Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 190631.01 Автомеханик

Министерство образования и науки Ульяновской области
Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
Форма


Ф – рабочая программа учебной дисциплины















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 02 Литература


по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих


190631.01 Автомеханик






















2014-2015 учебный год
г.Инза
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ПКРС)
190631.01 Автомеханик

Организация-разработчик: ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (г. Инза Ульяновской области).

Разработчики:

1. Тамарова Елена Анатольевна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
2. Куликова Наталья Михайловна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права




Рекомендована Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Литература (базовая подготовка)».

Заключение Экспертного совета №____________ от «___»________20__ г.
номер


















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

41

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

43



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
190631.01 Автомеханик (базовый уровень подготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
образную природу словесного искусства;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Учебная дисциплина направлена на формирование у обучающихся общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОКЗ. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 291 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 96 часов.



























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
291

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195

в том числе:


контрольные работы
7

сочинения
34

Самостоятельная работа (всего)
96

в том числе:


Чтение и анализ художественных произведений.
41

Работа с учебником по конспектированию учебного материала.
18

Заучивание стихотворений наизусть.
22

Работа с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками, интернет-ресурсами.
15

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 02 Литература

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Русская литература первой половины
XIX века (обзор)
I курс (134 часа):
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-дать оценку основным литературным событиям 19в.
Знать:
-об основных темах и проблемах русской литературы 19 в.;
-об основных направлениях литературы первой половины 19 в.: сентиментализме, романтизме, зарождении реализма.









2



Содержание учебного материала:




1. Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века.
- Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
- Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.
- Художественные открытия русских писателей-классиков.
- Россия в первой половине XIX века.
- Классицизм, сентиментализм, романтизм.
- Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.
- Национальное самоопределение русской литературы.
1
1


2. Входной контроль (тестирование).
1
2


Самостоятельная работа учащихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями
1
1

Раздел 2.
А. С. Пушкин
Лирика. Поэма «Медный всадник» (обзор).






















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выразительно читать и анализировать стихи;
- читать 2-3 стихотворения наизусть по своему выбору
-анализировать поэму;
-охарактеризовать главных героев поэмы.
Знать:
- биографию А. С. Пушкина
- содержание стихотворений: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
- содержание поэмы «Медный всадник».













4





2


Содержание учебного материала:











1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Лирика А.С. Пушкина.
- Жизнь и творчество А. С. Пушкина (обзор).
- Художественные открытия Пушкина.
- «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина.
- «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).
- Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
2



2. Поэма «Медный всадник».
- Конфликт личности и государства в поэме.
- Образ стихии.
- Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.
- Образ Петра.
- Своеобразие жанра и композиции произведения.
- Развитие реализма в творчестве Пушкина.
- Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
3
2

Раздел 3.
М.Ю. Лермонтов. Лирика.














ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-выразительно читать и анализировать стихи;
- читать 2-3 стихотворения наизусть по своему выбору.
Знать:
-биографию М. Ю. Лермонтова
-содержание стихотворений: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Выхожу один я на дорогу...»










2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова (обзор). Лирика.
- Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова (обзор).
- Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций.
- Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта.
- Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
2





2

Раздел 4.
Н. В. Гоголь
Повесть «Невский проспект».














ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-охарактеризовать замысел и идею повести;
- охарактеризовать главных героев поэмы
-выбрать тему сочинения, раскрыть ее, высказать свое отношение к произведению, к герою.
Знать:
-основные факты биографии Н. В. Гоголя
-содержание повести “Невский проспект"
-последовательность подготовительной работы над сочинением;
-составные части сочинения.











4



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор).
Повесть «Невский проспект».
- Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор).
- Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.
- Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
1



2. Контрольная работа № 1 по теме «Русская литература первой половины
XIX века».
1
3


3. Сочинение.
- Работа над сочинением по произведениям русской литературы первой половины 19 века.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки.
2
2

Раздел 5.
Литература второй половины XIX века.







ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-дать оценку основным литературным событиям 19 века.
Знать:
-о расцвете русского романа, поэзии и критики во второй половине 19в.




Содержание учебного материала:
2
2


1. Обзор русской литературы второй половины XIX века.
- Россия во второй половине XIX века.
- Общественно-политическая ситуация в стране.
- Достижения в области науки и культуры.
- Основные тенденции в развитии реалистической литературы.
- Журналистика и литературная критика.
- Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина.
- Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора.
- Идея нравственного самосовершенствования.
- Универсальность художественных образов.
- Традиции и новаторство в русской поэзии.
- Формирование национального театра.
- Классическая русская литература и ее мировое признание.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
1





1

Раздел 6.
А. Н. Островский
Драма «Гроза».

























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-составить план к библиографии А. Н. Островского;
-выбрать тему, составить план, подобрать эпиграф.
Знать:
-основные факты биографии А. Н. Островского;
-тематику его пьес.








