Конспект урока окружающий мир во 2 классе по учебнику окружающий мир А.А. Плешаков УМК «Школа России». Тема урока: «В гости к осени»


Конспект урока окружающий мир во 2 классе по учебнику окружающий мир А.А. Плешаков
УМК «Школа России».
Тема урока: «В гости к осени»
Цель: дать представление о характерных признаках осени в живой природе.
Задачи
- образовательная – расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать связь между живой и неживой природой;
- развивающая - развитие творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса, развивать память, внимание, обогащать словарный запас;
- воспитательная - формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок - практикум.
УУД:
Личностные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности; формировать представление о здоровьесберегающем поведении, освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место,
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя,
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего незнания,
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные – участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.




Оборудование:
Учебник окружающего мира 2 класс 1 часть, презентация, осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; презентация к уроку (Приложение 1);пословицы, загадки (Приложение 2) – дополнительный материал к уроку.
Методы обучения:
- наглядный
-словесный
- деятельностный
Оформление доски.







Число
Тема


Д/з











Ход урока.

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат совместной деятельности, УУД

1.Оргмомент
- Здравствуйте, меня зовут Юлия Юрьевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.
Начинаем наш урок
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать.

Приветствуют учителя.
Дети готовы к уроку
Регулятивные


2.Проверка домашнего задания






- что на экскурсии показалось самым интересным
- дети отвечают
Коммуникативные 4
Регулятивные

познавательные





Актуализации знаний детей, повторение, определение темы и целей урока.








































Этап изучения нового материала:




















































Физкультминутка
























































































































Рефлексия





Итог урока










Домашнее задание
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром
- О каком времени года идет речь в стихотворении?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
- Когда это бывает?
- что случилось с природой
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке

- Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том как животные готовятся к наступлению зимы.
Изменения в неживой природе
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе
Давайте вспомним погоду летом и сразу же, путем сравнения, определим осенние изменения.
Дети делают выводы:
а) небо

б) дождь

в) погода


Делается вывод:

и появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели. Изменения в живой природе.
- И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
- На какие две группы мы можем разделить растения?
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
- Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
Жизнь птиц осенью
- Посмотрите на картину и скажите о каких осенних изменениях мы с вами еще не поговорили?
–Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
- Отгадайте загадки и скажите, на какие две группы мы можем разделить?
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...



Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Все стучит, стучит, стучит.

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам
Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?



Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

- С чем связано, что птицы улетают в теплые края?
Вывод:




– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны?
- Какие остаются и как они себя ведут?
Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых
- Для птиц, остающихся на зиму, что мы можем сделать
Осенние изменения в жизни животных
- Как животные готовятся к зиме?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - .
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
Зимой беленький, а летом серенький.
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

Загадки
1. Главный признак осени
2. Рыжая плутовка
3. Тонкий снежный слой, появляющийся на листьях холодной ночью
4. Осадки
Домашнее задание
1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27);
2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (с. 28–29); ответить на вопросы к тексту;
3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради «Проверим себя».















-Лето







- Осень
- она изменилась

- Изучим изменения в природе осенью





- Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах


- Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
- Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
- Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно
- Похолодание, первые заморозки










- с теремом
- ответы детей

- листья умирают, ложатся в спячку






- на иголках снег не задерживается














- Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки










- Воробей




- Сорока





- Дятел






- Грач



- Соловей



- Журавль










- с похолоданием

- Исчезают насекомые
- Осень
- похолодание
- увядают травы - Замерзают водоемы



- ответы детей



- надо собирать корм, делать и развешивать кормушки



- Лиса











- Медведь








- Заяц







Опали листья, холодные дожди, заморозки, пожухла трава

Спрятались мошки, улетели птицы, медведь в спячку

-похолодание
- лиса
- иней

-дождь


Коммуникативные 4
Регулятивные

познавательные









































Познавательные,
Коммуникативные,
Личностные

Обеспечена мотивация к изучению нового материала, активизирован опыт детей для дальнейшей работы.


























Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.
Коммуникативные
Личностные






















































































































Регулятивные
К. Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.






Обучающиеся поняли и усвоили, как правильно необходимо выполнить д/з









Литература
1. « Поурочные разработки по окружающему миру» 2 класс, Т.Н. Максимова
3. Учебник Окружающий мир Плешаков А.А. 2 класс для общеобразовательных учреждений часть 1









13PAGE 15


13PAGE 14115







15