Выступление по теме: Организация дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении

Городские педагогические чтения
«Современные подходы к организации и содержанию диагностической и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении»



Организация дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении






Филичева Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
(муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
город Череповец, Вологодская область)








2017 год
Введение.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах: Различают категории лиц с нарушениями в развитии:
1) лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) лица с нарушениями речи;
4) лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) лица с задержкой психического развития (ЗПР);
6) лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) лица с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);
5) лица с задержкой психического развития (ЗПР);
6) лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) лица с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений
Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ:
В аспекте организации обучения - потребность в индивидуализации обучения, в реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.
В аспекте границ пространства - потребность в расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В аспекте продолжительности образования - выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).
В аспекте определения круга специалистов, модели их эффективного взаимодействия.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ
в ФЗ «Об образовании» - это условия, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С целью обеспечения качественного образования и инклюзии в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также во избежание лишения его естественной социальной среды, могут быть использованы различные формы организации занятий с обучающимися:
занятия в образовательном учреждении индивидуально;
занятия на дому;
комбинированно: часть занятий ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает в классе, часть - индивидуально по расписанию, часть - с использованием дистанционных образовательных технологий. Выбор формы проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения, психолого-медикопедагогической комиссии, отсутствия противопоказаний для занятий в классе.
Индивидуальное обучение на дому
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса. Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Большое многообразие учебных заведений разного уровня дополняется различными формами образовательного процесса: очная, заочная, дистанционная. Наиболее демократичным вариантом является дистанционное обучение. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов. Ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей. Кроме того, ограниченность социальных контактов и общения со сверстниками, бедность социального опыта затрудняют формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации. Зачастую дети-инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными препятствиями и различными людьми в «большом мире». Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей, - все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром.
Дистанционное обучение
Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет-технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество. Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе. Наиболее значимой для детей с ограниченными возможностями (особенно малоподвижных) является потребность в активном общении, расширении кругозора и получении дополнительной информации. При организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Каждый ребенок может выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курса, согласованную с учителем. Дистанционное обучение это форма образовательного процесса, при которой взаимодействие учителя с учащимися осуществляется на расстоянии посредством различных видов опосредованных коммуникаций. Опосредованная коммуникация представляет собой двусторонний обмен информацией в форме текстов, аудио или видеозаписей, таблиц, картинок и других ЭОР. Дистанционное обучение имеет все составляющие учебного процесса: цели обучения и воспитания, учебный план и программы, методологию. Учебные занятия происходят удаленно. В настоящее время в связи со стремительным развитием компьютерных и интернет-технологий существует несколько наиболее распространенных форм занятий в дистанционном обучении:
чат-занятия проводятся в режиме реального времени с одновременным доступом к нему всех участников учебного процесса, общение происходит одновременно и параллельно;
веб-занятия осуществляются с помощью форума на интернет-сайте, где каждый участник учебного процесса оставляет записи на определенную тему, обмен информацией может происходить асинхронно в отличие от чат-занятий;
телеконференции (аудиоконференции или видеоконференции) основаны на рассылке образовательных материалов в цифровом виде на электронную почту каждого ученика. Способы передачи различного рода информации телевидение, почта и другие коммуникационные сети; спользуемые методы зависят от технической среды, используемой для обмена информацией.
ЭОР:
текст
анимация
слайд-шоу
видео
аудио
интерактив
практический
контрольно-измерительный
Word показ на экране, отправка по скайпу, функция «Демонстрация экрана».
TeamViver
Сайт – публикации, функция «Демонстрация экрана».
Googl – создание тестов и вариантов ответов.
Преимущества дистанционного обучения:
возможность онлайн и оффлайн обучения благодаря использованию аудио- или видеозаписей лекции, что позволяет экономить время педагога на проведении одного и того же занятия в различных группах и дает возможность учащемуся выбирать удобное для прослушивания лекций время;
возможность одновременного обучения большего количества желающих;
экономичность дистанционного обучения выражается в снижении затрат на учебный процесс и связанные с ним дополнительные расходы (аренда учебных помещений, общежитий, транспортировка к месту обучения и др.);
возможность создания единой образовательной базы, например, в корпоративном обучении;
использование специализированных электронных библиотек;
возможность проведения итогового контроля на расстоянии.
Стандарты дистанционного обучения включают не только образовательные нормы и правила, но и требования к используемому программному обеспечению. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе. Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.
 Литература.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2.Полат Е.С. «Дистанционное обучение:организационные и педагогические аспекты».-   М.:ИНФО, 2006
3.Быков Д.А. «Дети с ограниченными возможностями и общество».-Дополнительное  образование, 2006
 4.Федеральный Закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт 5.