6



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество А.Н.Островского (обзор). Драма «Гроза». Работа над содержанием.
- Жизнь и творчество А. Н. Островского (обзор).
- Семейный и социальный конфликт в драме.
- Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
- Образ города Калинова.
2
1


2. Конфликт Катерины с «Темным царством».
- Катерина в системе образов.
- Внутренний конфликт Катерины.
- Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.
- Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
- Смысл названия и символика пьесы.
- Жанровое своеобразие.
- Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе.
- Драматургическое мастерство Островского.
2
2


3. Сочинение по творчеству А.Н. Островского.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки.
3
2

Раздел 7.
Ф. И. Тютчев. Лирика.
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выразительно читать и анализировать стихи;
- читать 2-3 стихотворения наизусть по своему выбору.
Знать:
-основные факты биографии Ф. И. Тютчева;
-содержание стихотворений: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать», «К. Б.»










2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева (обзор). Лирика.
- Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева (обзор).
- Поэзия Тютчева и литературная традиция.
- Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.
- Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики.
- Тема родины.
- Человек, природа и история в лирике Тютчева.
- Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».
- Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
1





2

Раздел 8.
А. А. Фет.
Лирика.
















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выразительно читать и анализировать стихи;
- читать 2-3 стихотворения наизусть по своему выбору;
- составить план, подобрать эпиграф, цитаты, раскрыть тему, сделать выводы.
Знать:
-основные факты биографии А. А. Фета
-содержание стихотворений: «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Еще майская ночь».




Содержание учебного материала:
4



1. Жизнь и творчество А.А.Фета (обзор). Лирика.
- Жизнь и творчество А. А. Фета (обзор).
- Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства».
- «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).
- Философская проблематика лирики.
- Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
2
1


2. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
- Работа над сочинением.
·
·
·
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
1
2

Раздел 9.
И. А. Гончаров.
Роман «Обломов».
























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- охарактеризовать замысел и идею романа;
- охарактеризовать главных героев романа.
Знать:
-основные факты биографии И. А. Гончарова;
- основные сюжетные линии романа «Обломов»;
-оценку романа Н.А. Добролюбовым.









6




Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество И. А. Гончарова (обзор). Роман «Обломов».
- Жизнь и творчество И. А. Гончарова (обзор).
- История создания и особенности композиции романа.
- Петербургская «обломовщина».
- Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
2



2. Система образов романа «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа.
- Система образов.
- Прием антитезы в романе.
- Обломов и Штольц.
- Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
- Тема любви в романе.
- Социальная и нравственная проблематика романа.
- Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
- Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).
- Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
- Своеобразие стиля Гончарова.
2



3. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки.
3
2

Раздел 10.
И. С. Тургенев.
Роман «Отцы и дети».

































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-охарактеризовать Базарова, его противников.
Знать:
-основные факты жизни и творчества И.С.Тургенева
-содержание романа.







8



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество И. С. Тургенева.
- Жизнь и творчество И. С. Тургенева.
2
1


2. Роман «Отцы и дети». Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
- Творческая история романа.
- Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.
- Сюжет, композиция, система образов романа.
- Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
- Черты личности, мировоззрение Базарова.
- «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
- Смысл названия.
- Тема народа в романе.
2
2


3. Роман «Отцы и дети». Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство).
- Базаров и его мнимые последователи.
- «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство).
- Смысл финала романа.
- Авторская позиция и способы ее выражения.
- Поэтика романа, своеобразие его жанра.
- «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.
- Базаров в ряду других образов русской литературы.
2



4. Роман «Отцы и дети» в русской критике.
Контрольная работа № 2.Изложение по роману Тургенева «Отцы и дети».
- Полемика вокруг романа.
- Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
- Работа над изложением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки, подбор материала для диспута.
4
2

Раздел 11.
А. К. Толстой.










ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-выразительно читать стихи наизусть;
-сформулировать основные темы лирики поэта.
Знать:
-основные факты жизни и творчества А.К. Толстого;
-содержание стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка» (возможен выбор трех других произведений).









2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество А.К. Толстого (обзор). Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш, батюшка»
- Жизнь и творчество А.К. Толстого.
- Своеобразие художественного мира Толстого.
- Основные темы, мотивы и образы поэзии.
- Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.
- Влияние фольклорной и романтической традиции (обзор).
2



Самостоятельная работа студентов: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
1
2

Раздел 12.
Н. С. Лесков.




ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:

-сформулировать основные темы творчества писателя;
- охарактеризовать главных героев повести «Очарованный странник»; (возможен выбор другого произведения).
Знать:
- основные факты жизни и творчества Н.С. Лескова;
- содержание повести «Очарованный странник»;
- формы повествования.










2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество Н.С. Лескова (обзор). Повесть «Очарованный странник».
- Жизнь и творчество Н.С. Лескова (обзор).
- Особенности сюжета повести.
- Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
- Образ Ивана Флягина.
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
- Смысл названия повести.
- Особенности лесковской повествовательной манеры.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки.
2
2

Раздел 13.
М. Е. Салтыков-Щедрин.

















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- охарактеризовать героев романа «История одного города».
Знать:
-основные факты жизни и творчества М. Е. Салтыков-Щедрина;
-основные сюжетные линии романа «История одного города»;
- понятия фантастики, гротеска, эзопова языка.








