Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 190631.01 Автомеханик

Министерство образования и науки Ульяновской области
Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
Форма




Ф – рабочая программа учебной дисциплины















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих


190631.01 Автомеханик






















2013-2014 учебный год
г. Инза
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ПКРС) 190631.01 Автомеханик

Организация-разработчик: ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (г. Инза Ульяновской области).

Разработчики:
1. Тамарова Елена Анатольевна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
2. Куликова Наталья Михайловна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права




Рекомендована Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Русский язык (базовая подготовка)».

Заключение Экспертного совета №___________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

23

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

26



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
190631.01 Автомеханик (базовый уровень подготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка.
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учебная дисциплина направлена на формирование у обучающихся общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.




























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные работы
не предусмотрено

практические занятия
10

контрольные работы
2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
не предусмотрено

Самостоятельная работа (всего)
36

Итоговая аттестация в форме: письменного экзамена (изложение)



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Введение.

1-ый курс (44 часа):
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - анализировать языковые факты;
- мыслить логически, представлять русский язык в системе.
Знать: - обобщение знаний о языке, особенности развития русского языка;
- функции русского языка.







2



Содержание учебного материала:




1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Русский язык в современном мире.
- язык и общество;
- язык как развивающееся явление;
- язык как система;
- основные уровни языка.
- язык и культура;
- отражение в русском языке материальной и духовной культуры и других народов;
- понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1
1


Практическое занятие №1 по теме «Русский язык в современном мире».
Входной контроль.
1

2

Раздел 2.
Язык и речь. Функциональные стили речи.














































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - употреблять языковые средства;
- различать стили речи;
- составлять план, тезисы, конспект, аннотацию;
- различать типы речи;
- проводить лингвистический анализ текста.
Знать: - виды речевой деятельности, компоненты речевой ситуации;
- функциональные особенности стилей речи;
- сферу употребления, основные признаки стилей;
- признаки, структуру текста;
- типы речи, соединение в тексте различных типов речи;
- порядок проведения лингвистического анализа текста.













10





2


Содержание учебного материала:











1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.
- виды речевой деятельности;
- речевая ситуация и её компоненты;
- основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1



2. Функциональные стили речи и их особенности.
- стили речи.
1



3. Разговорный стиль речи.
- разговорный стиль речи;
- его основные признаки, сфера использования.
1



4. Научный стиль речи.
- научный стиль речи;
- основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
1



5. Официально-деловой стиль речи.
- официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение;
- жанры стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме;
1



6. Публицистический стиль речи.
- публицистический стиль речи, основные жанры публицистического стиля;
- основы ораторского искусства;
- подготовка публичной речи;
- особенности построения публичного выступления.
1



7. Художественный стиль речи.
- художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.
1



8. Текст как произведение речи.
- текст;
- признаки, структура текста;
- сложное синтаксическое целое;
- тема, основная мысль текста;
- средства и виды связи предложений в тексте;
- информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация);
- абзац как средство смыслового членения текста.
1



9. Функционально-смысловые типы речи.
- функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
- соединение в тексте различных типов речи.
1



Практическое занятие № 2 по теме «Текст. Стили речи».
1



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 3.
Лексика и фразеология.

















































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - различать лексическое и грамматическое значения слова;
- отличать слова одной лексической группы от слов другой лексической группы;
- различать русскую лексику, заимствованную лексику, старославянизмы;
- различать активный и пассивный словарный запас;
- употреблять фразеологизмы в речи;
- проводить лексико-фразеологический разбор;
- находить лексические ошибки и их исправлять.
Знать: - самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и
происхождения;
- употребление и различия лексических групп;
- лексику с точки зрения её происхождения;
- лексику с точки зрения её употребления;
- активный и пассивный словарный запас, особенности русского этикета;
- отличия фразеологизма от слова;
- порядок проведения лексико-фразеологического разбора;
- употребление в речи лексических норм.


















