Преподавание английского языка на современном этапе в рамках системно-деятельностного подхода.


Преподавание английского языка на современном этапе в рамках системно-деятельностного подхода.

Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня глубокого (свободного) владения иностранным языком и, как следствие, новых педагогических технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у молодежи следующих основных компетенций:
- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
- мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)
- личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно – деятельностный подход.
В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности.
Современные исследования по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. «Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе». Это особенно важно, на мой взгляд, при изучении иностранного языка. Как показывает опыт, долгое время у учащихся наблюдалась и наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, потому что иностранный язык – трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определенные трудности, ведет к снижению интереса к иностранному языку. Поэтому главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал учеников, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность детей и интерес к иностранному языку. Они должны осознать, зачем им нужен иностранный язык, какова его практическая значимость для их будущего.
Применительно к содержанию обучения иностранным языкам необходима проблемная подача материала, демонстрация особенностей нравов, обычаев и культуры людей в нашей стране и в странах изучаемого языка в сопоставлении. Одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям, а также перенос информации во «внутренний план» ребенка, то есть опираемся на жизненный и речевой опыт учащихся.
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.
Одним из эффективных методов деятельностного подхода, по- моему мнению , является метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
В нашей школе третий год ведется опытно-экспериментальная работа по введению проектно-исследовательских технологий в учебно-воспитательный процесс.
Что такое проект? Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) урока и самостоятельно открыть новые знания.
Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта.
Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание учеников и педагога, предоставляет ребятам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Учащиеся становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и информации.
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока базируется на следующих принципах:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – Я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы.
Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.