2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество М. Е. Салтыков-Щедрина (обзор). «История одного города» (обзор).
- Жизнь и творчество М. Е. Салтыков-Щедрина (обзор).
- Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
- Сатирическая летопись истории Российского государства.
- Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».
- Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева.
- Тема народа и власти.
- Смысл финала «Истории».
- Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
- Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
2












Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки.
2
2

Раздел 14.
Н. А. Некрасов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».












































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-выразительно читать стихи наизусть;
- сформулировать основные темы лирики поэта;
- особенности стиля писателя;
- охарактеризовать героев поэмы;
- составить план сочинения, отобрать необходимый материал для раскрытия темы сочинения;
-выбрать тему сочинения, раскрыть ее, высказать свое отношение к произведению, к писателю, к герою.
Знать:
-основные факты жизни и творчества Н.А Некрасова
-содержание стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба»
-понятие народности, стиля, как выражение художественной мысли писателя;
-содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».


















6



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество Н.А Некрасова (обзор). Лирика.
- Жизнь и творчество Н.А Некрасова (обзор).
- Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.
- Особенности некрасовского лирического героя.
- Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
- Образ Музы в лирике Некрасова.
- Судьба поэта-гражданина.
- Тема народа.
- Утверждение красоты простого русского человека.
- Сатирические образы.
- Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть).
- Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
2



2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.
- Русская жизнь в изображении Некрасова.
- Система образов поэмы.
- Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова.
- Сатирические образы помещиков.
- Смысл названия поэмы.
- Народное представление о счастье.
- Тема женской доли в поэме.
- Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи»
- Тема народного бунта.
- Образ Савелия, «богатыря святорусского».
- Фольклорная основа поэмы.
- Особенности стиля Некрасова.
2



3. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
3
2

Раздел 15.
К. Хетагуров.
Поэзия.













ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихотворения из сборника «Осетинская лира»;
- сравнивать творчества К. Хетагурова и Н.А Некрасова.
Знать:
-основные факты жизни и творчества К. Хетагурова;
-художественные особенности лирики поэта.








2



Содержание учебного материала:

2


1. Жизнь и творчество К. Хетагурова (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
- Жизнь и творчество К. Хетагурова (обзор).
- Поэзия Хетагурова и фольклор.
- Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова.
- Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.
- Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); заучивание наизусть стихотворений; чтение стихотворений.
1
2

Раздел 16.
Ф. М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выделять главное в изученном материале;
- делать записи в ходе беседы;
- формулировать основные проблемы романа;
- раскрыть суть и причины трагических судеб Мармеладовых, Раскольниковых и др.
Знать:
- основные факты жизни и творчества Ф. М. Достоевского;
- творческую историю романа;
- своеобразие жанра;
- содержание романа;
- авторскую позицию в изображение обездоленных людей.













8



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество. Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание».
- Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского.
- Замысел романа и его воплощение.
- Особенности сюжета и композиции.
- Своеобразие жанра.
- Проблематика, система образов романа.
2
1


2. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники».
- Теория Раскольникова и ее развенчание.
- Раскольников и его «двойники».
2
2


3. Образы «униженных и оскорбленных» в романе.
- Образы «униженных и оскорбленных».
- Второстепенные персонажи.
- Приемы создания образа Петербурга.
- Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
- Библейские мотивы и образы в романе.
- Тема гордости и смирения.
2



4. Художественные открытия Ф.М. Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Контрольная работа № 3. Изложение по роману Достоевского «Преступление и наказание».
- Роль внутренних монологов и снов героев в романе.
- Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
- Роль эпилога.
- «Преступление и наказание» как философский роман.
- Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения».
- Проблема нравственного выбора.
- Смысл названия.
- Психологизм прозы Достоевского.
- Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
- Работа над изложением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки, подбор материала для диспута.
4
2

Раздел 17.
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».







































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-давать сравнительную характеристику героинь;
-анализировать художественный текст;
-составлять развернутый план.
Знать:
-основные факты жизни и творчества Л. Н. Толстого;
-историю создания романа – эпопеи «Война и мир»;
-понятие романа- эпопеи, внутреннего монолога;
- смысл заглавия, особенности композиции.











16



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество. Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа.
- Жизнь и творчество Л. Н. Толстого.
- История создания.
- Жанровое своеобразие романа.
- Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.
- Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.
2
1


2. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
- Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
- Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».
- Изображение светского общества.
2
2


3. Женские образы в романе. Зачёт.
- «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.
- Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
- Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
- Роль эпилога.
2



4. Тема войны в романе.
- Тема войны в романе.
- Толстовская философия истории.
- Военные эпизоды в романе.
- Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.
- Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
- Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого
2



5. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе.
- Русский солдат в изображении Толстого.
- Проблема национального характера.
- Образы Тушина и Тимохина.
- Проблема истинного и ложного героизма.
2



6.Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе.
- Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
2



7. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы.
Контрольная работа № 4. Изложение по роману Толстого «Война и мир».
- Москва и Петербург в романе.
- Психологизм прозы Толстого.
- Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»).
- Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.
- Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.
- Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
- Работа над изложением.
2



8. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки; работа со справочниками, энциклопедиями: составление исторических справок; рефераты.
4
2

Раздел 18.
А. П. Чехов.







































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- подготовить сообщение о Чехове;
- сформулировать основные темы рассказов;
- охарактеризовать особенности пьесы;
- охарактеризовать героев пьесы;
- составить план, подобрать эпиграф, цитаты, раскрыть тему, сделать выводы.
Знать:
- основные факты жизни и творчества А. П. Чехова;
- содержание рассказов: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
- рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов);
- содержание пьесы «Вишневый сад»;
- история создания пьесы;
- основные проблемы;
- как Чехов рассматривает тему прошлого, настоящего, будущего в пьесе;
- отношение к вишневому саду основных действующих лиц.


















10



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество А. П. Чехова.
- Жизнь и творчество А. П. Чехова.
2
1


2. Рассказы.
-Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.
- Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова.
- Тема пошлости и неизменности жизни.
- Проблема ответственности человека за свою судьбу.
- Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.
- Тема любви в чеховской прозе.
- Психологизм прозы Чехова.
- Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
2
2


3. Пьеса «Вишневый сад». Символический смысл названия.
-Особенности сюжета и конфликта пьесы.
- Система образов.
- Символический смысл образа вишневого сада.
- Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
- Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
2



4. Характеристика действующих лиц пьесы «Вишневый сад».
- Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
- Тип героя-«недотёпы».
- Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
- Роль авторских ремарок в пьесе.
- Смысл финала.
- Особенности чеховского диалога.
- Символический подтекст пьесы.
- Своеобразие жанра.
- Новаторство Чехова-драматурга.
- Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
1



5. Контрольная работа № 5 по теме «Литература второй половины XIX века».
1
3


6. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки; работа со справочниками, энциклопедиями: составление исторических справок; рефераты.
4
2

Раздел 19.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века.





















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- дать оценку основным литературным событиям 19 века.
Знать:
-об основных направлениях литературы второй половины 19 века.






6



Содержание учебного материала:




1. Г. де Мопассан. Жизнь и творчество Г. де Мопассана (обзор). Новелла «Ожерелье».
- Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
- Поздний романтизм.
- Реализм как доминанта литературного процесса.
- Символизм.
- Жизнь и творчество Г. де Мопассана (обзор).
- Сюжет и композиция новеллы.
- Система образов.
- Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира.
- Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.
- Мастерство психологического анализа.
2
1


2. Г. Ибсен. Жизнь и творчество Г. Ибсена (обзор).Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).
- Жизнь и творчество Г. Ибсена (обзор).
- Особенности конфликта.
- Социальная и нравственная проблематика произведения.
- Вопрос о правах женщины в драме.
- Образ Норы.
- Особая роль символики в «Кукольном доме».
- Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм.
- Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
2



3. А. Рембо. Жизнь и творчество А. Рембо (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль».
- Жизнь и творчество А. Рембо (обзор).
- Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия.
- Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника.
- Символические образы в стихотворении.
- Особенности поэтического языка.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
1
1

Раздел 20.
Обзор русской литературы первой половины XX века.




















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-дать оценку основным литературным событиям 20 века.
Знать:
-об основных темах и проблемах литературы 20 века;
-об основных направлениях литературы 20 века.







2



Содержание учебного материала:




1.Введение. Обзор русской литературы первой половины XX века.
- Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.
- Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа).
- Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала.
- Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,
отражение в них «вечных» проблем бытия.
- Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX(ХХ вв.
- Реализм и модернизм.
- Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России.
- Конфликт человека и эпохи.
- Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои.
- Советская литература и литература русской эмиграции.
- «Социалистический реализм».
- Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.
- Проблема «художник и власть».
2
1


Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
1
1

Раздел 21.
И. А. Бунин.





























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- работать с дополнительной литературой;
-анализировать стихи;
-выразительно читать стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»;
-выбрать тему сочинения, отобрать
· нужный материал, составить план сочинения.
Знать:
- основные факты жизни и творчества И. А. Бунина;
- важнейшие темы творчества И.А. Бунина.











4



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество И. А. Бунина (обзор). Лирика И. А. Бунина.
- Жизнь и творчество И. А. Бунина (обзор).
- Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.
- Пейзажная лирика поэта.
- Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
- Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
2
2


2. Рассказы И. А. Бунина. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
- Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина.
- Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки».
- Исследование национального характера.
- «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).
- Психологизм бунинской прозы.
- Принципы создания характера.
- Роль художественной детали.
- Символика бунинской прозы.
- Своеобразие художественной манеры Бунина.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений, аналитическое чтение рассказов.
2
2

Раздел 22.
А. И. Куприн
Повесть «Гранатовый браслет».
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-раскрыть основные проблемы повести;
- дать характеристику главным героям.
Знать:
-основные факты жизни и творчества А. И. Куприна;
-содержание повести «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).








