Конспект урока на тему Нахождение части от целого и целого по его части( 6 класс)

Урок математики в 6-м классе
Решение текстовых задач по теме
«Нахождение части от целого и целого по его части"
Прежде чем решать задачу – прочитай условие
Жак Адамар
План урока
Организационный момент
Мотивация и сообщение темы и цели урока
Актуализация и коррекция опорных знаний.
Физкультминука
Образец комплексного применения знаний
VI. Самостоятельное применение знаний
VII. Подведение итогов
VIII. Домашнее задание

Оборудование: проектор, карточка с задачей про Незнайку, презентация.
Цели:
формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
развитие логического мышления;
воспитание познавательного интереса.
Тип урока: комплексное применение знаний.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь
Посмотрите, всё ль в порядке: (Слайд 1) Книжка, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок.
Девиз урока.
Прежде чем решать задачу – прочитай условие.(Слайд 2, 3)
Сегодня нам на уроке пригодятся:
хорошее настроение;
уважение друг к другу;
знание материала;
желание открыть истину;
добросовестная работа;
осмысление произведенной деятельности
II. Мотивация и сообщение темы и цели урока
- Сегодня, какое сегодня число? (31)
- Какую часть этого месяца составляет это число? (/31)
- Какую часть года составляет месяц январь? (1/12)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Какую часть года составляют эти зимние месяцы? (3/12 = ј)
Учитель: Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь какие типы задач мы сегодня будем решать.
Часть от целого найти Не надо никого тревожить Нам надо данное число На эту дробь умножить. (Слайд 4)
Ученики: Задачи на нахождение части от целого.
Учитель: Верно.
Если вы должны найти Целое по его части То на дробь вы поделите Значенье данной части. (Слайд 5)
Ученики: Задачи на нахождение целого по его части.
Учитель: Правильно, ребята. Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу) Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа).
Устный счет. (Слайд 6). Найдите:
а) 3/5 от 25; б) 1/6 от 30; в) 3/8 от 80; г) 3/10 от 200; д) ѕ его равны 30;
е) 2/5 его равны 40; ж) 2/3 его равны 20; з) 3/7 его равны 60.
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Игра «Сортируем задачи» (Слайд 7).
1. В хоре 80 учащихся, ј из них – мальчики.Сколько мальчиков в хоре? (20 мальчиков)
2. “В хоре 20 мальчиков, что составляет ј всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?” (80 учащихся)
3. Небольшой лиственный лес очищает воздух за год от 70 т пыли. А хвойный лес Ѕ этого количества. Сколько пыли отфильтровывает хвойный лес за год? (35 т)
4. Из бочки вылили 7/12 находившегося там керосина. Сколько литров керосина было в бочке, если из нее вылили 84 литра?
5. Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции? (800 м)
6. Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 200 м2. Найдите площадь всего катка? (500 м2)
Учитель: Чем отличаются эти задачи? (взаимно-обратные)
Нахождение части от целого
1

3




Нахождение целого по его части

2

4
5
6


IV. Физкультминука (Слайд 8, 9)
Быстро встали, улыбнулись Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место тихо сели.
V. Образец комплексного применения знаний (Слайд 10)
Вернёмся к эпиграфу “Прежде чем решать задачу– прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай. Все вы знаете игру “Третий лишний”.
Прочитайте задачи и выясните, какая из них лишняя:
Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша? (57 м)
Семья ежей собрала 50 грибов. Самый маленький ёж собрал 1/5 всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи? (40 грибов)
В одном ящике 5[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]кг винограда, что на 2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] кг меньше, чем в другом. Сколько килограммов винограда в двух ящиках?
Ученики выбирают лишнюю задачу (3).
VI. Самостоятельное применение знаний
Учитель: А теперь , ребята, я вам предлага разгадать шифрограмму. А потом подумать что это за слово . Одному человеку(Полине ) мы дадим другое задание, она решит задачку и расскажет нам решение у доски.
Работа в парах (по карточкам). Каждой паре даётся задача, по ответу выбирается соответствующая буква. (Слайд 11)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задачи (Слайд 12)
Девочка прочитала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?(120 : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 120 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 160) ( )
Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю? (600 0,2 = 120) ( )
Найдите число х, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]от которого равна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) ( )
Девочка собрала 40 слив, что составило [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]всех слив. Сколько слив было собрано всего? (40 : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 120) ( )
Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот? (6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 4) ( )
Мальчик собрал 80 орехов, что составляет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? (80 : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 80 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 120) ( )
В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]всех кур. Сколько кур утащила лиса? (40 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 15) ( )
Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]всего расстояния? (90 : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 120) ( )
Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу? (6 : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 10) ( )
1
2
3

4
5
6
7
8

з
у
б

а
р
е
в
а

Учитель: Правильно ребята.
Зубарева- автор нашего учебника по математике.
VII. Подведение итогов
Ребята, вы все хорошо поработали. Молодцы!
Что нового вы узнали на уроке? (Зубарева-автор учебника)
Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?
Ребята, вы наверное заметили, что на протяжении всего урока мы решали задачи, которые встречаются в нашей повседневной жизни. Значит, умения решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части пригодятся вам в жизни.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа на отдельных листочках-карточках, красиво оформить. Затем вы поменяетесь составленными карточкми, решите их. Таким образом вы мне поможете составить картотеку задач по этой теме. (Слайд 14)
Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут!
– Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать, потому что у вас хорошие знания по изученным темам, ответы грамотные, логичные, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны, выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять


























Дано число
1) напиши число, больше данного,
2) напиши число, меньше данного,
3) представь данное число в виде суммы двух равных слагаемых,
4) представь данное число в виде суммы трех разных слагаемых,
5) представь данное число в виде разности,
6) представь данное число в виде произведения,
7) напиши дополнение данного числа до 1.


На доске записаны дроби:

напишите правильные дроби,
напишите числители,
напишите знаменатели,
напишите неправильные дроби,
выделите целую часть у неправильных дробей,
найдите произведение первой и второй дробей,
найдите произведение первой и последней дробей.

















Появляется задача с Незнайкой.
Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:
1 \ 6 часть суток – чтение умных книг;
3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел;
1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин);
2 \ 8 часть суток с – занятия спортом;
8 часов на сон.

Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план?
Решение. 1 – способ.
24 1 \ 6 = 4 (ч);
24 3 \ 8 = 9 (ч);
24 1 \ 12 = 2 (ч);
24 2 \ 8 = 6 (ч)
4 + 9 + 2 + 6 + 8 = 29 (ч).
Ответ: План Незнайки невыполним.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515