Конспект родительского собрания для 2 класса на тему: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»


Конспект родительского собрания для 2 класса
Родительское собрание на тему: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Родительское собраниеТема: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»Цель: повышения эффективности просветительской работы родительского коллектива по формированию орфографического навыка учащихся начальных классах.Этапы работы 1.Организационный момент2.Психологический настрой3.Тренинг «Муха» - снятие эмоционального напряжения.4.Лекторий « Развитие орфографической зоркости»5.Мониторинг техники чтения6.Итоги контрольных работ7.Проверка письменных работ.8.Упражнение «Хвасталки в шляпе»9.Итог собрания. «Отзыв о собрании».
Ход собрания
1.Психологический настрой на собраниеТренинг:  Упражнение «Муха»Цель: снятие  эмоционального напряжения Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.Термин « орфография» создан на базе греческих слов  огthos «правильный» и  grapho «пишу», буквальным переводом его на русский язык является термин «правописание».В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема  грамотного письма учащихся. Анализ диктантов заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализируя письменные работы детей,  беседы по готовности  детей к уроку, их устную работу на уроках, беседуя с коллегами,  мною были  выявлены причины,  способствующие не грамотному  письму учащихся:1. незнание правил;2. знание правила, но неумение их применять;3. ребята мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;4. отсутствует положительная мотивация;5. плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;6. дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.Возможны  и другие причины:1) невнимание, рассеянность, поспешность;2) не видит орфограмму (нет зоркости);3) орфограмму видит, но ошибочно определяет;4) допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;5) не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;6) работает медленно, не успевает применить свои знания.Работу по развитию орфографической зоркости я разбила на несколько этапов.Первое, что я предпринимаю, анализирую ошибки в работах, выясняются причины слабой успеваемости, намечаю пути устранения наиболее типичных ошибок. Показать Таблицы Итоговых контрольных работ.На втором этапе определяются приемы работы по формированию орфографической зоркости:- Повторение изученной орфограммы. Дети сами формулируют и задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам (в парах, цепочкой). В результате такой работы, учащиеся повторяют теоретический материал и закрепляют практические навыки и умения.- На уроках русского языка провожу орфографические минутки.Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Умение обнаруживать орфограммы,   это фактор является залогом грамотного письма.  КарточкаРусский язык - значит правила. Никакой другой ассоциации термин « русский язык», увы, не вызывает.  Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида». 1.  Правила никогда не учил, но пишу правильно. 2.  Правила помню наизусть, но пишу с ошибками. Хотя следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет. - Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? -Как сделать так, чтобы правила не  разлетались по разным уголкам детского сознания? И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:   - во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;   - во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм, Таблица « Важнейшие орфограммы»  - в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.Итог:Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а применить их на практике не умеют. Вывод: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.3. Решение собрания:- регулярно учить правило- читать  больше  и внимательно с исправлением ошибок- помогать ребятам, находить орфограммы не указывая на них- разъяснять значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста.И нужно помнить гласное ..Упражнение «Хвасталки в шляпе » «мой ребенок...» Каждый участник  позитивным прилагательным должен охарактеризовать своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»4.  Итог собрания.В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания: - что они узнали нового,- в чём смогли убедиться,- что вызвало их негативную реакцию.Для этого они заполняют «Отзыв о собрании».•       Я узнал, что…• Новым для меня стало то, …• Я убедился, что…• Меня не смогли убедить в том, что…• Я категорически против того, что…