Описание системы работы и достижений учителя начальных классов. Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в

Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других”.
Б. Астафьев.
Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Перед школой стоит задача - сделать ученика субъектом учебной деятельности, способного самостоятельно учиться, выражать и отстаивать собственную точку зрения, владеющего критическим мышлением и творческими способами преобразования информации.
Выпускник школы должен быть востребован обществом при любых условиях, поэтому, ученика не просто надо научить, а нужно научить учиться, учить быть успешным.
Поэтому девиз моей работы: «Успех учителя - успешный ученик».
Вся моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся. А каким же мы хотим видеть успешного ученика?
ФГОС предлагает нам портрет выпускника начальной школы. Он должен быть:
Любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
Владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
Любящим свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
Доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение;
Выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Я работаю учителем начальных классов 23 года. За время работы в школе мною накоплен богатый опыт, направленный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Опыт работы по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС» был обобщён мною на ШМО учителей начальных классов МБОУ «СОШ с. Иваниха» в 2015 году.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно - воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
Целью сегодняшней программы развития образования является создание условий, которые способствовали бы достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность. В современных условиях это возможно достичь путём представления, обучающимся значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения. Именно эти цели и задачи являются основополагающими для концепции дидактической системы УМК
« Школа 21 века», по которой я работаю.
Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Предмет: активизация познавательных и творческих способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект: совместная учебно-исследовательская деятельность учителя и учащихся.
Новизна: индивидуальный подход к развитию и активизации творческих и познавательных способностей детей младшего школьного возраста в процессе учебно - исследовательской деятельности.
Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе.
Актуальность и перспективность опыта. Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по - своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики - новыми требованиями ФГОС. Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Важными качествами современного человека являются: активная мыслительная деятельность, критичность мышления, творческий поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, творить и быть творцом.
Адресность опыта. Описанный мною педагогический опыт можно использовать учителям начальных классов, реализующим любую образовательную программу, а также при планировании урочной и внеурочной деятельности в целях сопровождения индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребёнка.
Теоретическая база опыта: 1. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и Фундаментального ядра содержания общего образования.
2. Концепция УМК «Начальная школа ХХI века», руководитель проекта чл. корр. РАО Н. Ф. Виноградова.
3. Программа «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А. Я. Данилюка.
Проблема развития и активизации познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла своё отражение в трудах Б. В. Ананьева, А. Л. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, В. А. Крутецкого. Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Технология педагогического опыта. Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б.Эльконин, В. В. Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов её активизации у младших школьников.
Ведущая педагогическая идея педагогического опыта - создание условий для формирования личностной и предметной компетенции, активности учащихся, повышение качества учебно - воспитательного процесса.
Многие полагают, что работать с детьми легко. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьёзности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к порученному делу относишься с полной ответственностью и пониманием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребёнка я применяю педагогические методы изучения личности младшего школьника.
Основными задачами диагностического обследования младших школьников являются: определение уровня развития ребёнка; обнаружение изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, установление нормы или отклонения (ориентируясь на эталон), оценка уровня сформированности учебной компетентности учащихся начальной школы, т. е. их способности работать с информацией, представленной в различной форме (литературных и научно -познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно -практические и учебно-познавательные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий (УУД).
Формы контроля и система оценивания. Контрольно - оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
Наиболее доступными методами педагогической диагностики считаю: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически - рисуночные тесты, мини - сочинения.
По результатам обследований проводим: анализ полученных фактов; установление причин изменений; разработку плана дальнейшей коррекционной работы.
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и развиваться. Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий. На протяжении нескольких лет для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии:
Педагогические технологии
Достигаемый результат
Выход

Проблемное
обучение
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал.

Творческое развитие
Активизация мыслительной и речевой деятельности, самостоятельный поиск новых знаний практических решений.
Овладение приёмами конструирования ситуаций и предметов, анализа, синтеза, абстрагирования, установления законов, принципов деятельности. Создание сборников стишков, рассказов, рисунков.

Уровневая дифференциация
Активизация учебно - познавательной деятельности обучающихся.
Успешное выполнение каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе.

