Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 11.01.01 МОНТАЖНИК РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ И ПРИБОРОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по
учебно- производственной работе
____________ Т. А.Исакова
«_____» __________ 2016 г.





рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
оуд. 01 русский язык и литература
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования

11.01.01 МОНТАЖНИК РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ
И ПРИБОРОВ
























Каменск-Уральский, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи:
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

и рабочего учебного плана программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 11.01.01
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примера программы учебной дисциплины из областного банка ОПОП по профессии начального профессионального образования 140446.03 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература
Эксперт:
Зарипова М.М. методист высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

ОДОБРЕНА цикловой комиссией электро-и радиотехнического профиля
Протокол заседания ЦК № 1 от «29»_____августа______2016 г.
Председатель ЦК ____________ /___________________

Автор:
Богданова Елена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

Рецензент:























СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc429652555" 141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc429652555 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc429652556" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc429652556 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc429652557" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc429652557 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc429652558" 144. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины 13 PAGEREF _Toc429652558 \h 14291515
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 140446.03 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
Программа предназначена для изучения русского языка литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к циклу общеобразовательных дисциплин учебного плана по профессии 140446.03 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
1. По русскому языку:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

2. По литературе:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направ-лений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
По русскому языку:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценностинарода; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

2. По литературе:

воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 428 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 143 часов; практических 142 часов; самостоятельной работы обучающегося 143 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
428

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
143

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия
142

контрольная работа


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
143

в том числе:





Итоговая аттестация в форме экзамена 10

2.2 Содержание учебной дисциплины
«Русский язык и литература»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА

212 (142/70)



1 семестр



Раздел 1.1.
Основные тенденции развития русской литературы конца второй половины XIXвека.

104
(70/34)


Русская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2


А.Н.Островский.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза». А.Н.Островский – основоположник русского реалистического театра. Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга. Борьба личности за право быть свободной. Народные герои пьес Островского. ПР. (2)

8
3

И.С.Тургенев.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. ПР (2).

10
3

Ф.И.Тютчев.
Содержание учебного материала.
Стихотворения. Философские мотивы поэзии Ф.И.Тютчева, пластичность и символичность поэтических образов.

4
2

А.А.Фет.
Содержание учебного материала.
Стихотворения. Проникновенное чувство родной природы, единство ее с человеком в поэзии А.А.Фета.

4
2

Н.А.Некрасов

Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Народные образы героев.

8
2

Ф.М.Достоевский

Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание». Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа.

12
2


Л.Н.Толстой
Содержание учебного материала.
Жизненный и творческий путь. «Война и мир» - роман-эпопея. «Мысль народная» в романе. Духовные искания героев романа. Психологизм романа «Война и мир».

12
2

А.П.Чехов.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы А.П.Чехова. «Ионыч». Пути деградации личности. Пьеса «Вишневый сад». Утонченный реализм прозы писателя.

6
3

Обязательная контрольная работа №1

Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского «Гроза», И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой .

2


Зачетная работа за 1 семестр

2



Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся
Творчество А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
34



2 семестр



Раздел 1.2. Основные тенденции развития русской литературы конца XIX- начала ХХ веков.



45 (30/15)


И.А.Бунин.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы. «Живопись словом» - характерная особенность стиля Бунина. Национальные истоки героев Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы.

2
2

А.И.Куприн.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. «Гранатовый браслет». Влияние любви на человека.

2
2

М.Горький.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Пьеса «На дне». Споры о предназначении человека.
8
2

Поэзия серебряного века.
Содержание учебного материала.
Поэзия символистов, акмеистов, футуристов, крестьянская поэзия. Старшие символисты и младосимволисты. Влияние западноевропейской поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д, Андрей Белый. Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой и других поэтов. Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций. Группы футуристов. Западноевропейский и русский футуризм.

8
2

А.А.Блок.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Поэма «Двенадцать». Образ России в поэзии А.А.Блока. Трагическое мироощущение лирического героя А.Блока.