8
2




































Содержание учебного материала:




1. Слово в лексической системе языка.
- слово в лексической системе языка;
- лексическое и грамматическое значения слова;
- многозначные слова;
- прямое и переносное значение слова;
- метафора, метонимия как выразительные средства языка.
1



2.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
- омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
- изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
- контекстуальные синонимы и антонимы;
- градация;
- антитеза.
1



3. Русская лексика с точки зрения её происхождения.
- русская лексика с точки зрения её происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
1



4. Лексика с точки зрения её употребления.
- нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы);
- профессионализмы;
- терминологическая лексика.
1



5. Активный и пассивный словарный запас.
- архаизмы, историзмы, неологизмы;
- особенности русского речевого этикета;
- лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта;
- фольклорная лексика и фразеология;
- русские пословицы и поговорки.
1



6. Фразеологизмы.
- фразеологизмы;
- отличие фразеологизма от слова;
- употребление фразеологизмов в речи;
- афоризмы;
- лексические и фразеологические словари.
1



7. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Контрольный тест.
- лексико-фразеологический разбор.
- лексические нормы;
- лексические ошибки и их исправление;
- ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
1




Практическое занятие № 3 по теме «Лексика и фразеология».
1



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 4.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.












































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - находить в слове звуки, ударение, слоги;
- выполнять фонетический разбор слова по предложенному образцу;
- пользоваться словарями русского языка;
- различать известные виды орфограмм в корне слова (проверяемые ударением
гласные корня), определять орфограммы, связанные с написанием согласных;
- различать написание Ь иЪ в разных частях слова;
- находить правильный способ написания гласных после шипящих и Ц;
- определять правильное написание приставок на З-/С- на основе графико-
морфемного анализа слова;
- видеть варианты написания И-/Ы- после приставок в тексте.
Знать: - роль в слове звуков, ударения, слогов;
- последовательность фонетического разбора;
- правильность употребления орфоэпических норм;
- научный способ подбора однокоренных слов, орфограммы, связанные с написанием звонких и глухих согласных букв в словах;
- употребление Ь в словах;
- орфографические правила, требующие различения морфем «о» и «ё» после шипящих и Ц;
- сведения о приставках на З-/С-;
- способы употребления Ы и И в начале корня.






















8









2


Содержание учебного материала:





























1. Фонетические единицы.
- фонетические единицы;
- звук и фонема;
- открытый и закрытый слог;
- соотношение буквы и звука;
- фонетическая фраза;
- ударение словесное и логическое;
- роль ударения в словесной речи;
- интонационное богатство русской речи.
1



2. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы.
- фонетический разбор слова.
- орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения;
- произношение гласных и согласных звуков;
- произношение заимствованных слов;
- использование орфоэпического словаря.
1



3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
- правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
1



4. Употребление буквы Ь.
- употребление буквы Ь.
1



5. Правописание О-Ё после шипящих и Ц.
- правописание О-Ё после шипящих и Ц.
1



6. Правописание приставок на З-/С-.
- правописание приставок на З-/С-.
1



7. Правописание И-Ы после приставок.
- правописание И-Ы после приставок.
1



Практическое занятие № 4 по теме «Фонетика».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 5.
Морфемика, словообразование, орфография.





















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - формировать функционально-семантический взгляд на изучаемые единицы языка;
- проводить словообразовательный анализ;
- запоминать графические варианты и тренироваться в их опознании;
- различать приставки, определять их правильное написание на основе графико-морфемного анализа слова;
- находить соединительную гласную в сложных словах, видеть сложные слова.
Знать: - морфемный разбор слова как результат словообразовательного анализа слова;
- способы словообразования;
- основные типы чередований, происходящих в корнях слов;
- смысловые различия приставок ПРИ-/ПРЕ-;
- способы образования сложного слова.













5





2


Содержание учебного материала:




1.Понятие морфемы как значимой части слова.
- понятие морфемы как значимой части слова;
- многозначность морфем;
- синонимия и антонимия морфем;
- морфемный разбор слова.
1



2. Способы словообразования.
- способы словообразования;
- словообразование знаменательных частей речи;
- особенности словообразования профессиональной лексики и терминов;
- словообразовательный анализ.
1



3. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
- правописание чередующихся гласных в корнях слов.
1



4. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов.
- правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.
- правописание сложных слов.
1



Практическое занятие № 5 по теме «Словообразование».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 6.
Морфология и орфография



















































































