Технологическая карта урока Измерение размеров деталей штангенциркулем



СХЕМА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Фамилия, имя. отчество педагога Стяжкин Анатолий Михайлович
Наименование образовательного учреждения, район (город) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», город Братск
Тема занятия «Измерение размеров деталей штангенциркулем»
Возраст обучающихся 12 лет (6 класс)
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Форма урока проблемный
Цель урока:
расширить представления учащихся об измерительных инструментов и способах измерениях деталей с помощью штангенциркуля.
Задачи урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект расширить представления учащихся об измерительных инструментов и способах измерениях деталей с помощью штангенциркуля.
развивать логическое мышление через умение ставить и анализировать учебную задачу, находить способы ее решения, умение определять границы между знанием и незнанием, формировать способность к самостоятельному суждению, видению взаимосвязи и различий в событиях и явлениях, грамотно работать с информацией
воспитывать умение слушать и слышать, готовность к сотрудничеству, умение понимать и принимать точку зрения других, умение быть толерантным коммуникативной культуры, саморегуляции, уметь работать в команде и высказывать свою точку зрения
Планируемые результаты

предметные – представление о способах измерения деталей с помощью штангенциркуля
метапредметные – умение анализировать и делать выводы;
личностные – понимание роли процесса измерения деталей с помощью штангенциркуля в повседневной жизни.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: проектор, доска, маркеры, макет штангенциркуля, плакат .Ученику: учебник, опорный конспект, рабочая тетрадь, ручка, штангенциркули, образцы гаек.
УМК (видеоряд) Презентация
ЭОР Работа с измерительными приборами. Работа со штангенциркулем (№205878)
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный этап. Актуализация знаний.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне и актуализация знаний по теме на личностном уровне Здравствуйте, ребята. Я рад вас видеть на уроке технологии. Для начала предлагаю вам ответить на следующие вопросы. (слайд 2)
- дайте определение к понятию измерение
- назовите, какие единицы измерения приняты в технике и черчении.
- перечислите измерительные инструменты, которые вы знаете.
- для чего нужна измерительная линейка
- для чего нужен слесарный угольник
Для ответов на следующие вопросы вы можете воспользоваться плакатом «Приёмы работы с измерительными инструментом». (слайд 3, плакат)
- назовите правила работы с линейкой,
- назовите правила работы со слесарным угольником Приветствуют учителя.
Отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на поставленные вопросы с опорой на плакат.
Постановка цели и задач урока. Мотивация.
Задача: подведение учащихся к цели урока и определению учебных задач Открываем тетради. Записываем дату и тему урока: «Измерение размеров деталей штангенциркулем». (слайд 4)
Сегодня наша с вами задача познакомиться с новым измерительным инструментом - штангенциркулем и научится производить измерения с его помощью. Работают с тетрадью.
Первичное усвоение новых знаний
Задача: первичное усвоение новых знаний и их практическое применение Результатом нашей сегодняшней работы станут заполненные в ходе урока, опорные конспекты, которые лежат на ваших верстаках.
Начнем мы с работы с учебником. Сейчас вы откроете §17 в учебнике на стр 110. И используя информацию параграфа запишите определение понятия штангенциркуль и подпишите основные части штангенциркуля используя рисунок 63 из учебника. На эту работу у вас есть 7 минут. Приступаем. (слайд 5)
- вижу, что практически все справились. Предлагают проверить что у нас с вами получилось.
- что такое штангенциркуль?
- перечислите основные части штангенциркуля.
- При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют такие контрольно-измерительные инструменты, как линейка, слесарный угольник и др. Для более точных измерений служит штангенциркуль (демонстрация макета штангенциркуля). Термин «штангенциркуль» образован из двух слов: немецкого «штанге» - шест, жердь, стержень и латинского «циркулус» - круг, то есть он означает «стержень для измерения круга». С его помощью можно измерять наружные и внутренние размеры деталей и глубину отверстия, пазов, канавок. (слайд 7)
Штангенциркули бывают разных видов и отличаются пределами и точностью измерения. Чаще всего используется штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью до 0,1 мм. Однако существуют и штангенциркули и с другим классом точности. Например, производственный с точностью от 0 до 160 мм и точностью до 0,05 мм а также уже существуют электронные штангенциркули. (Демонстрация инструментов и демонстрация инструментов на слайде) (слайд 8)
А теперь поучимся правильно и точно производить измерения размеров деталей с помощью штангенциркуля. (Работа с презентацией и макетом штангенциркуля (слайд 9, макет штангенциркуля)Работают с учебником и опорным конспектом в парах.
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга и если требуется, поправляют.
Слушают учителя, просматривают презентацию, рассматривают инструмент и макет.
Учатся производить правильный отсчет размеров по нониусу и штанге.
Первичная проверка понимания
Задача: подготовка к практической работе А теперь предлагаю всем вместе произвести замеры спички, батарейки и монеты с помощью компьютерной лабораторной работы, а результаты записать в конспект (Таблица 1). (слайд 10)
(работа с презентацией и просмотр анимации из ЭОР на слайде).
Работают с ЭОР Работа со штангенциркулем (№205878), измеряют, записывают результат в таблицу в конспекте.
Физ. минутка Мы плодотворно поработали и для снятия напряжения с мышц глаз проведем физминутку. (слайд 11) Выполняют физминутку для глаз
Закрепление
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная работа учащихся. Для того чтобы проверить как мы научились применять полученные знания на уроке на практике, предлагаю самостоятельно выполнить практическую работу по измерению внутреннего диаметра, высоты и размера «под ключ». Результаты измерений записать в таблицу №2 в конспекте. (слайд 12)
Вижу что уже все справились. Внимательно посмотрите на доску где даны правильные ответы. Попробуйте оценить себя самостоятельно. Если все 9 измерений совпали то поставьте 5. Если совпало больше 6 измерений – то оценка 4. Если меньше 6 – то оценка 3.
Ваши работы после урока я просмотрю и если буду согласен с вашей оценкой то обведу ёё, если нет то поставлю рядом свою. Практическая работа с штангенциркулем, гайкой и конспектом
Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какая задача стояла перед нами: Познакомиться с новым измерительным инструментом - штангенциркулем и научится производить измерения с его помощью. (слайд 13)
Пока я объявляю оценки за урок, предлагаю вам выполнить следующую работу. Перед вами листки с таблицей, ваша задача отметить галочкой каждый вопрос в столбце да или нет.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Задача: поисковая работа по заданным темам прочитать §17 стр. 110-114, вопросы и задания 1–5 к параграфу;
Дополнительно сообщение «Микрометр» (слайд 14)