4
2

В.В.Маяковский.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике Маяковского. Поэмы «Облоко в штанах», «Во весь голос».

2
1

С.А Есенин.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Тема Родины в лирике Есенина. Трагизм восприятия надвигающийся ломки в деревне.
2
2

Обязательная контрольная работа №2.


2



Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся
Изучение творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А Есенина.
15


Раздел1.3.Основные тенденции развития русской литературы 1917-1940-х годов.


24 (16/8)


А.А.Ахматова.
Содержание учебного материала.
Очерк жизни и творчества. Стихотворения. Поэма «Реквием». Трагедия народа в поэме «Реквием».

4
3

М.А.Шолохов
Содержание учебного материала.
Очерк жизни и творчества. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). Изображение Гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

4
2

М.А.Булгаков.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, сатира, лиризм, сочетание реальности и фантастики). Три сюжета в романе «Мастер и Маргарита». Любовь героев как высокая духовная ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности.

4
2

Великая отечественная война в русской литературе.
Содержание учебного материала.
Великая отечественная война в русской литературе. Обзорное изучение.

2
3

Обязательная контрольная работа №3.


2




Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся
Изучение творчества А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова, М.А.Булгакова. Великая отечественная война в русской литературе
8


Раздел 1.4. Основные тенденции развития русской литературы 1950-1990-х годов.


39 (26/13)


А.Т.Твардовский.
Содержание учебного материала.
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Поэма «Василий Теркин». Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа.

6
2

А.И.Солженицын
Содержание учебного материала.
«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Ограниченное единство художественного и публицистического в произведениях А.И.Солженицына.

6
2

В.Шукшин
Содержание учебного материала.
Рассказы. «Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства, глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей.

4
2

Современная литературная ситуация.
Содержание учебного материала.
Особенности современной ситуации в литературе.
4
2

Обязательная контрольная работа №4

2







Зачетная работа за 2 семестр

4



Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся
Изучение творчества А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, В.Шукшина Современная литературная ситуация.
13



Раздел 2. Русский язык



Раздел 2.
Русский язык
216(143/73)



3 семестр



Раздел 2.1. Фонетика.

6(4/2)


Тема Фонетика. Фонетический разбор.

Практическая работа.
Фонетика. Фонетический разбор.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь правильно указать ударение;
- выполнять фонетический разбор слова.
Фонетика как наука. Фонетический разбор. Правила, нормы произношения.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа. Упражнения для фонетического разбора.
4






2
2






2

Раздел2. 2. Лексика

12(8/4)




Тема Лексика. Лексическое значение слова.

Тема Лексические синонимы, антонимы, омонимы.

Практическая работа.
Лексика. Лексическое значение слова.
Требования к знаниям и умениям:
- знать определения изучаемых понятий;
- уметь пользоваться справочной литературой и словарями русского языка;
- уметь производить замену слов в тексте более точными по смыслу.
Лексическое значение слова. Однозначные, многозначные слова. Лексические синонимы, антонимы, омонимы.

8







2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся.
Упражнения по работе над лексическим составом слова.
4
2

Раздел 2.3. Словообразование.

12(8/4)



Тема Морфема. Состав слова. Разбор словообразовательный и морфемный.

Практическая работа.
Морфема. Состав слова. Разбор словообразовательный и морфемный.
Требования к знаниям и умениям:
- знать состав слова: части слова (приставка, корень, суффикс, окончание), основа слова;
- знать признаки однокоренных слов;
- уметь определять способы образования слов;
- уметь различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор;
- уметь выполнять данные виды разборов.
Словообразование. Морфема. Состав слова. Словообразовательный разбор. Морфемный разбор.

8
2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Упражнения на выполнение словообразовательного и морфемного разбора.