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - по морфологическим признакам находить имя существительное;
- по морфологическим признакам находить имя прилагательное;
- по морфологическим признакам находить имя числительное;
- по морфологическим признакам находить местоимение;
- по морфологическим признакам находить глагол;
- различать причастия и прилагательные;
- выделять запятыми распространённое согласованное определение, стоящее после определяемого слова;
- отличать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
- правильно определять границу деепричастного оборота;
- опознавать наречия;
- характеризовать наречия как неизменяемую часть речи;
- отличать слова категории состояния.
Знать: - языковые умения и навыки, обеспечивающие грамотное письмо;
- морфологические признаки имени прилагательного;
- морфологические признаки имени числительного;
- морфологические признаки местоимения, роль неопределённых и отрицательных местоимений;
- морфологические признаки глагола;
- признаки глагола и прилагательного в причастии;

- понятие о причастном обороте и его выделении в постпозиции;
- грамматические особенности деепричастия;
- обособление распространённых деепричастий, определение границ деепричастного оборота;
- своеобразие наречия как части речи;
- группы слов категории состояния, их функции в речи.





























9














Содержание учебного материала:

2


1. Имя существительное.
- грамматические признаки имени существительного;
- лексико-грамматические разряды имён существительных;
- род, число, падеж существительных;
- склонение имён существительных;
- правописание окончаний имён существительных;
- правописание сложных существительных;
- морфологический разбор имени существительного;
- употребление форм имён существительных в речи.
1



2.Имя прилагательное.
- лексико-грамматические разряды имён прилагательных;
- степени сравнения имён прилагательных;
- правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных;
- правописание сложных прилагательных;
- морфологический разбор имени прилагательного.
- употребление форм имён прилагательных в речи.
1



3. Имя числительное.
- лексико-грамматические разряды имён числительных;
- правописание числительных;
- морфологический разбор имени числительного;
- употребление числительных в речи;
- сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
1



4. Местоимение.
- значение местоимения;
- лексико-грамматические разряды местоимений;
- правописание местоимений;
- морфологический разбор местоимений;
- употребление местоимений в речи;
- местоимение как средство связи предложений в тексте.
1



5. Глагол.
- грамматические признаки глагола;
- правописание суффиксов и личных окончаний глагола;
- правописание НЕ с глаголами;
- морфологический разбор глагола;
- употребление форм глагола в речи.
1



6. Причастие как особая форма глагола.
- образование действительных и страдательных причастий;
- правописание суффиксов и окончаний причастий;
- правописание НЕ с причастиями;
- правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
1



7. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
- распространённые определения, выраженные причастием с зависимыми словами;
- определяемое слово;
- препозиция и постпозиция определяемого слова;
- грамматические признаки причастий.
1



8. Деепричастие как особая форма глагола.
- образование деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- правописание НЕ с деепричастиями;
- морфологический разбор деепричастия.
1



9. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
- обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом;
- границы деепричастного оборота;
- особенности построения предложений с деепричастиями.
1



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
2
1

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
1
2

Раздел 7.
Итоговое повторение.

ОК 3,ОК 4
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - контроль знаний, умений за курс программы;
- объяснять допущенные ошибки;
Знать: - установить уровень сформированности навыков правописания.





2


3


Содержание учебного материала:




1. Контрольный диктант.
1



2.Анализ контрольного диктанта.
Дифференцированный зачёт.
1


Раздел 8.
Морфология и орфография.















2-ой курс (34 часа):
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - опознавать наречия;
- характеризовать наречия как неизменяемую часть речи;
- отличать слова категории состояния.
Знать: - своеобразие наречия как части речи;
- группы слов категории состояния, их функции в речи.








3




2


Содержание учебного материала:




1. Наречие. Правописание наречий.
- грамматические признаки наречия;
- степени сравнения наречия.
- правописание наречий;
- отличие наречий от слов-омонимов;
- морфологический разбор наречий;
- употребление наречий в речи.
1



2. Слова категории состояния. Контрольный тест.
- безлично-предикативные слова;
- отличие слов категории состояния от слов-омонимов;
- группы слов категории состояния;
- их функции в речи.
1



Практическое занятие № 6 по теме «Морфология».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
2
1

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
1
2

Раздел 9.
Служебные части речи.














