Проектная и исследовательская деятельность
Развитие творческой деятельности обучающихся, формирование коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе.
Защита проектов на уроках (окружающий мир, технология), факультативных занятиях.

Информационно - коммуникативные технологии.
Активизация учебно - познавательной деятельности обучающихся.
Разностороннее развитие личности каждого ребенка, активизация коммуникативной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.
Соблюдение норм Сан ПИН в образовательном процессе.
Реализация принципа психологической комфортности.

Проблемное обучение. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем - то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. (Проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем, воспитывает терпение, настойчивость, целеустремленность, толерантность, создает ситуацию успеха.( см. приложение)
Пример: 1. Сообщение темы урока русского языка: -Посмотрите и отгадайте на ребус.
,

- Какое слово получилось? - Как вы думаете, над, чем мы будем работать на уроке? Даю карточки: Определите время глаголов:
Бегал

Прыгну

Смеюсь


Говорить

- Определили время глагола «говорить»? - Почему?
-Как можно назвать такую форму глагола?
-Значит, тема урока: «Неопределённая форма глагола».
2. Фрагмент урока математики: Проблемный вопрос: - Как вы думаете, является ли куб многогранником? - Кто ответит? - А ты как думаешь? - Кто прав? - Давайте разбираться.
Интеграция учебных предметов. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Примеры: 1. Фрагмент урока математики в 4 классе, где прослеживается связь с русским языком. Тема урока: «Многогранник». Запишите тему урока в тетрадь.- Слово трудное, есть опасное место: ( какое?) нн, слово сложное, два корня. Какие?
2. Урок технологии: Этап актуализации знаний.
“Берегите природу”
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное “стой”. Нам казалось все мало и мало. А потом в толчее городской мы охапки тащили устало. И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василёк, безнадежно гвоздики глядели. С целым миром спорить готов, я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи. Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны и не будет красоты!
- О чём стихотворение? Д: О цветах. - Что знаем о цветах?
Сообщение (на фоне музыки): Цветы во все времена - символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное - это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.
- Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.
В данном фрагменте урока прослеживается интеграция предмета технологии с литературным чтением, окружающим миром, музыкой.
Творческое развитие. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы; дискуссии; игры; состязания; походы и экскурсии; конкурсы; турниры; собеседования; олимпиады; наблюдения; творческий труд; поисковые эксперименты; индивидуальные занятия; художественно - эстетическая деятельность и т. д. Проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах. Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и т. д. ( Карта участия в конкурсах и олимпиадах см. в приложении).
Побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности, к творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные формы организации урока: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, интегрированный урок, урок - экскурсия, урок - проект.
В своей работе использую инновационные приёмы: «Инсерт» - способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала
«Корзина идей» - этот ресурс используется при организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока
"Тонкие и толстые вопросы" - этот приём может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Синквейн» - можно использовать как в начале урока (на стадии «Вызов» с целью актуализации знаний), так и в конце урока - на этапе рефлексии. Работа по составлению синквейна дает возможность совершенствовать творческие способности обучающихся, развивать умения анализировать, делать выводы и подводить итоги.
Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Технология уровневой дифференциации. Любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Наиболее значимыми принципами, применяемыми мною в работе являются следующие:
1.Использование субъективного опыта обучающегося, способствующего пониманию и усвоению нового знания;
2.Вариативность заданий, предоставление ребёнку свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
3.Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества;
4.Формирование мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Реализация этих принципов позволяет обучающимся преодолевать пассивную позицию в учебном процессе и активно участвовать в добывании знаний.
Способы дифференциации на уроках: 1.Дифференциация по объему учебного материала. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным даётся больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т. п.).
2. Дифференциация по уровню трудности. Приведу пример дифференцированного задания по работе с текстом: составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень); подготовить пересказ по этой теме (2 - ой уровень); составить рассказ, включающий в себя элементы плана (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: образец оформления ответа; памятки, планы; карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины); начало или частичное выполнение задания.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Мониторинг выбора обучающимися вариативности заданий.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

