Урок по обществознанию «Интелектуальная игра «Умники и Умницы» Конституция РФ»


Сценарий проведения игры "Умники и умницы"
Тема: "Конституция РФ"
Тип урока: урок закрепления узученного материала или внекласное мероприятие посвященное дню Конституции.
Цель игры «Умники и умницы»: создание условий для закрепления знаний по теме" Конституция РФ"»; эффективного общения и развития творческих способностей учащихся.;
Задачи игры
активизировать познавательную деятельность учащихся по теме "Конституция РФ";
проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;
способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Участники игры: В игре принимают участие учащиеся 9 классов
Жюри игры "Ареопаг": формируется из учителей (воспитателей)..
Задачи жюри:
оценивать деятельность команд;
оповещать участников о принятых решениях;
принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.
Оформление : На полу класса(зала) цветными мелками нарисована разметка трех цветных дорожек (красная, желтая, зеленая), на стенах рисунки учащихся по теме "Конституция в картинках", " Символика РФ", из воздушных шаров оформлен флаг России.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Принята Конституция всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее современной. Однако, как происходило становление конституционного строя в России; и многое из того, что записано в этой Конституции, к сожалению не всегда знают граждане нашего государства . В этом есть и вина россиян, часто не знающих свой Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не умеющих цивилизованно отстаивать свои права. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны, знать которую необходимо каждому гражданину Российской Федерации. Вот этому и будет посвящена сегодняшняя игра.Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!У нас в запасе знания вершины покорять!Мы – умники и умницы. Пришла пора играть! HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/629626/" \l "_ftn1" \o "" 2.Представление участников игры и жюри-Ареопага.
Учитель представляет участников и членов жюри-Ареопага, а так же объясняет правила игры.
Игра включает в себя два этапа.
Первый этап- отборочный. В результате отборочного этапа учащиеся, набравшие наибольшее количество "орденов", переходят во второй этап.
Второй этап-сама игра. Для участия во втором этапе и для выхода в финал определяются дорожки. Право первого выбора предоставляется участнику набравшему наибольшее количество "орденов". затем выбирают угроки по мере убывания "орденов".
"Красная дорожка"-самая короткая и содержит всего два вопроса. Неправильный ответ на любой из них ведет к выбыванию игрока.
желтая дорожка содержит три вопроса, на один их которых участник может дать неправильный ответ и перейти по дорожке со штрафным очком.
зеленая дорожка содержит четыре вопроса. и здесь игрок может ошибиться дважды. Побеждает игрок, который первым достигает линии финиша. Если игрок отвечает неправильно. Вопрос передается зрителям. В ходе игры среди зрителей определяется "Лучший Знаток". "Лучшим Знатоком" становится зритель, набравший наибольшее количество"орденов".
3.Отборочный этап
Вопросы:
Дайте определение Конституции. (в переводе с латинского означает «устройство»)
Когда и кем была принята Конституция РФ? (Была принята 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования, в котором участвовало около 55% населения, из них 60% высказались за конституцию и 40% против) (
При каком президенте РФ была принята Конституция?(Конституция была при Ельцине Б.Н.)
Какие нормы закрепляет Конституция РФ? (В Конституции закрепляются нормы взаимодействия граждан и государства, права личности. правовое равенство граждан, описание характера государства, статус различных властей, правила взаимодействия властей, а так же структура и функционирование органов управления)
Дайте поредение понятия "Гражданин" (Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами и исполняющий обязанности)
Какой правовой статус закрепляет Конституция РФ?( конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина страны)
Дайте определение понятию "конституционные обязанности"(конституционные обязанности- обязанности граждан закрепленные в Конституции РФ, подлежащие обязательному исполнению, например: соблюдение законов, уплата налогов, защита Отечества и т.д.)
Кто является гарантом Конституции РФ?(гарантом конституции выступает Президент РФ)
Назовите главную задачу Конституции. ( В Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом).
Дайте определение понятию "Гражданство"(Гражданство -постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях).
Учитель подводит итоги отборочного тура.
4.Второй этап
Дорожки определяют участники прошедшие отборочный этап, очередность выбора дорожек зависит от количества "орденов"
Вопросы для "Красной дорожки:
Назовите век принятия первого проекта Конституции России (Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован).
Каково содержание конституции?
(Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов: в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»)
Что закреплено ст. 80 Конституции РФ(Полномочия Президента РФ)
Вопросы для "Желтой дорожки:
Назовите даты принятия Конституций Советского государства.(1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г.)
Для чего, человеку нужна демократическая, а не подаренная кем-то конституция? ( Для того, чтобы ощущать себя гражданином)
Перечислите формы собственности закрепленные Конституцией РФ согласно ст.8 (ст. 8 Конституции РФ свидетельствует о наличии следующих форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).
Вопросы для "Зеленой дорожки:
Назовите документ, который был принят 17 октября 1905 г. (Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу).
Какими правами наделены гражданин РФ, согласно Конституции РФ (гражданскими, политическими, социальными, культурными, экономическими)
Что закреплено ст. 10 Конституции РФ (Статья 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»).
5.Подведение итогов
Награждаются победители игры и победитель среди зрителей.
Список используемой литературы:
Конституция РФ.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебниик для 9класса."Русское слово",2009
Великородная В.И., Жиренко О.Е.,Кумицкая Т.М..Гражданско правовое воспитание.Москва "Вако", 2006
http://constitution.kremlin.ru/
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/konstitutsiya-rf-0