4


Раздел 2.4. Орфография

24 (16/8)


Орфография.
Тема
Безударные гласные, входящие в чередование.
Практическая работа.
Безударные гласные, входящие в чередование.
Требования к знаниям и умениям:
- знать правила написания слов с чередующимися гласными в корнях;
- уметь применять правила на правописание с чередующимися гласными.
Безударные гласные, входящие в чередование в корнях слов.
4
2

Тема
Правописание гласных после шипящих и ц.
Практическая работа.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Требования к знаниям и умениям:
- знать части речи и части слова;
- знать правила написания и слова исключения;
- уметь правильно ставить ударение;
- различать части речи и части слова;
- уметь обосновывать написание.
Правописание гласных после шипящих и Ц (а,у,и после шипящих; И-Ы после Ц; О-Е (Ё) после шипящих).

4
2

Тема
Приставки
Практическая работа.
Правописание приставок пре-, при-, на з- и с-.
4
2

Тема
Правописание Ъ и Ь знака
Практическая работа.
Правописание Ъ и Ь знака.
Требования к знаниям и умениям:
- знать правила употребления Ь и Ъ знака, слова – исключения;
- знать способы образования сложных слов;
- уметь пользоваться правилами при написании слов.
Правописание Ъ и Ь знака. Ь после шипящих. Правописание сложных слов.

4
2


Самостоятельная(внеаудиторная) работа.
Составить таблицу правописания Ь и Ъ знаков в словах с использованием примеров.
Упражнения на определение частей речи, частей слова и применение правил.


8


Раздел 2.5. Морфология.

75(50/25)


Тема
Имя существительное
Практическая работа.
Имя существительное.
Требования к знаниям и умениям:
- знать общее значение, морфологические признаки и правила написание существительных;
- уметь определять части речи;
- уметь применять правила написания.
Имя существительное. Морфологические признаки, синтаксическая роль.
Правописание не с существительными.

6
2

Тема
Имя прилагательное
Практическая работа
Имя прилагательное.
Требования к знаниям и умениям:
-знать общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, правила написания имен прилагательных;
- уметь определять часть речи;
- уметь находить изученные орфограммы и обосновывать их выбор.
Имя прилагательное. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды прилагательных, суффиксы прилагательных.

6
2

Тема
Имя числительное

Практическая работа
Имя числительное.
Требования к знаниям и умениям:
- значение и грамматические признаки имени числительного;
- особенности числительных в склонении и правописании;
- уметь отличать числительное от других частей речи;
- уметь правильно читать и записывать словами числительное.
Имя числительное. Значение и признаки числительных. Разряды, склонение числительных.

4
2

Тема
Местоимение
Практическая работа
Местоимение.
Требования к знаниям и умениям:
- значение и грамматические признаки имени числительного;
- правила написания неопределенных и отрицательных местоимений;
- знать разряды местоимений;
- уметь определять в предложении местоимение и указывать разряд;
- уметь обосновывать написание местоимений.
Местоимение. Значение, разряды. Написание неопределенных и отрицательных местоимений.
4
2

Зачетная работа за 3 семестр

2



4 семестр



Тема.
Глагол
Практическая работа
Глагол.
Требования к знаниям и умениям
- уметь определять часть речи , грамматические формы;
- знать образование видов глаголов, правила написания;
- уметь обосновывать выбор правильного написания глаголов.
Глагол. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Категории наклонения, лица, числа, рода, времени. Спряжение глаголов.
6
2

Тема
Причастие
Практическая работа
Причастие.
Требования к знаниям и умениям:
- знать общие и отличительные признаки прилагательного и причастия;
- знать образование причастий, правила написания Н и НН в причастиях;
- уметь определять причастие как часть речи, его грамматические признаки;
- уметь согласовать причастие с определяемым словом;
- уметь правильно расставить знаки препинания в предложении с причастием;
Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Суффиксы причастий.
4
2






Тема
Деепричастие

Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать образование причастий, общие и отличительные признаки причастия и наречия;
- знать правила написания НЕ с деепричастиями;
- уметь отличать деепричастие от других частей речи, правильно использовать деепричастные обороты в предложении;
- уметь правильно расставлять знаки препинания.
Деепричастие как особая форма глагола. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Вид деепричастия.

