«Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника в процессе изучения ОБЖ»


«Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника в процессе изучения ОБЖ»
Котельников Сергей Александрович

Санкт-Петербург
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение - 2
Основная часть - 6
Заключение - 16
Литература - 17
Введение.
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.А.В.Суворов.
Многовековая история человечества, опыт минувших деятелей нашей страны неоднократно подтверждали истину о том, что- то государство, которое всерьез думает о своей безопасности, уделяет должное внимание боевой мощи Вооруженных Сил - всегда подтверждало историческое испытание на прочность, отстаивало свою честь и независимость в многочисленных схватках с врагами, наказывало агрессоров.
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновления содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, информационной и прочих сферах».
«Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.»(Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»3, определяет цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Опираясь на данный государственный документ, школа в своей программе развития уделяет особое внимание патриотическому воспитанию старшеклассников, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы7.
Рассмотрение военно-патриотического воспитания личности необходимо начинать с понятия «патриотическое воспитание»1. 
Великим полководцам Н.Н.Раневскому, А.П.Ермолову, М.И.Платову принадлежат следующие определения: Патриотическое воспитание- это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству10.
Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой8. Выбор моей темы был не случайным. После продолжительной службы в армии я по воле судьбы оказался в школе и стал работать учителем ОБЖ. И после определённых наблюдений за школьниками я понял, что повзрослевшие юноши и девушки встречающие трудности на своём пути пытаются их обойти, а не преодолеть. А уж патриотическое воспитание некоторых учеников вообще обошло стороной, а это совершенно не допустимо для гражданина России. Ведь в национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания- в соблюдении исторической преемственности поколений, в воспитании патриотов»12.
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене13.
Основная цель моих уроков - формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Передо мной стоят основные задачи:
создать систему патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочную деятельность;
совершенствовать организационно-методическую базу патриотического воспитания, обеспечивающей развитие у молодежи верности Отечеству, государству, честному выполнению воинского долга;
привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизмакак стержневой духовной составляющей России;
повышение престижа государственной и военной службы;
 воспитание у учащихся духовно — нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию;
 воспитание гражданственности, коллективизма и готовности к военной службе;
обучение практическим навыкам обеспечения своей безопасности и оказания помощи в условиях экстремальных ситуаций (по курсу ОБЖ).
Основная часть.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободу, является весьма важной и актуальной для любой страны4.
Для педагогики очень важно воспитание у детей уважительного отношения к общим традициям нашего многонационального и многоконфессионального общества. Одна из этих традиций- защищать Родину. Это нравственно-духовное богатство, создаваемое на протяжении многих столетий, соединяющее воедино и глубину чувств, и безграничную любовь к Родине, и нравственную чистоту.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами,установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть «патриоты»6.
В своей работе я использую:
- теорию воспитывающего и развивающего обучения (Д.Б. Эльконина- В. В. Давыдова),
- общие законы развития высших психических функций в концепции Л.С. Выготского, включающие следствия общих законов развития высших психических функций: источник развития, движущие силы развития, предпосылки развития, зоны актуального и ближайшего развития, социальная ситуация развития, идеальная форма, новообразование, социализация и индивидуализация, взаимосвязь сознания, самооценки, саморегуляции и базовых потребностей в самоутверждении и самовыражении в процессе развития индивидуального потенциала;
- деятельностное направление в исследовании личности (В.П. Беспалько, Д.А. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.);
- личностно ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской.
В основу моей педагогической концепции вошли вопросы модернизации Российского образования, основной задачей которой явилось обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования, куда включены темы из разных областей знаний:
Гражданской обороны;
Военной службы;
Экологии;
Валеологии.
Считают важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности школьников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке.
Для достижения поставленных задач на своих уроках я использую ненавязчивые формы правового и нравственного просвещения школьников, это беседы которые зачастую перерастают в дебаты. А это в свою очередь стимулирует решение остро назревшей проблемы патриотизма и самосознание рассуждающих и спорящих сторон.
Организуя дебаты на своих уроках я опираюсь на технологию «Аквариум», что помогает мне формировать у учащихся терпимое отношение к другим мнениям на основе самоценности личности и её права на самовыражение, а отсюда и стимулирование развития и критического мышления школьников.
На уроках о воинской доблести учащиеся задают друг другу вопросы, которые они бы с удовольствием при встрече задали бы офицеру, солдату, курсанту. В роли ответчика, часто приходится выступать мне, приводя примеры из своего опыта службы в Вооруженных силах Российской Федерации и даже иногда вспоминаю свои давно минувшие курсантские годы.
На своих уроках я часто использую сюжеты из фильмов по военной тематике, подбираю музыку к определённым беседам, использую мультики про воинскую службу и к определённым урокам прошу изготовить плакаты с разъяснениями.
При попытках охватить курсом ОБЖ как можно больше знаний, нельзя допускать, чтобы он превратился только в теоретический курс. Активная роль учащегося в овладении курсом представлена максимально, что приводит к повышению знаний. 
Используемые мной педагогические идеи.
1.Идея последовательного воспитания.
На своих уроках я постепенно веду детей по пути осознания значимости человека в обществе, государстве, понимание того, что достоинство гражданина определяется силою его патриотизма. Реализация идеи осуществляется через следующие основополагающие блоки:
- Патриотическое сознание;
- Патриотические чувства;
- Патриотические отношения;
- Патриотическая деятельность.
2. Идея разностороннего обучения.
Гибкая система урочной деятельности предполагает разработку и включение разнообразных форм обучения. Направленных на разностороннее восприятие учащимися понятия «патриотизм».
