РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Изобразительное искусство и художественный труд»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17»
РАССМОТРЕНО

на заседании МО
учителей
Протокол
от «__» _______2010 г.
№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель
директора
МОУ «ООШ № 17»

_______ Халеева С.В.

РАССМОТРЕНО

на заседании
педагогического
совета
Протокол
от «__» ______2010 г.
№ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «ООШ № 17»

_____________ Буталий Л.Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Митрониной Оксаны Викторовны,
учителя начальных классов

по учебному курсу
«Изобразительное искусство и художественный труд»
3 класс

(УМК «Школа России»)





Старый Оскол
2010
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Б.В. Неменского, М. Просвещение, 2008 г. и является руководством к преподаванию изобразительного искусства и художественного труда в 3 классе (1 – 4).
В соответствии с учебным планом на изучение данного предмета отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали жизнь школы необычайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание школьных предметов. Все больше и больше распространяется такая практика, когда трудовое обучение частично сливается с изобразительным искусством, частично (в виде конструирования) присоединяется к математике, и как самостоятельный учебный предмет просто не значится в расписании уроков.
В данной программе также предлагается объединить трудовое обучение и изобразительное искусство, но так, чтобы они взаимодополняли друг друга.
Народное искусство, рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Именно поэтому творчество народных мастеров Дымкова, Полховского-Майдана, Хохломы, Гжели, Городца и других промыслов, а так же история народного костюма, символика орнамента являются основой изучения на этих уроках.
Уроки изобразительного искусства и трудового обучения объединены одной тематикой, что позволяет учителю наиболее полно познакомить с тем или иным народным промыслом; разбудить у детей внимательное, по-настоящему эстетическое (“бескорыстно-заинтересованное”) отношение к природе; формировать у ребенка в каждом, конкретном деле начатков мастерства.
Во втором классе ставится более широкая задача: приобщение детей к искусству, знакомство с жанрами живописи, скульптурой, графикой. Основным направлением работы в 3 классе является знакомство с жизнью и творчеством художников (используется “Цикл фильмов – лекций о жанрах живописи”).
Главной целью программы является не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство.
Ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
оканчивающих 3 класс.
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);
цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов;
способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
правила безопасности при работе ручными инструментами;
условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами.

Обучающие должны уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешивания акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе крупнее и ниже, дальше мельче и выше);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.),
использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка)
лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу;
решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании.



















Изобразительное искусство и художественный труд

п/п


Содержание
Кол-во ч.
Дата
Формирование компетенций
Технологии






ключевые
общепредметные
предметные


Искусство в твоем доме (16 + 2 вводных)


1, 2

(Вводный) Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения применять, верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов
здоровьесберегающая

3, 4

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки


5, 6

Мамин платок. Эскиз платка
2

учебно-познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура
игровая


7, 8

Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные, общекультурные

устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов
здоровьесберегающая

9, 10

Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись)
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами


11, 12

Твои игрушки (конструирование книжки- игрушки)
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
игровая


13, 14

Твои книжки. Иллюстрация сказки
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
ценностно-смысловые,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
проблемная

15, 16

Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения применять, верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов
здоровьесберегающая

17, 18

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
формировать и совершенствовать навыки совместной работы, конструирования, вырабатывать у учащихся умения пользоваться
выразительными возможностями художественных материалов


Искусство на улицах твоего города (14 ч.)

19, 20

Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников
2



знакомить учащихся с
памятниками архитектуры с
работой архитектора и понятием «архитектура» ,


21, 22

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
конструировать из бумаги, вырезать ножницами,
знакомить учащихся с
работой макетчика.
игровая, групповой деятельности


23, 24

Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог

игровая

25, 26

Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог

здоровьесберегающая

27, 28

Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные
устный диалог



29, 30

Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные
устный диалог

игровая

31, 32

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). Создание коллективного панно «Наш город»
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные
устный диалог

здоровьесберегающая

Художник и зрелище (20 ч.)

33, 34, 35, 36

Театральные маски. Конструирование масок
4

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки


37, 38, 39, 40

Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра


учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура


41, 42, 43, 44

Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы
4

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов


45, 46

Конструирование сувенирной куклы
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами


47, 48

Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
ценностно-смысловые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
игровая

49, 50

Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
здоровьесберегающая

51, 52

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог



Художник и музей (18 ч.)

53, 54

Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки


55, 56

Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура
игровая


57, 58


Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению

2


учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные

устный диалог

вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов

здоровьесберегающая

59, 60

Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги)
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами


61, 62

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
ценностно-смысловые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
игровая

63, 64

Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог
вырабатывать у учащихся умения
передавать смысловую часть элементов композиции
здоровьесберегающая

65, 66

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
социально-трудовые
устный диалог



67, 68

Искусствоведческая викторина
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог



69, 70

Экскурсия в городской музей
2

учебно- познавательные,
информационно-
коммуникативные,
общекультурные
устный диалог
























Литература.

В.В. Ячменёва «Занятие и игровые упражнения по художественному творчеству», М. ВЛАДОС, 2006 г.
Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2009
Технология: Ступеньки к мастерству. Учебник для учащихся 3 кл. ОУ, Вентана-Граф, 2007г.
Гульянц Э.К. , Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала.- М: Просвещение,1984.
Журнал «Начальная школа».- 1980.-№2;1988-№9.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М: Просвещение 1997.
Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: 3 класс.- М.:Просвещение,1992





Заголовок 115