4
2

Тема
Наречие.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать основные признаки, образование и написание наречий;
- уметь определять наречие как часть речи;
- уметь обосновывать написание Н и НН, НЕ и НИ, употребление дефиса;
- отличать наречия с приставками от однокоренных частей речи с предлогами;
Наречие. Значение, морфологические признаки, правила написания наречий.

6
2

Тема
Предлог. Союз.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать понятие «Служебные части речи», употребление и написание, отличие от самостоятельных частей речи;
- уметь правильно употреблять, отличать от сходных по звучанию слов.
Предлог. Союз. Служебные части речи. Переход в предлоги других частей речи (понятие «производные предлоги»). Правописание союзов.

6
2

Тема
Частица. Междометие.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать признаки частиц и междометий;
- знать правила написания частиц (НЕ и НИ; раздельное и через дефис).
- уметь обосновывать выбор написания;
- уметь поставить правильно знаки препинания в предложениях с междометиями.
Частица. Понятие о частицах, отличие от других частей речи, написание. Роль междометий в речи, знаки препинания.
4
2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Тема «Употребление форм имени существительного». Тема «Суффиксы имен существительных».
Тема «Употребление форм имени прилагательного». Тема «Суффиксы имен прилагательных».
Тема «Употребление имен числительных».
Упражнения на правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Упражнения на спряжение глаголов и на правописание.
Упражнения на употребление глагольных форм, постановка знаков препинания.
Упражнения на различие самостоятельных и служебных частей речи
25
2

Раздел 2.6. Синтаксис и пунктуация.

72 (46/26)


Синтаксис и пунктуация.
Тема
Словосочетание и предложение.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать основные сведения о словосочетании (главное слово, зависимое), простом и сложном предложении;
- знать виды словосочетаний и характеристику предложений;
- уметь выделить словосочетания из предложения, определять вид словосочетаний.
Словосочетание и предложение как единица синтаксиса.
2
2

Тема
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать отличие простого предложения от сложного;
- знать характеристику простого предложения;
- уметь дать общую характеристику предложения;
- уметь выполнять разбор по членам предложения, по частям предложения, находить основу.
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение.

4
2

Тема
Односоставное предложение. Неполное предложение.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать виды простых предложений, особенности односоставных и неполных предложений;
- уметь определять вид односоставного предложения;
- уметь определять в тексте неполные предложения.
Односоставное предложение. Виды предложений. Полные и неполные предложения.

4
2

Тема
Синтаксис осложненного предложения. Однородные члены.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать понятие «Осложненное предложение»;
- знать определение однородных членов и постановку знаков препинания, отличие однородных и неоднородных определений;
- уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях и обобщающими словами.
Синтаксис осложненного предложения. Предложения с однородными членами, знаки препинания.
4
2

Тема
Предложения с обособленными членами.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать понятия об обособлении, правила обособления определений, приложений, обстоятельств;
- уметь применять правила постановки знаков препинания.
Понятие об обособлении. Обособление согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств.
4
2

Тема
Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- иметь понятие о словах, стоящих вне структуры предложения;
- знать определение обращений, вводных слов и предложений;
- уметь проводить синтаксический разбор предложения, расставлять знаки препинания.
Обращение, вводные слова, вводные предложения. Знаки препинания.
2
2

Тема
Синтаксис сложного предложения. Сложносочиненные предложения.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать отличие сложного предложения от простого, виды сложных предложений, характеристику сложносочиненного предложения;
- уметь проводить синтаксический разбор, правильно расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.
Понятие о сложном предложении. Разбор предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
6
2

Тема
Сложноподчиненные предложения.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать виды сложных предложений, характеристику сложноподчиненного предложения;
- уметь проводить синтаксический разбор, правильно расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.
Понятие о сложноподчиненном предложении. Знаки препинания. Виды придаточных предложений.
6
2

Тема.
Бессоюзное сложное предложение.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать виды сложных предложений, характеристику бессоюзного сложного предложения;
- уметь определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения;
- знать правила постановки знаков препинания.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания.
4
2