16 %
43 %
63%
75%

Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать обучающимся оперативную помощь на любом этапе урока.
Умеющий учиться - это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Поэтому мной востребована технология работы в группах и парах. Работая в группе сверстников, ребёнок имеет возможность более свободно выражать свои мысли.
Работа в парах - переходный этап к проведению групповой работы. Она ставит ребёнка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Групповая форма работы создаёт условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование;
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в процесс обучения.
В своей работе использую такие групповые технологии как: как групповой опрос, смотр знаний, нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок - конференция, урок - суд, урок - путешествие и т. д.)
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребёнку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребёнка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Но самое главное - превращают ребёнка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Проектная и исследовательская деятельность. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.
Пример: фрагмент урока «Поговорим о вредных привычках».
Цель урока: формирование знаний и представлений детей о вредных привычках.
- Я предлагаю вам провести исследование и стать группой учёных, которые исследуют проблему всего нашего общества.
Цель исследования: узнать больше о такой вредной привычке, как курение.
Метод исследования: анализ статьи учебника. Исследование проводите так: читаете статью учебника, делаете выводы, заполняете таблицу. - Откройте учебник на стр._ .
- Кто хочет поделиться с нами своими открытиями?
- Как вы считаете, всё вы уже знаете, о этой вредной привычке людей, или есть ещё над чем подумать?
-В народе говорят: «Капля никотина убивает лошадь», и не только лошадь Посмотрите ролик о том, что делает никотин с другими живыми существами. -
- Что же делает табакокурение с человеком? - Это действительно так: человек заболевает.
ДЕМОНСТРИРУЮ ОПЫТ - Посмотрите на эту мензурку, в которую я поместила зажженную сигарету, а сверху прикрыла ее салфеткой. Посмотрите, что осталось на салфетке после прогоревшей сигареты.
- Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкурить ежедневно все больше сигарет, и вскоре, он уже совсем не может обойтись без табака. Это - болезнь.- Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящим? Расскажите, что вы ощущали. - Почему вы себя плохо чувствовали?- Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом.- Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много людей, вывешивают знак «Не курить!» (показываю).
- Подведем итог: какой же вред приносит такая привычка, как табакокурение?
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.
Как писал Л. Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... исследуя, что ребёнок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини - исследования.
Я включаю исследовательскую деятельность во все образовательные области начальной школы. Например, на уроках русского языка обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность при изучении слова с различных точек зрения (лексической, этимологической, орфоэпической и т. д.). В 3 - 4 классах дети пишут мини-сочинения на темы: «Моя семья», «Моё любимое занятие», «Семейная прогулка», «День рождения - любимый праздник», «Любимые праздники нашей семьи».
На уроках окружающего мира в первом классе интересно проходит исследование «Почему снег скрипит под ногами?», во втором и третьем классе - «Как рождается ветер», « Что такое радуга?», в четвертом классе - «Мышцы», «Органы чувств», «Полезные ископаемые».
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” - писал Л. Н. Толстой.
Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с обязательной презентацией этих результатов. Исследовательская и проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д. Совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие требованиям нового ФГОС.
Информационно - коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10 - 15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.
Образовательные ресурсы Интернета необходимы для поиска источников, текстов, методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок и др.
Текстовый редактор Word используется мною для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке и дома. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.
Осваиваю и использую дистанционные образовательные технологии для проведения уроков и внеурочной деятельности. К сожалению, в нашей школе нет скоростного Интернета, который бы позволил использовать все его возможности. Материал для урока готовится заранее, дома. В своей работе использую следующие ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Российский общеобразовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Являюсь участником интернет – портала «ProШколу.ru» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
сетевого сообщества «Социальная сеть работников образования» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Применяю в своей работе ЦОР, размещенные в сети Интернет:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Социальная сеть работников образования» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Педсовет.орг» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работаю над оформлением сайта педагога: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады и сообщения по темам: «И. А. Крылов - великий баснописец», «В гостях у юбиляра», « А. С. Пушкин - солнце русской поэзии» и др. содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал (Интернет), готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам и победы в конкурсах разного уровня.
Курпиль Софья приняла участие в межмуниципальном конкурсе кроссвордов и буклетов «В гостях у юбиляра» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова, который проходил с 10 по 20 февраля 2015 года среди обучающихся 1 - 4 классов и педагогов Саратовской области, где заняла 3 место.
Из учащихся 3 класса была создана команда «Эрудиты». Ребята приняли участие в дистанционном проекте «Дом без книги - день без солнца» Итог: 3 место.
Итоги проекта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Достижения обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Дата
Название
Уровень
Результат

