«Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературы» (описание опыта работы)

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»





Кафедра гуманитарных дисциплин







Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературы»
(описание опыта работы)






Выполнена:
Панькиной Галиной Борисовной учителем русского языка и литературы второй категории МОУ СОШ № 13 п.Искра Будённовского района











г. Ставрополь, 2014
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.......
Понятие, сущность учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся ..
Форма и виды организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся .
Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
Список используемой литературы

3
3

3

5

7
12
13































ВВЕДЕНИЕ
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно -деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, её познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя, поглотителя информации. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых приоритетными являются следующие: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Для формирования таких качеств выпускника особую актуальность приобретают методы деятельностной  организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Использование проектной деятельности является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Использование проектной деятельности позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие, сущность учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
По мнению Р. Г. Ивановой и А. Г. Иодко – исследовательская  деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Под исследовательской деятельностью учащихся, которая моделирует процесс научного познания, можно понимать особый вид интеллектуально-творческой деятельности поискового характера, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования и сопровождающийся овладением необходимыми знаниями и умениями, а значит, и формированием компетенций. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
ценностно-смысловая,
общекультурная,
учебно-познавательная,
информационная,
коммуникативная,
социально-трудовая,
личностная компетенция самосовершенствования.
Учебное исследование и проект строятся по принятым в науке традициям: постановка проблемы, изучение литературы по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Литература – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований и проектов: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.
Методика организации исследовательского проекта предполагает несколько этапов.
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задачи;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями и т. д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результатов;
обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы, округа, города и т.д.)

