Диагностический материал по русскому языку. 8 класс (Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других)


Диагностический материал по русскому языку. 8 класс
(Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других)
1. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» (входной контроль)
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.
Последняя память о лете исчезла.
(По К. Паустовскому)

Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
1. Обозначьте графически изученные орфограммы
в 1-м абзаце во 2-м абзаце
2. Разберите по составу слова:
выкопанную, поставили, заморозок порозовел, лимонный, никаких
3. Сделайте синтаксический разбор предложения
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
2. Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»
Сказочные облака
Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака — живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.
Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.
«Такие облака — это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.
«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.
Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками — это понимать мечту.
А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.
Грамматические задания
I вариант II вариант
1. Выделите сказуемые и определите их типы:
в первом абзаце во втором абзаце
2. Графически объясните постановку тире между главными членами предложения
3. Выполнить морфемный разбор слов:
подгоняемые, отменили, радостные окутали, приносящим, серебряным
3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Второстепенные члены предложения»
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову)
Грамматические задания
I вариант II вариант
1. Произвести синтаксический разбор предложения
Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги.
2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения
(по одному-два на каждый вид).
3. Подчеркните согласованные определения и укажите, чем они выражены
в 1 абзаце в 4 абзаце
4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Односоставные предложения»
Осенью  на  Прорве         Старое  русло  Оки.  Его  называют  Прорвой.  Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой.  Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков.
         Густые  заросли  трав  подходят  к  самой  воде  упругой  стеной,  и  с  лодки  часто  нельзя  высадиться  на  берег.
        Я  люблю  эти  глухие  места  и  каждую  осень  провожу  здесь  несколько  недель.  Устанавливаю  палатку.  В  ней  тепло  и  сухо.  Вечером при  свете  фонаря  я  даже  читаю,  но  недолго.  На  Прорве  слишком  много  помех. То  за  кустом  крикнет  какая-то  птица,  то  ударит  хвостом  пудовая  рыба,  то  оглушительно  выстрелит  в  костре  ивовый  прут.  Начинает разгораться  зарево,  и  мрачная  луна  всходит  над  просторами  вечерней  земли.
        Осенняя  ночь  тянется  медленно,  ей  нет  конца.  К  рассвету  лицо  обжигает  лёгкий  морозец.  На  востоке  наливается  тихим  светом  заря.
        Воздух  густ  и  прохладен.  Пахнет  травянистой  свежестью  и  осокой.
(125    слов)   
(По  К. Паустовскому)
Грамматические  задания
1 вариант 2 вариант
1. Найдите  в  тексте  все односоставные  предложения,  обозначите  в  них  грамматические  основы,  определите тип  односоставных  предложений.
2. Выпишите  из  диктанта  по  одному  слову  с  безударной  гласной:
проверяемой  и  непроверяемой ударением с чередующейся  гласной 
3. Произвести морфемный разбор слов
недолго, обжигает, пудовая разгораться, ивовый, оглушительный
4. Выполнить синтаксический разбор предложений
Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков.
5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Однородные члены предложения»
Утром я ушел далеко по речному берегу и лег под старой сосной, долго глядел в сизое, тускнеющее к полудню небо. Почему-то солнце не могло меня согреть. Я встал, насобирал сушняку и разжег костер. Огонь тоже не грел, а лишь обжигал. Я глядел на сивый древесный пепел и думал о смысле всего, о непонятном, ускользающем смысле.
   Костер утихал, и время шло в одну сторону, и ничто не могло остановить его хода: ни голос кукушки, ни голос сердца, посягающего на все непонятное.
  Где-то на западе грозно, далеко гремел гром. Он то приближался, то удалялся. Гроза рычала все ближе, и земля поглощала ее глухие, полные недовольства звуки, а я всё глядел на красноватые, бледные огни костра.
        Отчаяние, горечь, ревность к неживой природе и чувство жалости к людям и самому себе – все это сливалось у меня в один горловой комок, и я не знал, что делать.
(По В. Белову)
Грамматические  задания
1 вариант 2 вариант
1. Найдите  в  тексте  любое предложение с однородными членами и составьте его схему.
2. Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.
3. Произвести морфемный разбор слов
ускользающем, насобирал, удаляясь посягающего, приближаясь, утихал
4. Найти во 2-ом(1 вариант) и в 3-м (2 вариант) абзацах предложение с однородными членами и обобщающим словом.
6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Обособленные члены предложения»
Летним утром
Помню деревенское ясное утро. С отцом мы едем на дрожках по укатанной, крепкой, потемневшей от ночной росы проселочной дороге. 
В широкой, еще залитой легким туманом лощине отец вдруг останавливает лошадь.
Утренняя сонливость мгновенно проходит. Я жадно смотрю вперед, на правую сторону, где под косыми лучами раннего солнца затейливо вьется посреди лугов речка. Там, шагах в пятистах от дороги, пробираются два матерых волка, ничуть не скрываясь. Я хорошо вижу их серые спины, лобастые головы с поджатыми ушами. Передний, огромный волк, зубами придерживая добычу, несет на спине добычу. Свою тяжелую ношу он легко несет, как игрушку.
Отец торопливо вынимает из сумки револьвер и, соскочив с дрожек, несколько раз стреляет. Волки немного прибавляют шагу, не выражая намерения бросить добычу. Отец кричит и стреляет еще и еще, и волки вместе с добычей скрываются в ольховых кустах.
На всю жизнь с необычайной четкостью запечатлелась в моей памяти давняя эта картина: росистое летнее утро, освещенный утренним солнцем луг, и два серых разбойника, на наших глазах спокойно уносящих свою добычу...
(По И. С. Соколову-Микитову)
Грамматические  задания
I вариант II вариант
1. Произвести синтаксический разбор предложения
С отцом мы едем на дрожках по укатанной, крепкой, потемневшей от ночной росы проселочной дороге.  В широкой, еще залитой легким туманом лощине отец вдруг останавливает лошадь.
2. Подчеркните в тексте все обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
3. Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
4. Подчеркните в тексте все уточняющие обстоятельства.
7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.
(149 слов)
(В. Кудашева)
Грамматические  задания
1 вариант 2 вариант
1. Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделать письменный синтаксический разбор (по выбору учащихся).
2. Указать в тексте диктанта значения вводных слов.
8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Чужая речь»
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко. Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами. Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!». Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок. Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.
Грамматические  задания
1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью
(по выбору учащихся).
2.Начертить схемы предложений с прямой речью.
3. Произвести морфемный разбор слов
повторял, радостно, размахивая торжественно, покривил, швырнув
9. Итоговый контрольный диктант
Осенние пейзажи Левитана
К зрелости мысли Левитана все чаще останавливались на осени. Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень.
Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Она снимала со всей природы: с лесов, с лугов, с полей — густые цвета, смывая дождями зелень. Темные краски сменялись робким золотом, пурпуром. Изменялся и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали становились глубже.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости, маленькие речонки, кружащие в медленных водоворотах опавшую листву, одинокие золотые березы, еще не обитые ветром. Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
(139 слов.)
(По К. Паустовскому.)
Грамматические  задания
1 вариант 2 вариант
1.Выполнить синтаксический разбор предложения
Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень. Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
2. Произвести морфемный разбор слов:
увядающих, чище, водоворотахмимолетного, холоднее, почерневшие
3. Найти в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, составить его схему.
4. Найти в тексте и подчеркнуть
обособленное определение, выраженное причастным оборотом обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом