Методические рекомендации разработаны в соответствии с «Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники»











Методические рекомендации

«О планировании, организации и проведении лабораторных и практических занятий»
























г. Владикавказ
2016


Разработано
методическим кабинетом ВКЭ






Лабораторные и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть теоретической и профессионально - практической подготовки студентов. Направлены такие занятия на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных навыков студентов.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с «Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации» приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 16-52-138 ин/16-13.













ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В процессе лабораторной работы или практического занятия студенты выполняют одну или несколько практических работ под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала.
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического, естественнонаучного, общепрофессионального и специального цикла;
формирование умений применения полученных знаний на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Дисциплины, по которым проводятся лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются примерными и рабочими учебными планами специальности.
При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. При составлении расписания учитываются лабораторные и практические занятия в первой подгруппе. Занятия для второй подгруппы добавляются преподавателем и диспетчером в расписание в свободное время и утверждаются зав. отделением.
При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют различные ведущие дидактические цели.
Содержание лабораторных и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».
Задания для каждой лабораторной работы или практического занятия должны быть спланированы так, чтобы они за отведенное время были выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируются в тематических планах и рабочих учебных программах. Проведение лабораторных и практических занятий можно планировать в конце соответствующей темы или компактно, по окончанию изучения дисциплины, в виде лабораторных практикумов по усмотрению преподавателя и утверждению цикловой комиссии соответствующей специальности.
Перечень лабораторных и практических занятий в рабочих программах дисциплин, а также количество часов на их проведение, могут отличаться от рекомендованных примерными программами, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускников, определенный требованиями по специальности. Изменение перечня лабораторных и практических занятий рассматривается и утверждается по каждой дисциплине на заседании цикловой комиссии соответствующей специальности.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существующих или основных теоретических положений (законов, зависимостей).
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик, расчетов, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методикой проведение экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и т.д.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала, их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью (подтверждением теоретических положений) в ходе выполнения задания у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, аппаратурой, лабораторным оборудованием, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты в виде отчетов).
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ работы схем устройств, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.)
При разработке содержания практических занятий необходимо, чтобы они охватывали в совокупности по учебной дисциплине весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, практики по профилю специальности и преддипломной (квалификационной) производственной практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа, как вид учебного занятия, должна проводиться в учебных лабораториях. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.д.). Продолжительность лабораторной работы и практического занятия составляет не менее 2-х академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы и практического занятия помимо самостоятельной деятельности студентов являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степень овладевания студентами запланированных умений.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, выполняются студентами с помощью подробных инструкций, в которых указаны цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, выполняются студентами без подробных инструкций, студентам не дан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы и организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
-фронтальная - все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу;
-групповая - одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек;
-индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание

Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания. Проверка знаний проводится в форме, которую определяет преподаватель дисциплины (тестирование, технический диктант, проверка домашнего задания и т.д.)
Для проведения лабораторных и практических занятий преподавателем должны быть разработаны и утверждены на заседании цикловой комиссии и Методического Совета колледжа «Методические указания по проведению лабораторных или практических работ».
«Методические указания» для лабораторных или практических занятий должны содержать следующие разделы:
-Общие положения (перечень лабораторных или практических занятий, общие требования к выполнению работ, общие требования к выполнению отчета).
- Инструкция по каждой работе должна содержать:
цель работы;
пояснения (теория, основные характеристики и т.д.);
оборудование;
материалы и их характеристики;
порядок выполнения работы;
необходимые таблицы;
контрольные вопросы;
список литературы.
- Инструкции по каждой работе частично-поискового характера должны содержать:
цель работы;
пояснения (теория, основные характеристики);
контрольные вопросы для выполнения в ходе работы;
справочные материалы;
список литературы.
- Инструкции по каждой работе поискового характера должны содержать постановку проблемы, которую надо решить студенту в ходе работы самостоятельно.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:
- разработка сборника задач, упражнений, заданий, сопровождающихся методическими указаниями;
- разработка заданий для автоматического тестового контроля подготовленности студентов к лабораторным или практическим работам;
- подчинение методики проведения лабораторных и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
- максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- эффективное использование времени, отводимого на лабораторные и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Отчет по лабораторным или практическим занятиям оформляется на форматах А4 и должен содержать:
титульный лист общий для всех работ;
основная часть по каждой работе, в которой указан номер работы, цель работы, оборудование и материалы, необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью лабораторной работы или практического занятия.
Оценки за лабораторные работы и практические занятия выставляются по пятибалльной системе и учитывают подготовку, выполнение лабораторных и практических работ и ответы на вопросы по итогам выполнения работ. После выполнения всех лабораторных и практических работ, оформления отчетов и получения положительных оценок выставляется «зачет» по лабораторным и практическим работам. Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.

КОНТРОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Целью контроля является проверка и оценка качества планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий по всем дисциплинам учебного плана в соответствии с действующими нормативными требованиями к уровню подготовки специалистов среднего звена.
Содержание контроля - это определение соответствия содержания лабораторных и практических занятий требованиям ГОС специальности к минимуму знаний и умений по дисциплинам, а также способность применяемых преподавателем форм и методов контроля выполнения студентами лабораторных и практических работ адекватно оценивать уровень освоения учебного материала.
Контроль лабораторных и практических занятий осуществляется в течение учебного года зам. директором по учебной работе, заведующим отделением, руководителем специальности.
В процессе контроля проводится посещение занятий по согласованию с преподавателем, проверка методики ведения занятий, а также проверка методического и материального обеспечения лабораторных и практических занятий.
Материалы, подвергаемые проверке при посещении лабораторных и практических занятий:
- календарно-тематический план дисциплины с запланированными лабораторными и практическими занятиями;
- рабочая и примерная программа дисциплины;
-решение цикловой комиссии об изменении лабораторных и практических занятий по сравнению с примерной программой;
- наличие в кабинете перечня и графика проведения лабораторных и практических занятий;
- положение об организации и проведении лабораторных и практических занятий;
- наличие методических пособий, указаний, рекомендаций по выполнению каждой лабораторной и практической работы;
- использование средств ИКТ (при необходимости) при выполнении работ;
- наличие оборудования по каждой работе;
- наличие в кабинете утвержденных правил Техники безопасности при проведении лабораторных работ;
- наличие в кабинете образцов отчетов лабораторных и практических работ;
- организация отчета по работе, выставление оценки за выполненные работы каждому студенту;
- организация учета выполнения лабораторных и практических занятий студентов в учебном журнале.