2



Содержание учебного материала:




1.Жизнь и творчество А. И. Куприна (обзор). Повесть «Гранатовый браслет».
- Жизнь и творчество А. И. Куприна (обзор).
- Своеобразие сюжета повести.
- Споры героев об истинной, бескорыстной любви.
- Утверждение любви как высшей ценности.
- Трагизм решения любовной темы в повести.
- Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.
- Мастерство психологического анализа.
- Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
1
2


2. Контрольная работа № 6. Изложение по повести Куприна «Гранатовый браслет».
1
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений, аналитическое чтение рассказов.
2
2

Раздел 23.
М. Горький
Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».










ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-раскрыть основные проблемы повести;

- охарактеризовать действующих лиц пьесы.
Знать:
-основные факты жизни и творчества М. Горького;
-содержание рассказа «Старуха Изергиль».








6



Содержание учебного материала:




1.Жизнь и творчество М. Горького (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль».
- Жизнь и творчество М. Горького (обзор).
- Романтизм ранних рассказов Горького.
- Проблема героя в прозе писателя.
- Тема поиска смысла жизни.
- Проблемы гордости и свободы.
2
2


2. Пьеса «На дне».
- «На дне» как социально-философская драма.
- Смысл названия пьесы.
- Система образов.
- Судьбы ночлежников.
- Проблема духовной разобщенности людей.
- Образы хозяев ночлежки.
- Споры о человеке.
- Три правды в пьесе и их драматическое столкновение.
2



3. Сочинение по творчеству М. Горького.
- Работа над содержанием сочинения.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, рисование декораций к пьесе, заучивание монологов наизусть.
3
2

Раздел 24.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века.






























Раздел 25.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Символизм.

























































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-сформулировать основные проблемы пьесы;
- анализировать стихотворение.
Знать:
- об основных направлениях в литературе первой половины 20 века;
- основные факты жизни и творчества Б. Шоу;
- содержание пьесы «Пигмалион»;
- основные факты жизни и творчества Г. Аполлинер;
- содержание стихотворения «Мост Мирабо».




Содержание учебного материала:
4



1.Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Б. Шоу. Жизнь и творчество Б. Шоу (обзор). Пьеса «Пигмалион».
- Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в.
- Проблемы самопознания, нравственного выбора.
- Основные направления в литературе первой половины ХХ в.
- Реализм и модернизм.
- Жизнь и творчество Б. Шоу (обзор).
- Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу.
- Прием иронии.
- Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей.
- Чеховские традиции в творчестве Шоу.
2
1


2. Г. Аполлинер. Жизнь и творчество Г. Аполлинера (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо».
- Жизнь и творчество Г. Аполлинера (обзор).
- Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера.
- Музыкальность стиха.
- Особенности ритмики и строфики.
- Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
2



















Самостоятельная работа обучающихся: работа со справочниками, энциклопедиями.
1



ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выразительно читать стихи.
Знать:
-литературные течения поэзии русского модернизма;
-основные факты жизни и творчества поэтов.







12



Содержание учебного материала:




1. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Символизм.
- Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
- Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
- Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
- Истоки русского символизма.
- Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.
- Связь с романтизмом.
- Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
- Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды».
- Музыкальность стиха.
- «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
2
1


Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; чтение стихотворений, рефераты.
2
1


2. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество В. Я. Брюсова (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д.Бальмонт. Жизнь и творчество К. Д.Бальмонта (обзор). Поэзия.
- Жизнь и творчество В. Я. Брюсова (обзор).
- Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.
- Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
- Культ формы в лирике Брюсова.
- Жизнь и творчество К. Д.Бальмонта (обзор).
- Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
- Музыкальность стиха, изящество образов.
- Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
2
2


3. А. Белый. Жизнь и творчество А. Белого (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».
- Жизнь и творчество А. Белого (обзор).
- Интуитивное постижение действительности.
- Тема родины, боль и тревога за судьбы России.
- Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
2



4. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество Н. С. Гумилева (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
- Истоки акмеизма.
- Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».
- Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.
- Идея поэта-ремесленника.
- Жизнь и творчество Н. С. Гумилева (обзор).
- Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
- Своеобразие лирических сюжетов.
- Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

2



5. Футуризм. И. Северянин. Жизнь и творчество И. Северянина (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин»), «Двусмысленная слава».
- Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
- Поэт как миссионер «нового искусства».
- Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
- Звуковые и графические эксперименты футуристов.
- Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
- Жизнь и творчество И. Северянина (обзор).
- Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
2



6. В. В. Хлебников. Жизнь и творчество В. В. Хлебникова (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы», «Еще раз, еще раз».Крестьянская поэзия Н. А. Клюева. Жизнь и творчество Н. А. Клюева (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Жизнь и творчество В. В. Хлебникова (обзор).
- Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.
- Поэтические эксперименты.
- Хлебников как поэт-философ.
- Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
- Жизнь и творчество Н. А. Клюева (обзор).
- Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии.
- Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.
- Выражение национального русского самосознания.
- Религиозные мотивы.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2


Раздел 26.
А. А. Блок
Лирика. Поэма «Двенадцать».


























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихи;
- выразительно читать наизусть;
- охарактеризовать поэму «Двенадцать»;
- выразительно читать.
Знать:
- основные факты жизни и творчества А. А. Блока;
- содержание стихотворений: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»;- их художественные особенности;
- содержание поэмы «Двенадцать»;
- понятие образ – символ.














