяса), песок, ступка и пестик.
Ход работы:
1) Приготовьте 5 пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля, в четвёртую – кусочек сырого мяса, в пятую – кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода, пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
2) Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
3) Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
Тип ткани Активность фермента
Животная ткань (живая) высокаяЖивотная ткань (мертвая) нетРастительная ткань (живая) высокаяРастительная ткань (мертвая) отсутствуетРастительная ткань (измельченная) очень высокая
4) Объясните полученный результат, ответьте на вопросы:
В каких пробирках появилась активность фермента? Объясните, почему, как проявляется активность ферментов в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Как бы вы предложили измерить скорость разложение пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.
Вариант II
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лист элодеи, перекись водорода.
Ход работы
1) Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток элодеи.
2) Капните на микропрепарат перекись водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
3) Объясните наблюдаемое влияние, ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?
4) Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите её под микроскопом, опишите наблюдаемую картину, сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы.
3. Контроль знаний по теме «Белки, их функции и строение».
1.Сколько белка содержится в клетке?
а) 80 % б) 20 % в) 1 %
2. Какие вещества являются мономерами белков:
а) глюкоза б) глицерин в) жирные кислоты г) аминокислоты
3. Для какой структуры белка характерно образование глобулы:
а) первичная б) вторичная В) третичная г) четвертичная
4. Первичную структуру белка поддерживают связи:
а) пептидные б) дисульфидные В) водородные г) гидрофобные
5. Вторичная структура белка определяется:
а) спирализацией полипептидной цепи
б) пространственной конфигурацией полипептидной цепи
в) пространственной конфигурацией спирализованной цепи
6. Физико-химические и биологические свойства белка полностью определяет структура:
а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная
7. Ферменты – это
а) белки, осуществляемые каталитическую функция
б) углеводы, определяющие каталитическую функцию
в) белки, выполняющие защитную функцию
8. Сложные ферменты состоят из:
а) белков, жиров, углеводов б) белка и небелковой части
в) белка и витамина г) кофермента и простетической группы
9. В состав фермента входят:
а) аллостерический и каталитический центы
б) субстратный и каталитический центры
в) активный субстратный, аллостерический и каталитический центы.
10. Субстратный центр осуществляет:
а) взаимосвязь с веществом, подлежащим превращению
б) обладает каталитической активностью
в) связь между низкомолекулярными соединениями
Практическое занятие № 1
«Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Цель: практически закрепить понятие изменчивости (модификационная изменчивость), ее статистическую закономерность, научиться выстраивать вариационный ряд.
Методические рекомендации.
Удобнее подготовить объекты в летне-осенний период. Можно использовать фиалки. Использование 2 вариантов данной работы обеспечивает дифференцированный подход. В первом варианте работе используются семена фасоли, бобов, листья клена или акации и т. д. Второй вариант с измерением роста – он сложнее.
В начале занятия необходимо повторить материал об модификационной изменчивости и норме реакции.
Вариант №1.
Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).
Ход работы.
Рассмотреть несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите
Полученные результаты занесите в таблицу, в которой по горизонтали сверху расположите ряд чисел, отражающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко.
Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Размеры бобов (V) 2 2,2 3 4 5 6 7 8
Частота встречаемости (Р) 1 1 1 2 2 3 1 1
Вариант №2.
Оборудование: линейка или сантиметр.
Ход работы.
Измерьте рост каждого учащегося в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что прост 166 см.
Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-161 см и т. д.), и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите.
Количество учащихся 2
Рост, в см 145-150
3. Постойте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах , а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
6. Ответьте на вопросы: какой рост учеников вашего класса встречается наиболее часто, какой – наиболее редко? Какие отклонения наблюдаются в росте учеников? Каковы данные среднего роста девочек и мальчиков в вашем классе?
Каковы причины отклонений в росте?
Рост, в см. 150-155 156-161 162-167 168-173 174-179 180-185
Количество учащихся 1 4 5 3 4 3
Вывод: В ходе лабораторной работы мы выявили закономерность зависимости между наследственностью и условиями среды. Количественные характеристики не наследуются, а зависят от условий среды.
Список использованных источников.
Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.2013 г.
Биология. 10 класс. Часть 1. Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова, 2008 г
http://festival.1september.ru/articles/617401/http://www.licey.net/bio/genetics