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - употреблять предлоги в словосочетаниях со связью предложного управления;
- видеть союзы в предложении;
- различать союзы в простом и сложном предложении;
- отличать частицы от служебных частей речи;
- употреблять частицу НЕ;
- употреблять частицу НИ;
- видеть смысловую разницу между междометьями и звукоподражательными словами;
- отличать междометья от частиц.
Знать: - отличие предлогов от приставок, употребление предлогов с определёнными падежами;
- разряды союзов по их функции в речи;
- употребление союзов в простом и сложном предложении;
- использование частиц в различных частях речи, употребление их с целью придания эмоциональности;
- значение частицы НЕ;
- значение частицы НИ;
- отличия между междометьями и звукоподражательными словами;
- выделение междометий знаками препинания на письме.





















8




2


Содержание учебного материала:













1. Предлог как часть речи.
- правописание предлогов;
- отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие) от слов-омонимов;
- употребление предлогов в составе словосочетаний;
- употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно.
1



2. Союз как часть речи.
- правописание союзов;
- отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов омонимов.
1



3. Употребление союзов в простом и сложном предложении.
- употребление союзов в простом и сложном предложении;
- союзы как средство связи предложений в тексте.
1



4. Частица как часть речи.
- правописание частиц;
- особенности написания частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ.
1



5. Правописание частицы НЕ. Правописание частицы НИ.
- различение приставки не- и частицы НЕ.
- различение приставки ни- и частицы НИ.
1



6. Междометья и звукоподражательные слова.
- междометья;
- звукоподражательные слова.
1



7. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
- правописание междометий и звукоподражаний.
1



Практическое занятие № 7 по теме «Служебные части речи».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 10.
Синтаксис и пунктуация.

ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - выделять в предложении словосочетания;
- выделять словосочетания из предложения;
- видеть в предложении сообщение, вопрос, побуждение;
- находить в предложении второстепенные и главные члены предложения. безошибочно ставить тире между подлежащим и сказуемым;
- различать в предложении определение, приложение, обстоятельство, дополнение;
- находить односоставные и неполные предложения.
Знать: - основные единицы синтаксиса;
- виды связи слов в словосочетании;
- виды предложений по цели высказывания;
- случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- второстепенные члены предложения;
- использование неполных предложений в речи.
21














6


Тема 10.1
Простое предложение.




















Содержание учебного материала:

2


1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
- словосочетание;
- предложение;
- сложное синтаксическое целое.
- строение словосочетания;
- виды связи слов в словосочетании;
- нормы построения словосочетаний;
- синтаксический разбор словосочетаний;
- значение словосочетания в построении предложения.
1



2. Виды предложений по цели высказывания.
- виды предложений по цели высказывания;
- восклицательные предложения;
- интонационное богатство русской речи;
- логическое ударение;
- прямой и обратный порядок слов.
1



3. Тире между подлежащим и сказуемым.
- принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный;
- тире между подлежащим и сказуемым;
- типы простых предложений.
1



4. Второстепенные члены предложения.
- второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение);
- роль второстепенных членов предложения в построении текста.
1



5. Односоставное и неполное предложение.
- односоставное и неполное предложения;
- односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
- односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
1



Практическое занятие № 8 по теме «Синтаксис. Простое предложение».
1



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2



2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2


Тема 10. 2
Осложнённое простое предложение.

























































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - понимать роль однородных членов в предложении, воспроизводить конструкции с однородными членами предложения;
- находить обособленные и уточняющие члены в предложении;
- обнаруживать вводные слова и предложения, выделять их знаками препинания в предложении;
- находить и выделять обращение знаками препинания из-за отсутствия грамматической связи с членами предложения;
- находить и выделять междометья знаками препинания из-за отсутствия грамматической связи с членами предложения, отличать междометья от частиц;
- выделять чужие слова в виде прямой речи цитат;
- правильно ставить знаки препинания при прямой речи;
- сопровождать цитаты указаниями на их источник;
- правильно на письме оформлять диалог.
Знать: - опознавательные признаки однородных членов предложения;
- обособленные и уточняющие члены в предложении;
- понятие о вводных словах и предложениях, назначение вводных слов, наличие при них зависимых слов, их место в предложении;
- обращение не является членом предложения, поэтому его выделяют знаками препинания;
- междометье не является членом предложения, поэтому его выделяют знаками препинания;
- способы передачи чужой речи;
- понятие о чужой речи, отличие прямой речи от косвенной;
- подтверждение цитатами своих мыслей;
- передача прямой речи при разговоре 2-х или нескольких лиц в форме диалога.



























9



Содержание учебного материала:


2


1. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
- предложение с однородными членами и знаки препинания в них;
- однородные и неоднородные определения;
- употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
1



2. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
- предложения с обособленными и уточняющими членами;
- обособление определений;
- обособление приложений;
- обособление дополнений;
- обособление обстоятельств;
- роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка;
- уточняющие члены предложения.
1



















3. Вводные слова и предложения.
- знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения;
- вводные слова и предложения;
- отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов;
- употребление вводных слов в речи;
- использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
1



4. Знаки препинания при обращении.
- знаки препинания при обращении;
- диалогическая сфера употребления обращений;
- звательная интонация обращений;
- адресат речи.
1



5. Знаки препинания при междометии.
- знаки препинания при междометии;
- употребление междометий в речи.
1



6. Способы передачи чужой речи.
- способы передачи чужой речи.
1



7. Знаки препинания при прямой речи.
- знаки препинания при прямой речи;
- замена прямой речи косвенной.
1



8. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге.
- знаки препинания при цитатах.
- оформление диалога;
- знаки препинания при диалоге.
1



Практическое занятие № 9 по теме «Осложнённое простое предложение».
1
2


Самостоятельная работа обучающийся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Тема 10. 3
Сложное предложение.































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - графически изображать структуру сложносочинённого предложения;
- выделять либо разделять запятой придаточные предложения;
- определять границы частей предложения;
- видеть сложные синтаксические конструкции;
- видеть сложное синтаксическое целое как компонент текста.
Знать: - границу грамматически независимых простых предложений, входящих в состав сложного;
- придаточные предложения как зависимые предикативные единицы;
- объединение простых предложений по смыслу и интонационно в бессоюзном сложном предложении;
- различные виды союзной и бессоюзной связи;
- структуру сложного синтаксического целого.














6







2


Содержание учебного материала:




1. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
- сложносочинённое предложение;
- знаки препинания в сложносочинённом предложении;
- употребление сложносочинённых предложений в речи.
1



2. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
- сложноподчинённое предложение;
- знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
- использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.
1



3. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
- бессоюзное сложное предложение;
- знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
- использование бессоюзных сложных предложений в речи.
1



4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
- знаки предложения в сложном предложении с разными видами связи.
1



5. Сложное синтаксическое целое. Контрольный тест.
- сложное синтаксическое целое как компонент текста;
- его структура и анализ;
- период и его построение
1



Практическое занятие № 10 по теме «Сложное предложение».
1
2


Самостоятельная работа обучающийся:
1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
4
2

1


2. Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
2
2

Раздел 11.
Итоговое повторение.

ОК 3,ОК 4
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь: - контроль знаний, умений за курс программы;
- объяснять допущенные ошибки.
Знать: - уровень сформированности навыков правописания;
- работа над ошибками.






2


3


Содержание учебного материала:




1. Контрольный диктант.
1



2. Анализ контрольного диктанта.
1


Обязательная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа
Всего: максимальная учебная нагрузка
78
36
114



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».

Кабинет должен быть оснащён мебелью для:
- организации рабочих мест по количеству обучающихся;
- организации рабочего места преподавателя;
- комплект портретов писателей;
- комплект опорных схем к урокам русского языка;
- комплект тестов к урокам;
- комплект карточек-заданий к урокам.