6



Содержание учебного материала:




1.Жизнь и творчество. А. А. Блока. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» «Вхожу я в темные храмы», «О, я хочу безумно жить»
- Жизнь и творчество А. А. Блока.
- Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.
- Образ Прекрасной Дамы.
- Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений.
- Тема города в творчестве Блока.
- Образы «страшного мира».
- Соотношение идеала и действительности в лирике Блока.
- Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений.
- Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы».
- Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
2
1


2. Поэма «Двенадцать».
- История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.
- Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.
- Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.
- Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы.
- Образ Христа и многозначность финала поэмы.
- Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
2
2


3. Сочинение по творчеству А. А. Блока.
-Работа над содержанием сочинения.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
3
2

Раздел 27.
В. В. Маяковский.























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- выразительно читать стихи и раскрыть их содержание.
Знать:
- основные темы творчества;
- особенности ранней лирики;
- содержание стихотворений:
«А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лилечка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».










4



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Раннее творчество В. В. Маяковского. Поэтическое новаторство.
- Жизнь и творчество В. В. Маяковского.
- Маяковский и футуризм.
- Дух бунтарства в ранней лирике.
- Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.
- Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).
2
1


2. Особенности любовной лирики, тема поэта и поэзии в творчестве
В. В. Маяковского.
- Особенности любовной лирики.
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени.
- Сатирические образы в творчестве Маяковского.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2
2


II курс (61 час):



Раздел 28
С. А. Есенин.
Лирика.



















ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихи;
- выразительно читать наизусть.
Знать:
- основные факты жизни и творчества С. А. Есенина;
- содержание стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская».











6



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество. С. А. Есенина.
- Жизнь и творчество. С. А. Есенина.
2
1


2. Лирика.
- Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике.
- Тема родины в поэзии Есенина.
- Отражение в лирике особой связи природы и человека.
- Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.
- Светлое и трагическое в поэзии Есенина.
- Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.
- Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
2
2


3. Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
3
2

Раздел 29.
М. И. Цветаева.
Лирика.












ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихи;
- выразительно читать наизусть.
Знать:
-основные факты жизни и творчества М. И. Цветаевой;
-основные темы творчества М. Цветаевой;
- содержание стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно».











4



Содержание учебного материала:




1. Жизнь и творчество М. И. Цветаевой (обзор).
- Жизнь и творчество М. И. Цветаевой (обзор).
2
1


2. Лирика.
- Основные темы творчества Цветаевой.
- Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
- Поэзия как напряженный монолог-исповедь.
- Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
- Своеобразие поэтического стиля.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
1
2

Раздел 30.
О.Э.
Мандельштам.
Поэзия.







ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-анализировать и выразительно читать стихи.
Знать:
- основные факты жизни и творчества О. Э. Мандельштама;
- содержание стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»




Содержание учебного материала:
2



1. Жизнь и творчество О. Э.Мандельштама (обзор). Поэзия.
- Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама (обзор).
- Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма.
- Представление о поэте как хранителе культуры.
- Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
1
2

Раздел 31.
А. А. Ахматова.






























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихи;
- выразительно читать наизусть;
-охарактеризовать творчество А. Ахматовой, ее место в русской поэзии XX века.
Знать:
- основные факты жизни и творчества А. А. Ахматовой;
-основные темы творчества М. Цветаевой;
- содержание стихотворений:
«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля»;
- содержание поэмы «Реквием».




Содержание учебного материала:
6



1. Жизнь и творчество. А. А. Ахматовой. Лирика.
- Жизнь и творчество А. А. Ахматовой.
- Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.
- Темы любви и искусства.
- Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.
- Разговорность интонации и музыкальность стиха.
- Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
2
1


2. Поэма «Реквием».
- История создания и публикации.
- Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.
- Библейские мотивы и образы в поэме.
- Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
- Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
1
2


3. Контрольная работа № 7 по теме «Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Поэзия Серебряного века».
1
3


4. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2
2

Раздел 32.
Б. Л. Пастернак
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- анализировать стихи;
- выразительно читать наизусть;
- охарактеризовать главных героев романа;
- охарактеризовать специфику художественного строя романа.
Знать:
- Основные факты жизни и творчества Б. Л. Пастернака;
- содержание стихотворений:
«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь»;
- основные темы и образы романа.




Содержание учебного материала:
4



1. Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака (обзор). Лирика.
- Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака (обзор).
- Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова.
- Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания).
- Философская глубина лирики Пастернака.
- Тема человека и природы.
- Сложность настроения лирического героя.
- Соединение патетической интонации и разговорного языка.
2
1


2. Роман «Доктор Живаго» (обзор).
- История создания и публикации романа.
- Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
2
2




Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение романа.
1
2

Раздел 33.
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита».














ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- разнообразие типов романа в русской литературе 20 века;
- дать характеристику романа «Мастер и Маргарита»: необычность, библейские мотивы, сатира, композиция.
Знать:
- основные факты жизни и творчества М. А. Булгаков;
- содержание романа «Мастер и Маргарита» (обзор).












