Программа элективного курса История моего города в камне и металле 9 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Ржева Тверской области
имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад
Программа элективного курса
по историческому краеведению для 9 класса
«История моего города в камне и металле»
учитель-составитель: Богатенкова Анна Валерьевнагод составления программы: 2013Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории МОУ «СОШ № 5»г. Ржева Тверской области
Протокол № 1 от «26» августа 2013 года
руководитель ШМО /Е.А. Некрасова/Утверждаю ___ директор МОУ «СОШ №5» Семёнова В.А. Приказ № 24 от «30» августа 2013 г.

Пояснительная записка
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники».
Д.С. Лихачёв
Краеведение имеет высокий образовательный потенциал в духовном становлении личности, приобщении учащихся к историко-культурному наследию родного края, формировании уважения к своим корням, своей малой Родине, ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям.
Важнейшей стороной современного образования должно стать формирование метапредметных элементов познания, т.е. совпадения субъектности личности в различного типа отношениях (со сверстниками, межнациональные, межличностные, социальные и т.д.) и позиции личности как носителя знаний о человеке, физическом, органическом и социальном мире. Это совпадение возможно лишь при преобладании в содержании и формах педагогической деятельности гуманистических и личностных начал.
Изучение истории малой Родины делает историю более понятной, более близкой для ребенка. Изучая историю семьи, города, области подросток становится сопричастным историческим событиям, которые происходили, не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, формирует историческое чувство, способствует воспитанию патриотизма, вырабатывает стратегию отношения к своей малой родине, своему дому и своей семье, что и формирует зрелого самодостаточного человека.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности обучающихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Работа юных историков-краеведов, изучающих родной край, создает условия для широкого применения умений, полученных на занятиях в учебных группах, на экскурсиях. 
Данный курс «История моего города в камне и металле» опирается на историю города Ржева, как одного из древнейших городов Тверской земли. Материал курса представлен не в плоскостном варианте описания, а в проблемной технологии, заставляющей подростков формировать целостное представление о событиях, давать им самостоятельную оценку и выстраивать собственную рефлексию и установки на стратегию действий и отношений. Это особенно важно в девятом классе, в период кризиса самоидентификации, самостоятельного выбора целей и понимания основных ценностных интенций.
В разработке программы использованы исторические материалы по изучению истории Ржева краеведов Н.М. Вишнякова, О.В. Кондратьева. Использованы материалы Интернет – сайтов. 
Концепция программы базируется на принципах гуманистической педагогики и необходимости не просто информирования учащихся, а формирования у них установок, ценностей, целеполагания и стратегии поведения, связанных с патриотизмом, гуманизмом, толерантностью. 
Формирование патриотизма в городе, носящем звание «Город воинской славы», эффективнее всего можно реализовывать на изучении истории родного края, причем с древних времен, акцентируя внимание на героических страницах истории. История Ржева тому яркий пример. Причем, воспитывая патриотизм, мы создаем основы для формирования воинского долга (понимание необходимости исполнения которого, в настоящее время у современной молодежи достаточно проблематично) и отношение к родному городу как святыне (в направлении охраны памятников истории и культуры различных эпох, заботы об экологической чистоте города и его улиц, а так же, сохранности исторической памяти в сознании молодого поколения ржевитян).Цель курса:
Выработать представления об основных источниках исторического знания о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия и объяснения событий прошлого и современности;
Сформировать целостное представление об истории города Ржева
Развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего города и всего народа.
Задачи курса:
обеспечить усвоение знаний по истории города Ржева, об исторических личностях, связанных с историей нашего края;
формировать навыки работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;
развивать умения учащихся вырабатывать и аргументировать собственную точку зрения на исторические факты, события, явления, процессы, вести дискуссию, участвовать в исследовательской деятельности.
       Программа элективного курса направлена на развитие духовности, гуманистической ментальности, толерантности, а главное, сознательное отношение к родной истории, ее героическим событиям, людям, деяниям.
Все занятия курса строятся по проблемной технологии, предполагают собственный выбор в восприятии, оценке и понимании. Изучение материала имеет этапный характер, начиная с истории родного края к современным реалиям через изучение архитектуры и скульптуры города Ржева. Занятия курса, безусловно, имеют интегрированный характер, так как необходимой рефлексии и в изучении материала можно добиться применяя художественные приемы и техники.
Большинство тем рассматривается на основе технологии критического мышления при обязательном соблюдении свободы точки зрения.
Учащиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии с жизнеописанием героев занятий, проводят психологический анализ личностей и событий, формируя аналитико - деятельностную и рефлексивную компетентности. 
В качестве основных подходов  к организации педагогической практики приняты:
культурологический;
системный;
личностно-деятельностный;
компетентностный;
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно – ценностной стороне изучаемого материала и действий людей на переломных этапах истории и информации, направленной на становление личности как субъекта культуры. Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды и отдельных мероприятий в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов) образовательной системы, в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся на активное участие, усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании исторической культуры и нравственных позиций, модели социально одобряемого поведения и мышления. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора презентации продуктов изучения и коммуникативных форм проработки материала (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.). Компетентностный подход преимущественно ориентирован на личность учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех ее проявлениях и трудностях.
Оценку результативности освоения программы через компетентностный подход, возможно, провести, оценивая наличие представлений о тех или иных явлениях истории родного края, сформированности чувства патриотизма, гуманизма и толерантности, как неотъемлемых черт зрелой личности, и выработку на основе этих представлений динамического стереотипа поведения, стратегии поведения или модели поведения.
Занятия программы носят теоретический (≈30%) характер, но в большей степени (≈70%) характер педагогических и социальных практик. Причем занятия реализуются и через акции и мероприятия городского и общешкольного характера с участием младших школьников и общественности. 
По формам организации занятий курс представлен:
занятия – конференции;
круглые столы;
семинары;
экскурсии;
музейная педагогика;
защита проектов;
проблемные занятия;
По технологиям занятия реализую через:
проблемную технологию;
проектную технологию, 
развивающую технологию, 
исследовательскую технологию;
информационно – коммуникативную технологию, 
технологию сотрудничества, 
технологию критического мышления.
технологию «дебаты».
Темы проектных и исследовательских работ:
Проектные работы:
Путеводитель «Путешествие по старому городу» (Князь-Федоровская сторона города Ржева).
Путеводитель «Путешествие по старому городу» (Князь-Дмитриевская сторона города Ржева).
Видеофильм «Исторические памятники города Ржева».
Виртуальная экскурсия «Семь чудес малой Родины».
Путеводитель «Знаменитые купцы города Ржева» .Виртуальная экскурсия «Ржев начала ХХ века».
Виртуальная экскурсия «Храмы и церкви города Ржева начала XX века».
Исследовательские работы:
Облик города Ржева 1942 года глазами немецкого художника Франца-Йозефа Лангера.
Ржев начала ХХ - начала XXI вв. в фотографиях.
Операции времен Великой Отечественной войны «Марс» и «Уран»: исторические реалии.
Рефераты:
«Ржевский купец Т.И. Волосков».
«Доходные дома ржевских купцов».
«Почему так названы» (происхождения названий улиц).
«Соборная гора – сердце города Ржева».
«Высота 200».
«Откуда есть пошла Ржевская земля…».
«Легенды о городе Ржеве».
«Ржев старообрядческий».
Объем элективного курса исторического краеведения: 34 часа (по 1 часу еженедельно в течение года).
Категории учащихся: обучающиеся 9-х классов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Форма контроля
теоретические практические I.Введение. Трижды княжеский город: история и современность 2 1 1 Легенды Древнего Ржева. 1 0,5 0,5 Работа с историческими материалами
Ржев современный. 1 0,5 0,5 Интернет-материалы (активный выход в интернет)
II. Ржев купеческий 6 3 3 2.1. Город Ржев как центр торговли Верхневолжья. 2 1 1 Работа с историческими документами. Заслушивание сообщений
2.2. Ржевские купеческие династии. 2 1 1 Презентации и работа с историческими документами
2.3. Волосковская горка – место жизни Т.И. Волоскова. 2 1 1 Работа с материалами и экспозиция краеведческого музея
III. По ржевским улицам пройдусь. 7 3 4 3.1. «А расположениям улиц как шахматной доске быть». 2 1 1 Круглый стол
3.2. Улицы Князь-Федоровской стороны. 2,5 1 1,5 Презентации, игра «Вдоль по улице» в виде домино
3.3.Улицы Князь-Дмитриевской стороны. 2,5 1 1,5 Презентации, игра «Вдоль по улице» в виде домино
IV. Старинная архитектура города Ржева 7 3 4 4.1.Ржевка, Ржева Володимирова, Ржев. 2 1 1 Круглый стол
4.2. Дома купеческие и дома казенные. 2,5 1 1,5 Презентации, игра «Город, я тебя знаю»
4.3. Церкви и храмы города. 2,5 1 1,5 Презентации, игра «Город, я тебя знаю»
V. Ржев – город воинской славы 6 3 3 5.1. Без грифа секретности: о роли Ржева в истории Второй мировой войны. 2 1 1 Презентации и работа с историческими документами
5.2.Город – огненный рубеж. 2 1 1 Работа с материалами и диорама в краеведческом музее
5.3. Они сражались за Ржев. 2 1 1 Встреча с детьми войны. Круглый стол.