2014- 2015 уч. год
Дистанционный проект «Дом без книги - день без солнца»
Региональный
3 место

2014- 2015 уч. год
« Литературная олимпиада»
Всероссийский
3 место

2014- 2015 уч. год
Дистанционный конкурс кроссвордов и буклетов «В гостях у юбиляра» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова
Региональный
3 место

2014- 2015 уч. год
"Русский медвежонок"
Всероссийский
1место

На уроках окружающего мира мои ребята защищали свои проекты по различным темам: «Лекарственные растения родного края», «Дикие и домашние животные»,
« Животные Саратовской области» и др.;
По технологии и ИЗО: «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами», « Пейзаж» и др.
При использовании ЦОР и ЭОР на уроке учитываю следующие нормативы:
Классы
Непрерывная длительность (мин.) не более


Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр телепередач
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушиваемые аудиозаписи
Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 – 2
10
15
15
15
20
10

3 – 4
15
20
20
15
20
15

Здоровьесберегающие технологии - применяются с целью помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три группы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову):
Плотность урока (не менее 60% и не более 75 - 80%)
Число видов учебной деятельности (4 -7 видов)
Средняя продолжительность вида учебной деятельности (не более 10 минут)
Частота чередования деятельности (через 7-10 минут)
Наличие эмоциональных разрядок (2-3 за урок)
Немаловажную роль на уроке играют санитарно-гигиенические условия в кабинете (чистый, проветренный класс, достаточное освещение, подходящие по росту парты). Психологический климат, эмоционально - положительный фон на уроке - это тоже один из важных критериев здоровьесберегающей направленности. Смена различных видов деятельности, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения, ИКТ и ТСО вносят в урок элемент оживления, побуждает к обсуждению, к активной мыслительной деятельности.
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.
Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями и животными. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребёнок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
Одарённые дети. Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально - волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Технологическая карта педагогической программы работы с одарёнными детьми
Кружки (предметные)
Учет индивидуальных возможностей обучающихся;
Повышение степени самостоятельности;
Расширение познавательных возможностей обучающихся;
Формирование навыков исследовательского труда, проектной деятельности.

ШНПК
«Я -исследователь»
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной и справочной литературой:
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
Формирование информационной культуры обучающихся.

Предметные недели
Повышение мотивации к изучению вопроса;
Развитие творческих способностей;
Формирование познавательного интереса.

В зависимости от способностей детей каждому ребёнку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей: красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам окружающего мира (о растениях, животных, космосе), литературного чтения (о писателе или поэте, подобрать стихи, рассказы для чтения или инсценировки), математики (экскурсии в прошлое «История создание пирамид» « Старинные задачи» и др.)
Бурно проходит обсуждение сообщения, слушатели задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали. Если на некоторые они не получили исчерпывающего ответа «материал» идёт на доработку. А с наиболее интересными сообщениями выступают перед ребятами в другом классе. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
В 2014-2015 учебном году Курпиль Софья приняла участие в ШНПК «Я- исследователь» для 1 - 9 классов, с работой «Что такое радуга?». Итог: 2 место.
Тем ребятам, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно, творчески.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Рисуют все ребята, но основную оформительскую работу выполняет Ашитко Максим. Мальчик принимает участие во всех классных, школьных и районных конкурсах. Награжден сертификатами участника и призёра муниципального этапа творческих работ “В мире военных профессий” (конкурс рисунков ко Дню Вооружённых сил РФ), “Люблю тебя, мой край родной ” ( 2 место) и др.
Анализ результативности. На протяжении обучения ребёнка в начальной школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за изменениями: уровня воспитанности; самооценки ученика; уровня самостоятельности; характера межличностных отношений; особенности личности ученика; уровня самоконтроля; отношения ученика к своему здоровью; уровня тревожности.
Опираясь на результаты проведённых диагностик, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на каждом ребёнке.
С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.
Результатом создания обучающей среды, внедрения современных педагогических технологий и опыта моей педагогической деятельности являются:
1. Положительный результат контрольного среза знаний учащихся 3 класса в 2014-15 учебный год (математика- 3,7 средний балл, русский язык - 3,6)
2.Положительная динамика качества знаний по математике и по русскому языку по итогам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся со 2 по 4 классы.
3.Повышение интереса к обучению.
Использование в преподавании современных образовательных технологий и методик позволяет мне добиваться значительных результатов. Нестандартная подача учебного материала, использование современных коммуникативных приёмов в образовательном процессе способствуют формированию у обучающихся искреннего интереса к обучению в начальной школе, что показывает положительная динамика индивидуальных показателей знаний обучающихся и свидетельствует о самостоятельности методической системы педагога.
Позитивная динамика достижений обучающихся на примере качества знаний по отдельным предметам.
Предмет
1
2
3