Содержание учебного материала:
6



1.Жизнь и творчество. М. А. Булгакова.
- Жизнь и творчество М. А. Булгакова.
- Новаторство в темах, идеях, стилистике.
- Судьба произведений писателя.
2
1


2. Роман «Мастер и Маргарита».
- История создания и публикации романа.
- Своеобразие жанра и композиции романа.
- Роль эпиграфа.
- Эпическая широта и сатирическое начало в романе.
- Сочетание реальности и фантастики.
- Москва и Ершалаим.
- Образы Воланда и его свиты.
- Библейские мотивы и образы в романе.
- Человеческое и божественное в облике Иешуа.
- Фигура Понтия Пилата и тема совести.
- Проблема нравственного выбора в романе.
- Изображение любви как высшей духовной ценности.
- Проблема творчества и судьбы художника.
- Смысл финальной главы романа.
2
2


3. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки, подбор материала для диспута; работа со справочниками, энциклопедиями: историческая справка.
3
2

Раздел 34.
А. П. Платонов
Повесть «Котлован».












ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-охарактеризовать связь творчества с традициями русской сатиры.
Знать:
-основные факты жизни и творчества А. П. Платонова;
-содержание повести « Котлован»;
-понятие индивидуального стиля писателя.




Содержание учебного материала:
2
1


1.А. П. Платонов. Повесть «Котлован». Жизнь и творчество А. П. Платонова.
- Жизнь и творчество А. П. Платонова.
- Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.
- Высокий пафос и острая сатира в «Котловане».
- Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.
- «Непростые» простые герои Платонова.
- Тема смерти в повести.
- Самобытность языка и стиля писателя.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение рассказа.
1
2

Раздел 35.
М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
























ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- охарактеризовать главных героев романа;
- составить план, подобрать эпиграф, цитаты, раскрыть тему, сделать выводы.
Знать:
- основные факты жизни и творчества М. А. Шолохова.
- основные темы и образы романа «Тихий Дон»;
- понятие романа – эпопея;
- главные сюжетные линии романа – эпопеи.










6



Содержание учебного материала:




1.Жизнь и творчество. М. А. Шолохова.
- Жизнь и творчество. М. А. Шолохова.
2
1


2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- История создания романа.
- Широта эпического повествования.
- Сложность авторской позиции.
- Система образов в романе.
- Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
- Глубина постижения исторических процессов в романе.
- Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.
- Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.
- Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
- «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
- Утверждение высоких человеческих ценностей.
- Женские образы.
- Функция пейзажа в романе.
- Смысл финала.
- Художественное своеобразие романа.
- Язык прозы Шолохова.
2
2


3. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
- Работа над сочинением.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение художественного текста, выписки; работа со справочниками, энциклопедиями: составление исторических справок.
4
2

Раздел 36.
Э. Хемингуэй.
Повесть «Старик и море».
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- охарактеризовать главных героев повести.
Знать:
- основные факты жизни и творчества Э. Хемингуэя;
- содержание повести «Старик и море».







2



Содержание учебного материала:




1.Жизнь и творчество Э. Хемингуэя (обзор).
- Жизнь и творчество Э. Хемингуэя (обзор).
- Проблематика повести.
- Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.
- Образ рыбака Сантьяго.
- Роль художественной детали и реалистической символики в повести.
- Своеобразие стиля Хемингуэя.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся: аналитическое чтение рассказа.
2
2

Раздел 37.
Русская литературы второй половины
XX века.








































































ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
- охарактеризовать 1-2 произведения второй половины XX века.
Знать:
-основные факты жизни и творчества писателей второй половины XX века;
-о развитии литературных жанров во второй половине XX века.







22








Содержание учебного материала:




1.Обзор русской литературы второй половины XX века.
- Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России.
- Новое понимание русской истории.
- Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
- Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.
- «Лагерная» тема.
- «Деревенская» проза.
- Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).
- Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
- Поэтические искания.
- Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
2
1


Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; рефераты; исторические справки.
1
1


2. Жизнь и творчество А. Т. Твардовского (обзор).
- Жизнь и творчество А. Т. Твардовского (обзор).
2



3. А. Т. Твардовский Лирика.
- Исповедальный характер лирики Твардовского.
- Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.
- Тема памяти в лирике Твардовского.
- Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
2




2


Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2
2


4. Жизнь и творчество В. Т. Шаламова (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
- Жизнь и творчество В. Т. Шаламова (обзор).
- История создания книги «Колымских рассказов».
- Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.
- Характер повествования.
2




1





Самостоятельная работа обучающихся: работа с источниками, подбор материала к докладу.
2
2


5. Жизнь и творчество А. И. Солженицына (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».
- Жизнь и творчество А. И. Солженицына (обзор).
- Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.
- Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
2






Самостоятельная работа обучающихся: аналитическое чтение повести.
2
2


6. В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
- Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
- Диалоги в шукшинской прозе.
- Особенности повествовательной манеры Шукшина.
2






Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); аналитическое чтение рассказа.
2
2