- Чувство любви к своему народу;
- Любовь к своей Родине;
- Верность воинскому долгу;
- Беззаветная служба Родине;
- Духовное и нравственное начало каждого гражданина.
Содержание компонентов патриотизма
Компоненты патриотизма Содержание
Эмоциональный Любовь к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; уважение к героическому прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, классовой розни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; уважение к силовым структурам; гордость (национальная; за достоинства страны).
Интеллектуальный Знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга
Интенциональный (потребностно-мотивационный;
волевой) Готовностьзащищать Родину, служить ее интересам, умножать своим трудом достоинства страны; следование российскимтрадициям, нравам, обычаям; сохранение прогрессивных традиций; верность Отечеству,общественному строю, сыновнему долгу; стремление ставить общественные интересы выше личных
Деятельностный Активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности
    В своей работе я используюэффективные методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:
- практические работы, в ходе которых учащиеся приобретают определенные навыки и умения, основанные на теоретических знаниях. В дальнейшем они помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях;
- письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения);
- краеведческая и поисковая деятельность2;
- проблемно-нравственные ситуации;
- экскурсии;
- самостоятельная работа. Целью таких работ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации;(НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС)
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий9. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации военно-патриотического воспитания. Для своей работы я выделил группы методов, которые, представлены в таблице:
№п/п Группа методов Методы Свойства методов
1. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
2  Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
3 Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
В своей работе я активно использую современные педагогические технологии:
-     Элементы модульного обучения;
-     Здоровье сберегающие технологии;
-     Игровые технологии;
-     Информационные технологии;
-   Проблемное обучение.
 Так как на уроках любой учитель ограничен временем, то часть патриотического воспитания я выношу на внеклассную работу. Именно внеурочная деятельность является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции и строится с учетом интересов учащихся, возможностей учителя и учебного заведения. Эта деятельность разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся. Это участие в военизированных играх, проведение соревнования по стрельбе, работа сдопризывной молодежью, военкоматом (сбор характеризующего материала для постановки на воинский учет; контроль за прохождением медицинского освидетельствования; индивидуальные беседы с учащимися, желающими поступать в военные учебные заведения).
Учащиеся под моим руководством участвую в школьных, районных, городских, Всероссийских и международных конкурсах.
Вера в Россию, в её будущее – это основа патриотического воспитания.
Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность5. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных проблем11.
Результатом своей педагогической системы планирую видеть:
Для педагога: Для обучающихся:
Создать и апробировать систему патриотического воспитания в условиях школы с пятого по одиннадцатый класс. Повышение уровня саморазвития обучающихся и становление активной гражданско-патриотической позиции
2.Применять комплекс эффективных форм, методов и технологий для дальнейшего применения в учебно-воспитательном процессе. 1.Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника в процессе изучения ОБЖ.
В данной работе я представляю описание собственного педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания старшеклассников через урочную и внеурочную деятельность.
 В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я постоянно уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
На своихуроках я применяю технологию проблемного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на знаниевый опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.
Изучая тему «Военная форма одежды, звания», использую на своих уроках технологиюпроектной деятельности. Девушки готовят проекты о форме одежды, а юноши – о воинских званиях. После чего заслушиваем работы и обсуждаем их. Здесь неоценима роль использования ИКТ технологий. Так же учащиеся выполняют проекты с помощью цифровых датчиков (карманный влагопроницаемый измеритель PH, цифровой датчик влажности, индикатор радиоактивности, измеритель электропроводности и температуры, измеритель переменного магнитного поля).
Оснащение кабинета позволяет мне также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводить тренировки искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца с помощью тренажера «Максим», остановки кровотечения, оказания первой помощи при различных травмах.
        Тематика уроков ОБЖ дает старшеклассникам широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС проектируются мною как практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носят не только теоретический характер. Оснащение кабинета ОБЖ позволяет закрепить теоретические навыки на практике, применяя цифровые датчики: с помощью дозиметра измерить уровень радиации в различных точках территории школы; использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.  Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить обучающимся в случае нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь окружающим.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Я составляю тестовые задания, в которые включаю интегрированные вопросы (связь с другими предметами: история, физика, химия, биология, география) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
Увы пока не хватает военно-полевых сборов, а они вызывают особый интерес и мотивацию у учащихся.
Образование должно работать на результат. И как на любой результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнованиях, эстафетах, шефской работе, конкурсах, викторинах, походах, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.Заключение.
Работая над данной темой, я могу говорить о промежуточных результатах своей деятельности по созданию системы патриотического воспитания в школе. За год своей педагогической работы мне удалось:
Создать модель патриотического воспитания учащихся в школе, которая систематизирует урочную и внеурочную деятельность по ОБЖ.
Структурировать развитие патриотического воспитания в школе через спортивное и внеклассное направление.
Подобрать эффективные технологии, методы, приемы для организации теоретических и практических занятий по предмету (технологии проблемного обучения, критического мышления, проектные и ИКТ технологии).
Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей – эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Литература
БачевскийВ.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001 г.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011– 2015 годы».
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005 г.
Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Николаев, Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Издательство Урал, 2004 г.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ./ Авт.-сост. Г.А.Колодниц, В.Н.Латчук, В.В.Марков.
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, С.Н. Вангородский: Дрофа, 2011 г.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Учебное пособие «Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести.» Москва – 2008.
Учебно-методическая база по НВП М. «Просвещение» 1999.
Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы»: - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001, Беспятова Н.К.
Учебно-методическое «Символы России и Вооруженных Сил» ООО «Ампресс», 2008 г.
Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» Москва-2008.
Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1999.