Тема
Прямая и косвенная речь.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать определения прямой и косвенной речи, правила замены прямой речи косвенной, правила постановки знаков препинания;
- уметь различать способы передачи чужой речи, заменять прямую речь косвенной, составлять предложения с прямой и косвенной речью.
Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
4
2

Тема
Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям:
- знать основные правила употребления знаков;
- уметь правильно расставлять знаки препинания.
Синтаксическая основа русской пунктуации. Основные правила употребления знаков препинания.
6
2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Упражнения для разбора по членам предложения и по частям предложения. Характеристика предложения.
Сочинение – миниатюра с заданием: употребить однородные члены предложения. (Задания к самостоятельной работе корректируются преподавателем).
Из художественного текста выбрать предложения с обособленными членами.
Упражнения для синтаксического разбора.
Упражнения на постановку знаков препинания в сложном предложении.
Упражнения на замену прямой речи косвенной.
Упражнения на постановку знаков препинания.
26
2

Раздел 2. 7. Практическая стилистика.

8(4/4)


Практическая стилистика. Понятие речевых стилей
Практическая работа
Требования к знаниям и умениям
- знать что такое стилистика, стили русского литературного языка, совокупность признаков стилей;
- уметь определять стили речи, давать обоснование своему выбору.
Понятие о стилистике и основных видах речи. Основные виды речи.

4
2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа. Упражнения по стилистике.
4
2

Повторительно-обобщающие упражнения по морфологии, синтаксису, пунктуации
Практическая работа
Повторительно-обобщающие упражнения по морфологии, синтаксису, пунктуации (резерв).
4
2




2

Зачет по изученному материалу

3







Экзамен









Итого:

428 (285/143)




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение

Рабочая программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете «Русский язык и культура речи».

Оборудование учебного кабинета:
посадочных мест по количеству обучающихся;
стулья;
доска классная;
шкаф для книг и макетов;
рабочее место преподавателя;
правила по охране труда и техники безопасности.
Технические средства обучения:
доска информационная;
компьютерное автоматизированное рабочее место педагога.


Технические средства обучения:
проектор мультимедийный;
экран настенный.

Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2 Информационное обеспечение обучения



Рекомендуемая литература:
По русскому языку:


Антонова Е.С. Русский язык и культура речи, 2005.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2003.
Горбачевич К.С. Культура русской речи. Нормы современного русского литературного языка. – М., Просвещение, 1999г.
Давыдов С.И. Русский язык (для техникумов). – М., Высшая школа, 1998г.
Дудников А.В. и др. Русский язык. – М., Высшая школа, 1998г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание)
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Оникс, 2007г.
10. Розенталь Д.Э. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2003г.
11. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998г.
12.Савко И.Э. Русский язык. – М., Завигар, 2002г.


По литературе:

Агеносов В.В. Русская литература 11 класс ч.1.М.: «Дрофа», 2001.
Агеносов В.В. Русская литература 11 класс ч.2.М.: «Дрофа», 2001.
Кутузов А.Г. В мире литературы. 10 класс, М.: «Дрофа», 2000.
Русская литература ХХ век. Хрестоматия ч.1. Сост. Баранникова А.В.., М., 1995.
Русская литература ХХ век. Хрестоматия ч.2. Сост. Баранникова А.В.., М., 1995.
Смирнова Л.А. Русская литература ХVIII- XIXв.Справочные материалы. М., 2002.
Смирнова Л.А. Русская литература ХXв.Справочные материалы. М., 2002.
Уроки литературы. 10 класс.CD
Уроки литературы. 11 класс.CD 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, выполнения обучающимися самостоятельной работы и зачета.

По литературе.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:


содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

основные теоретико-литературные понятия;


Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

Освоенные умения:


воспроизводить содержание литературного произведения;



анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;


аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы






Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы





Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы


Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы


Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы



По русскому языку.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:


основные функции языка;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения самостоятельной работы

Освоенные умения:


оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, ** эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы, контрольной работы

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы, контрольной работы

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы, контрольной работы

объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы





























Заголовок 115