7. В. В. Быков. Повесть «Сотников».
- Нравственная проблематика произведения.
- Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести.
- Образы Петра, Демчихи и девочки Баси.
- Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.
- Мастерство психологического анализа.
2







Самостоятельная работа обучающихся: аналитическое чтение повести.
2
2


8. В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
- Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.
- Тема памяти и преемственности поколений.
- Образы стариков в повести.
- Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями.
- Символические образы в повести.
2



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником (составление хронологической таблицы); историческая справка; аналитическое чтение повести.
1
2


9. Н. М. Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».
- Своеобразие художественного мира Рубцова.
- Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.
- Переживание утраты старинной жизни.
- Тревога за настоящее и будущее России.
- Есенинские традиции в лирике Рубцова.
2



Самостоятельная работа обучающихся: рефераты; чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2
2


10. Жизнь и творчество Р.Гамзатова (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...»
- Жизнь и творчество (обзор).
- Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.
- Прием параллелизма.
- Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
2



Самостоятельная работа обучающихся: рефераты; чтение и заучивание наизусть стихотворений.
2
2


11. И. А. Бродский. Поэзия.
- Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.
- Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии.
- Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».
2



Самостоятельная работа обучающихся: рефераты; чтение и заучивание наизусть стихотворений; подготовка выступлений в литературной гостиной.
2
2

Раздел 38 .
Итоговое занятие.






ОК 3
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
-отвечать на поставленные вопросы.







Содержание учебного материала:
1



1. Итоговое занятие. Дифференцированный зачёт.
- Итоговое повторение материала.
- Подготовка к экзамену.
1
2

Итого:
195 часов




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов (25);
- рабочее место преподавателя;
-портреты писателей;
- иллюстрации к произведениям, фотоматериалы по творчеству писателей, тексты произведений.

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,
- электронная информационная база «Лектор».

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: 10 кл. : Учебник. В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2006 .
Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса / Под ред. В.П. Журавлева: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
Дополнительные источники:
Лебедев Ю.В., Кузнецов М.Б. Литература в 10 классе: Методические советы.- М.: Просвещение, 2004.
Литература: Учебник для 10 класса \ Под ред. В.Г. Маранцмана. В 2-х ч. – М.: Просвещение,2003.
Лыссый Ю.И. и др. Литература в 10 классе: Методические советы.- М.: Просвещение, 2005.
Литература в 11 классе: Методические советы Под ред. В.П. Журавлева .- М.: Просвещение, 2004.
Русская литература 19 века: Практикум/ Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 2005.
Русская литература 20 в. 11 кл. Учебник. В «2-х ч. \ Под ред. В.В. Агеносова. –М.: Дрофа, 2005.
Русская литература 20 века: Практикум \ Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2005.


























4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения У, усвоенные знания З, общие компетенции (ОК)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:


У 1. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения.
Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения), устный опрос

У 2. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Анализ художественного текста, изложение, сочинение.

У 3. Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.
Сочинение.

У 4. Уметь определять род и жанр произведения.
Входной контроль, анализ произведения, контрольная работа

У 5. Уметь сопоставлять литературные произведения.
Анализ произведения, сочинение.

У 6. Уметь выявлять авторскую позицию.
Анализ произведения, сочинение.

У 7. Уметь выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Чтение наизусть, выразительное чтение.

У 8. Уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Сочинение, устное сообщение.

У 9. Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Рецензии, сочинения.

В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:



З 1. Знать образную природу словесного искусства.
Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья), анализ стихотворений.

З 2. Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.
Устные сообщения, контрольная работа.

З 3. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Индивидуальные задания, контрольная работа.

З 4. Знать основные теоретико-литературные понятия.
Входной контроль, индивидуальные задания.

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы определенные уровни следующих ОК



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Входной контроль.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Контрольные работы, тест- контроль, домашние работы, рефераты, устный опрос.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Контрольные, самостоятельные работы, тест- контроль, домашние работы, рефераты, устный опрос.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Контрольные работы, рефераты, тесты.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Написание сценария мероприятия, викторины.


Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
Распределение контрольных заданий по элементам знаний и умений, компетенций
(по разделам УД).


Содержание учебного материала
по программе УД
Умения, знания
Контроль



У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
У9
З 1
З 2
З 3
З 4
ОК


1
Раздел 1. Русская литература первой половины
XIX века (обзор). Входной контроль.

+

+






+
+
+
ОК 1

Входной контроль

2
Раздел 1. Русская литература первой половины
XIX века (обзор).
+


+





+
+
+
+
ОК 2
ОК 3
ОК 4
К/р № 1

3.
Раздел 5. Литература второй половины XIX века.
+


+
+




+
+
+
+
ОК 2
ОК 3
ОК 4
К/р № 5


4.
Раздел 25. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Символизм.
+


+
+




+
+
+
+
ОК 2
ОК 3
ОК4
К/р №7


Разработчики:
ОГБОУ СПО Инзенский
государственный преподаватель Е.А.Тамарова
техникум отраслевых технологий, преподаватель Н.М.Куликова экономики и права
(г. Инза Ульяновской области)

____________________________ ______________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





















13PAGE 15


13PAGE 144715




Рисунок 1