VI. Внеурочная деятельность. 5 1 4 6.1. Акция Памяти и скорби. 2 1 1 6.2. Работа по уходу за братскими захоронениями. 2 2 6.3. Работа по уходу за улицами города. 1 1 VII. Итоговое занятие 1 1 Защита проектов
ИТОГО 34 14 20 Содержание программы:
Раздел I. Введение. Трижды княжеский город: история и современность. (2 часа)
Легенды о создании города. История Древнего Ржева, его роль как пограничного города Древней Руси, ремесла и производства, которыми занимались ржевитяне. Экспозиция краеведческого музея.
Практическая работа: активный поиск в интернет-сайтах материала по истории Ржева. Тестирование на степень сформированности ценностных установок по Григорьеву Д.В., Степановой И.В.
Ключевые понятия: Соборная гора, Князь-Дмитриевская сторона, Князь-Федоровская сторона, старообрядчество, народные ополчения, железнодорожный узел, промышленное производство.
Раздел II. Ржев купеческий (6 часов)
Город Ржев как центр торговли Верхневолжья. Изучение облика города по описаниям конца XVII – начала XX вв. Знакомство учащихся с купеческими династиями Зетиловых, Немиловых, Поганкиных, Цедилиных, Долгополовых, Образцовых, Чупятовых, Сафроновых, Мазуриных. Волосковская горка – место жизни Т.И. Волоскова. Формирование личностного отношения к истории Ржевской земли XVIII-начала XX вв. Экскурсии на Филлипову дачу и Волосковскую горку.
Практическая работа: работа с печатными и интернет-источниками, подготовка презентаций.
Ключевые понятия: династия, купец, Волосковская горка, старообрядчество, бургомистр, глава, кармин, бакан, гильдия, слобода.Раздел III. По ржевским улицам пройдусь.(7 часов)
Легенда о застройке города. Сравнительный анализ плана А.М. Лосева 1908 г. и карты-схемы города 2013 года. Знакомство с историей улиц города: 1-я Рождественская – улица Кирова, 1-я покровская – улица Алексеева, Большая Ильинская улица – улица Ленина, Большая Спасская улица, 2-я Никольская – улица Октябрьская, Малая Спасская улица – улица Грацинского, Ново-Ямская улица – улица Мира, Виндавское - Московское шоссе. Советская площадь. Площадь Революции. Памятник А.Н. Сеславину.
Практическая работа: сравнительный анализ схем, фотографий города начала ХХ – начала XXI вв., составление и проведение экскурсий по улицам.
Ключевые понятия: городская линия, шоссе.
Раздел IV. Старинная архитектура города Ржева (7 часов)
Особенности застройки города. Мазуринский приют. Женская и Мужская гимназии. Епархиальное училище. Дом купца Сафронова, «Чертов дом», старое здание школы № 12, здания ЛОР отделения Ржевской ЦРБ, Управления Федерального казначейства, полиции, усадьба купца Немилова. Церкви города: Оковецкая, Казанская, Покровская, храм в честь Великомученника Георгия (Смоленское кладбище).
Практическая работа: анализ фотографий города начала ХХ – начала XXI вв., поиск информации в печатных изданиях и интернет сайтах об истории зданий, создание презентаций.
Ключевые понятия: дом «утюжком», приют, гимназия, епархиальное училище.