Чтение
н/а
43,3%
56,6%

Русский язык
н/а
31%
51%

Математика
н/а
29%
43%

Окружающий мир
н/а
42,8%
54,2

Обучающиеся показывают хороший уровень знаний при проведении административных контрольных работ, комплексных тестирований, мониторинговых исследований. Так, выполнение контрольной работы обучающимися 1 класса в 2012 - 2013 уч. году и 2 класса в начале 2013 - 2014 уч. года показал следующие качественные результаты:
Математика
Обучение грамоте


1 класс
1 класс

Высокий
15%
36%
6%
32%

Средний
75%
62%
60%
64%

Низкий
10%
2%
34%
4%


Начало года
Конец года
Начало года
Конец года

Чтение

1 класс
2 класс

Выше нормы
3%
29,2 %
39%

Норма
40%
56,7%
60,4%

Ниже нормы
35%
10%
0,6%

Не умеют читать
22%
-
-


Начало года
Конец года
Начало года

Русский язык

Конец 1 класса
Начало 2 класса

Высокий
26,6%
33,3%

Средний
56,4%
56,4%

Низкий
17%
10,3%

Анализ результатов административных контрольных работ свидетельствует о позитивных изменениях качества знаний обучающихся по основным предметам.
Проводимая работа позволяет получать до 100% успеваемости учащихся, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. Работа по данной проблеме даёт определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы - это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.
Анализ знаний учащихся за 4 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Средний балл по предметам составляет от 3,5 б до 4,5 балла; качество знаний от 50 % до 100 %.
Результатом системы учебной и воспитательной деятельности является 100% адаптация учащихся начальных классов (по результатам психолого-педагогической диагностики). У учащихся 4 класса по сравнению с первым годом обучения уровень сформированности межличностных отношений повысился: 15% - высокий уровень, 65% - средний уровень, 20% - ниже среднего (в класс пришли 2 учащихся оставленных на второй год); уровень эмоционального состояния в норме у большинства учащихся, один ученик имеет результат выше среднего, у двоих - ниже среднего.
Вывод: «Не снабжайте детей готовыми формулами - формулы пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения - успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия». А. Экзюпери
По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах. За период работы в школе в качестве классного руководителя выпустила несколько выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 4 класса.
Результат моей работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои воспитанники из малышей первоклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся достаточно уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести то или иное дело.
« Знания - дети удивления и любопытства».
Луи де Бройль
Литература:
1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2 2006.
3.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2 2007. 4.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,1998, №7.
Интернет: сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ,








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



Описание
системы работы
и достижений
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ с. Иваниха»
Ятцулевич Ирины Владимировны
педагогический стаж: 23 года

Тема опыта:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».



2016 г.






../../Результаты деятельности педагога(продуктивность)/Результаты учебной деятельности/ТАБЛИЦ~2.DOCDSC00900 - копияРисунок 6I:\ФОТО\ФОТО\DSC00900 - копия.JPG Заголовок 115