«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ естественно-математических наук».


Диалоговое обучение
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.


В наших руках возможность формировать личность:
-любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
-умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
-уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
-доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
-готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "компетентность”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).

к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
. Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно и немаловажным является то, что он должен постигать азы работы в группе. Обучение в сотрудничестве должно представлять групповую работу учащихся для решения задания или создания какого-либо продукта. Дети 21 века должны приходить в школу учиться- учить себя и других. Здесь немаловажным является умение вести диалог.
Диалог-это не просто разговор , это совместное дело, сотрудничество. Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных школьников географии. Поэтому в диалоговом обучении моя роль как учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:
- коммуникативную;
- учебно-познавательную;
- социокультурную;
- ценностно-смысловую.
Согласно исследованию Мерсера диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:
Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;
Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.
Исследовательская беседа. Во время исследования на уроке мы вместе с учащимися создаем проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны самих учащихся.Для того чтобы работа была более эффективна класс делится на группы. Затем каждой группе дается возможность в отведенное время обсудить возможные пути решения ситуации. Каждый участник группы предлагает свои варианты решения ситуации. Учитель в это время не вмешивается в процесс обсуждения, он может оказать, если это понадобится консультативную помощь. Результат своей деятельности каждая группа отображает на постере. Затем представитель от каждой группы- спикер- выходит к доске и защищает свой путь решения проблемной ситуации. Здесь возможны вопросы от других групп. Так выслушиваются спикеры всех групп. Затем класс приходит к общему мнению в решении проблемной ситуации. Обычно это мнение отображается в работах нескольких групп.
Например, на одном из уроков я обращаю внимание учащихся на то, что районы земного шара неравномерно обеспечены пресной водой. На Земле есть места, где пресная вода ценнее « черного золота» .Например Саудовская Аравия, основная часть которой –гигантские пустыни. Снабжение страны водой- серьезная проблема экономики. Как можно решить эту проблему?- такова была проблемная ситуация для групп. В ходе обсуждения ребята предложили свои следующие пути решения:
1группа- транспортировать пресную воду в нефтяных танкерах, которые на обратном пути идут пустыми.
2 группа-строительство опреснительных заводов на берегу Красного моря.
3группа-сократить использование пресной воды для полива, выращивание засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.
4 группа-использование воды из транспортируемых айсбергов( оказывается учащиеся нашли информацию о том, что у входа в Красное море айсберг делят на части , а затем переправляют в специальные хранилища)
Затем я предложила найти положительные и отрицательные стороны каждой предложенной ситуации. Здесь началось коллективное обсуждение, где каждая из групп проявила умение в отстаивании свое точки зрения.
Диалоговое обучение, используемое мною на уроках географии, позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне, прослеживаются следующие умения учащихся:
Улучшение речи в диалоге и монологе
Грамотное применение терминов
Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять , приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации
Прислушиваться к мнению каждого участника группы
Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний.
Традиционный урок 1.Проверка домашнего задания учеников УЧИТЕЛЕМ.
2.Обьявление темы УЧИТЕЛЕМ.
3.Обьяснение темы УЧИТЕЛЕМ.
4Закрепление знаний УЧЕНИКАМИ
Проблемно-диалогический урок 1Актуализация УЧЕНИКАМИ своих знаний.
2.Создание проблемной ситуации УЧИТЕЛЕМ, формулирование проблемы УЧЕНИКАМИ.
3.Поиск решения проблемы УЧЕНИКАМИ.
4.Выражение решения, применение знаний УЧЕНИКАМИ
Другим методом реализации диалогового подхода является метод
проектов.
Проект может быть как групповым, так и персональным.
Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма,
научная конференция, инсценировка, театрализация, защита на ученом совете, реклама,
пресс- конференция и т.пМетоды поддержки развития интеллектуальных способностей:
— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
— метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);- Прием "Ассоциация".
В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Пустыня".
1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.
2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.
3 этап: Объединят ассоциации в группе.
4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о пустыне", используя все ассоциации группы.
5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы климатологи. Какие причины образования пустынь?
6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Как приспособлены растения и животные для жизни в пустыне?
Методы поддержки развития организаторских способностей:
— метод «творческого выполнения задач»;
— метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
— метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
— метод творческого поиска.
. РЕФЛЕКСИЯ "Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».