Раздел V. Ржев – город воинской славы (6 часов)
Роль Ржевско-Вяземского плацдарма и военных действий под Ржевом в истории второй Мировой и Великой Отечественной войны (Аллея героев Советского Союза – участников Ржевской битвы, изба-музей И.В. Сталина). Формирование личностного отношения к военной истории Ржевской земли. Облик города до и после оккупации немецко-фашистскими захватчиками. Мемориальный комплекс. Толерантное отношение к братским захоронениям советских и немецких воинов, погибших на полях сражений. Знакомство обучающихся с подвигом ржевских подпольщиков и партизан, жителей города через призму изучения истории улиц и памятников (улицы Телешева, Новоженова, Елисеева, Куприянова и др.; Обелиск, танк, самолет, паровоз и другие памятники). Посещение Центра патриотического воспитания, диорамы «Ржевская битва» в городском музее, работа в школьном музее.
Практическая работа: работа с печатными и интернет-источниками периода оккупации и военных действий под Ржевом, подготовка презентаций, встречи с ветеранами и людьми, пережившими оккупацию.
Ключевые понятия: обелиск, диорама, партизаны, подпольщики, оккупация, плацдарм, наступательная операция, эвакуация, братское захоронение, стела, братское захоронение.Раздел VI. Внеурочная деятельность. (5 часов)
Подготовка и участие учащихся в городской Акции Памяти и скорби на Мемориальном комплексе, посвященной дню начала оккупации Ржева немецкими войсками (14 октября), в трудовых десантах на братских захоронениях города Ржева, улицах города. Проведение экскурсий для учащихся школы и гостей города.
Практическая работа: уборка на братских захоронениях, улицах и площадях города. Работа с печатными материалами и интернет-ресурсами, оформление презентаций для защиты проектов, подготовка виртуальных экскурсий по выбранной тематике.
Ключевые понятия: братское захоронение, акция.
Раздел VII. Итоговое занятие.(1 час)
Защита проектов учащимися по основным проблемам элективного курса и представление интерактивной игры. Тестирование на уровень усвоенного в ходе курса материала.
Предполагаемые результаты:
Системное знакомство обучающихся школы со своим родным городом и его историей.
Выработка основных гуманитарных установок: патриотизм, гуманизм, толерантность.
Развитие креативности и творчества обучающихся.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Включение обучающихся в жизнь социума родного города.
Список рекомендованной литературы:
Вишняков Н.М. Ржев. – М., 1969.
Воробьев С.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны: Книга для учащихся. Тверь, 2009.
Голашевич А., Финогенов А. Путешествия по Тверскому краю. // Тверская старина, 1992. Вып. 1
Город над Волгой. Альманах. – Тверь: Русская провинция, 2006.
Демкин А. В. Купеческие фамилии Ржева //Ржевская правда. 1992. №1.
Зеленцова Т.С., Русаномский И. К., Седов Вл. В, Смирнов Г.К., Шорбан Е. А. Историко-архитектурные очерки. Город Тверской области. М, 2007. Вып. 2.
История Ржева. Ржев, 2000.
Кондратьев О.А., Рыбкин В.В. Ржев в прошлом и настоящем. Верхневолжская ассоциация периодической печати, Тверь, 1993 .
Кондратьев О.А., Мыльников Л. П..Это было на Ржевско-Вяземском плацдарме. Ржев, 2003. Кн. 2-3.
Краеведение в школе./ сборник материалов под ред. О.В. Савиновой. Тверь, 2011.
Материалы I Вишняковских краеведческих чтений. Ржев, 2013.
Овсянникова М.Ю. Учебно-методическое пособие по программе элективного курса по историческому краеведению для 9 класса «Моя Великая малая Родина». Ржев, 2009.
Ожогин Е. История Ржева. Очерки по истории Ржевской земли. Ржев, 2000.
Ржев на старых открытках. Каталог. Часть 1: Князь- Фёдоровская сторона. Тверь, 2006.
Ржев на старых открытках. Каталог. Часть 2: Князь-Дмитриевская сторона. Тверь,2006.
Ржевская битва. Сражение за Полунино (30 июля 1942 г.- 23 авг. 1942 г): Сб. статей и материалов/Сост. Б. Ершов, О. Кондратьев, С. Герасимова, С. Балашов. – Тверь: Рус. Провинция, 2001.
Серия «Знаменитые граждане города Ржева. Сеславин А.Н. Ржев, 2012.
Федоров Е.С. «Правда о военном Ржеве: Документы и факты.- Ржев, 1995 
Хорст Гроссманн. Ржев – краеугольный камень Восточного фронта – Ржев. 1996
Интернет-ресурсы:
www.rzhevcity.ru/phgallery/historyphotos/oldtownwww.rzev.ru/www.rzhev.h12.ru/www.ostashkov.ru/map/goroda/rjev/