Форма и виды организации
учебно-исследовательской и проектной работы
В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь „открыть".  Поэтому учебно-исследовательскую и проектную работу в школе я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания
Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность учащихся на несколько форм, но это разделение является достаточно условным и зачастую предложенные формы сочетаются и успешно дополняют друг друга.
а) Традиционная урочная система.
Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 9-ых, 10-ых, 11-ых классов представляется урок
Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения и метода проекта.
Исследовательский метод и метод проекта можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Применение исследовательского метода и метода проекта возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое .
б) Нетрадиционная урочная система.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования, проекта или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п. .
в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской и проектной деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов .
Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования) .
г) Домашнее задание исследовательского и проектного характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Виды проектов
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. 
Информационный проект набор на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта является открытым до самого окончания.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. 2.По предметно-содержательной области:
Монопроект, в рамках одной области знаний;
Межпредметный проект, на стыке различных областей.
3.По характеру координации проекта:
С открытой координацией (жесткий);
С закрытой координацией (гибкий)
4.По количеству участников проекта:
Личностный;
Парный;
Групповой.
Проектно-исcледовательская деятельность
учащихся на уроках литературы
Проектно-исследовательская деятельность – трудоемкая работа. Почему я стараюсь использовать ее в своей практической деятельности? Наверное, потому что проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов. На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. 
Задача изучения литературы – обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.
Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.
С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что – то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне). Таким образом в 5 классе мною была организована реализация 2 краткосрочных и недельных проектов. Серия проектов по теме «Д.Ролинг – современная английская писательница и ее книги о Гарри Поттере». Первый проект выполняется в процессе всего знакомства с жизнью и творчеством писательницы и изучения книги в открытках (3 урока). Второй и третий проекты – 4, 5 урок изучения темы (или использовать уроки внеклассного чтения для более глубокого изучения произведения). Создание коллективной книги не вызовет у учащихся особых затруднений, если будет наблюдаться под руководством учителя. Второй проект – экспресс – музей – музей одного дня, который посещают на уроке учащиеся данного класса, а на перемене – учащиеся параллельных классов (с целью обучения проектной деятельности, развития познавательного интереса, расширения кругозора, сравнения со своей деятельностью). Время работы музея оговаривается на первом уроке. 
С учащимися 6 класса продолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так. При изучении басен И.А. Крылова предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке. 
Также краткосрочным является и предложенный школьникам проект «На необитаемом острове». При его реализации учащиеся получают позитивный опыт приспособления к жизненным условиям, могут ощутить и осознать некоторые трудности, с которыми столкнулся главный герой. Перед учащимися ставятся задачи: собрать как можно больше информации по книге Д. Дефо «Робинзон Крузо» о том, как он мастерил мебель, выращивал и сохранял зерновые, разводил домашний скот, сколько времени на это ушло; выполнить модель стула с описанием процесса труда.
Предлагается организовать пары (мальчик – девочка). Устанавливается срок завершения работы над проектом: за 2 урока до окончания изучения произведения. Распределяются обязанности (однако ребята по своему желанию могут поменяться)
- Собирает информацию, оформляет описательную часть проекта – девочка.
-Создатель творческой работы – стула (табурета) – мальчик. Оформление результатов: стул (табурет) любой величины из любого материала. Информация и рассказ сдаются на листах в напечатанном или написанном от руки виде. Презентация проекта с рассказом о достижениях и трудностях, испытанных во время выполнения проекта, проходит на уроке. При этом учащиеся часто расширяют границы работы, предлагают свои варианты. Так, один ребенок в ходе реализации проекта предложил создать не стул, а посеять пшеницу. Творчество в данном случае только поощряется. Мини – проект, с одной стороны является легким вариантом проведения части урока, а с другой стороны, представляет опасность того, что цель урока не будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного вида проекта является ограниченность во времени, неумение учеников сосредоточенно трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом, на мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем с 6 класса. К этому времени учащиеся уже адаптировались после перехода во вторую ступень средней школы, привыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами, бережно. И тут удачным может стать мини – проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка от читателя». 
В течение года также продолжается работа над сборником «Наш поэтический сборник» («Моя басня»), но тип материала меняется. Задание усложняется: учащимся предлагается раскрыть языковую тему с элементами фольклора – ребята могут создать свои сказки о частях речи. При выполнении данного проекта реализуются умения, полученные на уроках литературы. Сложности работы над данным проектом следующие: - неумение синтезировать полученные ранее сведения, - ограниченность литературных и языковых навыков учащихся. Поэтому возможно привлечение учеников старших классов: младшие, равняясь на сочинения старших, выполняют свой пласт работы. Трудность использования на уроках русского языка проектов заключается в том, что условия преподавания предмета почти не дают возможности применения данного метода, так как большая доля урочного времени приходится на формирование специальных умений и навыков. Времени не остается иной раз даже на закрепление.
В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, они могут самостоятельно найти тему для индивидуального проекта, однако скрытое руководство учителя все равно должно присутствовать при формулировке темы, корректировке задач, рекомендациях литературы. На уроках продолжается работа над проектами. Так, в конце учебного года учащимся можно предложить на обобщающем уроке мини – проект «Памятник литературному герою». К этому возрасту ребята вполне владеют приемами работы с проектом, в состоянии организовать ее на уроке (особенно если они уже привыкли трудиться в группах), имеют свои предпочтения, обладают необходимыми навыками.
Обязанности в этом проекте учитель распределяет таким образом: - подбор материала для надписи;
- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа); - составление речи на открытии памятника;
- подготовка мини – презентации.
Творческий проект по созданию сборника рассказов о животных, выполняемый учащимися 7 классов, ценен тем, что в ходе работы над ним школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторы в полной мере пытаются выразить свое отношение к животным, птицам. Этот проект можно предложить и учащимся 6 класса при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли». В 8 классе при изучении произведений Востока учащиеся могут проявить себя не только людьми, тонко чувствующими поэзию, но и оформителями, объединяющими литературу и фотоискусство. Не каждый обычный ребенок способен понять философский смысл рубаи, хокку, танка, подобрать соответствующую им иллюстрацию, фот. Поэтому сложностью такого межпредметного индивидуального проекта будет отбор учащихся, обладающих не только знаниями, но и эстетическим вкусом. Чаще школьники замечают то, что лежит на поверхности ( яркие зрительные образы), но и задумываются о глубинном смысле, заложенном в произведении, поэтому «жемчужины» так редки среди этих проектов. Несмотря на это, учитель должен поощрять ребят, даже иногда завышать им оценку за участие в проекте, обосновывая, за что повышен балл. В этот же период можно заняться отработкой элементов проекта, обратить внимание на содержание портфолио. Если работа над проектом осуществляется систематически, то к 14 годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя – это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы и путей ее решения, постановку задач. Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства. В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером этого служит проект «Теория литературы – это просто». Рождение данного проекта связано с тем, что учащиеся испытывают затруднения при освоении литературоведческой терминологии. Поэтому предложенный недельный (несколько недель) проект направлен на выявление наиболее доступных для учащихся путей подачи материала. Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история". Учащиеся старших классов – это уже самостоятельные люди, способные не только придумывать темы проектов, но и успешно добиваться поставленной цели.
В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным". Старшеклассникам можно предложить краткосрочный проект «Посмотри и нарисуй», направленный на умение «увидеть» то, что сказал поэт. Объяснить, при помощи каких художественных средств он это сделал, и нарисовать увиденное (то, есть сначала проанализировать стихотворение, а потом синтезировать рисунок на основе этого); и работа над серией проектов по теме: «Творчество А.Н.Островского. Пьеса «Гроза». Их результатом явилось создание видеофильма «Творчество А.Н. Островского и современность»; компьютерные презентации «Одежда москвичей 19 века», разработка дидактических карточек, тестов, иллюстраций в помощь ученикам. Собран также материал после работы над комплексом проектов «Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Результат – это не только великолепная серия презентаций, но и подготовленный учащимися дидактический комплект, включающий краткое изложение содержания по главам, сочинения по основным темам произведения; иллюстративный материал, литературоведческие словарики, сценарии конкурсов, отрывков, макеты памятников героям, эпиграфы и планы к сочинениям, образцы сочинений, кроссворды, библиографические сведения.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность     учебно-исследовательской и проектной деятельность определяется  повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми  компетенциями   школьника  (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.
 




















Список используемой литературы

Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2010. № 1. С. 6669 (0,17 п.л.).
Проказова, О.Г. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся или кто кого воспитывает и обучает / О.Г. Проказова // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений : сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. СПб. : 67-я гимназия : Verba Magistri, 2009. С. 408413 (0,25 п.л.).
Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
Гуружапов В.А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управ. школой 1998 №43.
Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся // Завуч для администрации школ. 2005. № 6. С. 4–30.
Гафитулин М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. – 2005. – № 3; Школ. технол. – 2005. – № 3. – С. 21–26, 102–104.
Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. – № 8. – C. 6–10.
Калачихина О. Д. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ  // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 2. – С. 77–82.
Исследовательская деятельность школьников. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  «»
Центр развития исследовательской деятельности учащихся. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Педсовет. URL:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315