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
-экран для проекции.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Литература для обучающихся:

1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.
2. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 класс. – М., 2004.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., - 2005.
5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для обучающийсяов средних проффесиональных учебных заведений. – М., 2007.
6. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М.,2006.
7. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М., 2005.
8. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 классы. – М., 2005.
10. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
11. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М.,2001.
12. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
13. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
14. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
15. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Литература для преподавателей:

1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.
2. Светлышев Д.С., Гольдин З.Д. Русский язык: Учеб.пособие. – М.; Высш.шк., 1992. – 240 с.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 256 с. – (Домашний репетитор).
5. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
6.Антонова Е.С. Тайны текста. М.,2001.
7. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.,2004.
8. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
9. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
10. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
11. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
12. Готовимся к единому государственному экзамену/ Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М., 2006.
13. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
14. Комплексный словарь русского языка/ Под ред. А.Н.Тихонова. – М., 2001.
15. Культура русской речи./ Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.,2000.
16. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
17. Обучение русскому языку в школе/ Под ред. Е.А.Быстровой. – М., 2004.
18. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи./ Под ред. Г.С.Меркина, Т.М.Зыбиной. – М., 2005.
19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
20. Русские писатели о языке: Хрестоматия/ Авт.-сост. Е.М.Виноградова и др., под ред. Н.А.Николиной. – М., 2004.
21. Сборник нормативных документов. Русский язык./ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004.
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
23.Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М., 2005.

Словари:

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.
3. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Л.И.Скворцова. – М., 2006.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
8. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка/ Сост. В.В.Бурцева. – М., 2006.
9. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
11. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В.Иванова. – М., 2000.

Дополнительные источники:

1. Журналы, газеты.
2. Профессиональные информационные системы CAD и CAM.




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения У, усвоенные знания З, общие компетенции (ОК)
Формы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:


У 1. Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления
Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения), устный опрос

У 2. Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Выборочный диктант, языковой анализ текста, анализ языковых единиц, ПЗ, контрольное тестирование.

У 3. Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации
Работа со словарями, творческие работы (статья, заметка, репортаж; эссе), написание деловых бумаг (резюме, заметка, статья), фронтальный опрос.

У 4. Уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров
Доклад, создание устных высказываний различных типов и жанров, сочинение, изложение, ПЗ, контрольное тестирование.

У 5. Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
Участие в дискуссии, выступление обучающихся с докладом, рефератом, письменные творческие работы, П.З.

У 6. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Пунктуационный анализ предложения, орфографический диктант, изложение, контрольный диктант, ПЗ.

В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:



З 1. Знать взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

З 2. Знать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Сочинение небольших рассказов повествовательного характера, восстановление деформированного текста

З 3. Знать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте.

З4. Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах.
Разные виды разбора, создание текстов разных стилей и жанров. Рецензирование, создание письменных текстов, контрольное тестирование, диктант, ПЗ

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы определенные уровни следующих ОК



ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Входной контроль

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Контрольное тестирование, тест- контроль, микродиктанты, домашние работы, рефераты, устный опрос, практические занятия

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Самостоятельные работы, тест- контроль, микродиктанты, домашние работы, рефераты написание деловых бумаг, устный опрос, ПЗ.

ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Контрольное тестирование, рефераты, составление кроссвордов, тестов, презентации, работа со словарями.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
Написание газеты, презентации, написание сценария мероприятия, викторины.


Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

Содержание учебного материала
по программе УД
Умения, знания
Контроль



У1
У2
У3
У4
У5
У6
З 1
З 2
З 3
З 4
ОК


1.
Раздел 1.Введение.
Входной контроль.





+



+
ОК 1
ОК 2
П/з№1

2.
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.
+

+
+


+
+
+

ОК 2
ОК 4
П/з №2

3.
Раздел 3. Лексика и фразеология

+
+

+
+

+
+

ОК 2
ОК 4
П/з №3
К/тест

4.
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

+

+
+


+
+
+
ОК 2
ОК 3
ОК4
П/з №4


5.
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография.
+
+




+
+


ОК 2
ОК 3
ОК 6
П/з №5

6
Раздел 6.Морфология и орфография.

+




+

+

ОК 2
ОК 3
П/з №6,
К/д
К/тест

7
Раздел 7. Служебные части речи

+




+

+

ОК2
П/з №7

8.
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.






+
+

+
ОК 2
ОК 3
П/з №8-10
К/тест
К/д

Распределение контрольных заданий по элементам знаний и умений, компетенций (по разделам УД).


Разработчики:
ОГБОУ СПО Инзенский
государственный преподаватель Е.А.Тамарова
техникум отраслевых технологий, преподаватель Н.М.Куликова экономики и права
(г. Инза Ульяновской области)

____________________________ ______________________ _____________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)










13PAGE 15


13PAGE 14115