Урок 6 кл. «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»

План урока

Класс 6 Дата ______________

Тема урока : «Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Заготовка древесины» (2 часа)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:
- дать учащимся представление о лесной и деревообрабатывающей промышленности;
- познакомить с новыми профессиями;
- продолжить знакомство с лесоматериалами;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к материалу;
- развитие мышления, памяти и воображения.

Форма урока: фронтальная.

Методы обучения: объяснение, показ приемов работы учителем, демонстрация наглядных пособий, использование мультимедийной аппаратуры, устный опрос, анализ практической работы.

Оборудование и материалы: мультимедийные средства, образцы древесины с пороками, измерительный инструмент, лесозаготовительные инструменты (бензопила, топор, двуручные пилы).

Опорные понятия:
Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесхозы, лесничества, лесник, рамщик, станочник, плотник, таксатор, вальщик леса, спелость древесины, хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, кряж, чурак, штабель, лесоматериал.
Пороки, свилеватость, двойная сердцевина, ложное ядро, кармашки, рак, прорость.

Домашнее задание:
-повторить изученный материал по записям в тетради,
- прочитать параграф в учебнике (с. 62-65).

Литература и источники:
1. Программы «Технология» 1-4 классы, 5-11 классы: для средних общеобразовательных учреждений РФ.- М., 2000.
2. Самородский П.С., Симоненко В.Д.,Тищенко А.Т.
Технология: учебник для учащихся 6 класса. – М., Вентана-Графф, 2002.- 160 с.
3. Интернет ресурсы (http://www.master-forum.ru) , ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
(http://lesopilka.narod.ru/ins/ins1/1.htm) , ()
4. Интерактивная библиотека «Технология».
5. Журналы «Школа и производство».

Х о д у р о к а

Организационная часть. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, контроль посещаемости, сообщение темы и целей урока.
Теоретический блок урока.
Изложение нового учебного материала.

Еще в 5 кл. вы получили основное понятие о древесине.
Как применяется она в народном хозяйстве? (Ответы детей)
Что является главным источником древесины? (Лес)
Какую экологическую пользу приносит лес? (Ответы детей)

Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности. Основными составляющими лесной промышленности являются лесные хозяйства и лесничества.

Лесхозы организуют следующие виды работ:
- рубка для ухода за лесом;
- создание искусственных лесонасаждений в местах вырубок, в оврагах;
- отпуск материалов заготовителям;
- сбор семян и выращивание посадочного материала;
- сбор грибов, ягод, лекарственных трав;
- переработка низкосортной древесины, ветвей с листьями, корней для получения различных продуктов (деготь, скипидар, смолистые вещества);
- пожароохранные мероприятия;
- осушение лесных земель;
- инспектирование охотничьего и лесного хозяйства.

Основные профессии лесного хозяйства:
- лесовод (лесничий, лесник),
- машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин,
- вздымщик (сборщик живицы),
- водитель лесопогрузчика, вальщик леса и др.

Деревообрабатывающая промышленность занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины. Здесь работают люди таких профессий, как рамщики, станочники, столяры, плотники и др.


Рассмотрим таблицу «Виды продукции из древесины в зависимости от способа ее обработки и профессии рабочих».

Вид обработки
Продукция
Профессии рабочих

Механическая (резание)
Пиломатериалы, двери, окна, мебель, паркет, тара, бочки, фанера, плиты, игрушки
Станочник-распиловщик, станочник токарных станков, фанеровщик, бондарь, оператор в деревообработке и др.

Химическая (разложение)
Бумага, картон, целлюлоза, фотопленка, кинопленка, покрышки, резиновая обувь
Ир°Варщик целлюлозы, накатчик бумагоделочной машины, оператор-прессовщик, вулканизаторщик, сборщик покрышек, отделочник химволокна и др.

Термическая (разложение)
Скипидар, масло, спирт, канифоль
Аппаратчик гидролиза, аппаратчик разложения древесины, оператор лесохимической установки и др.


Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства – таксаторы (оценщики).
Спиливают деревья вальщики леса с помощью бензомоторных и электрических цепных пил, при этом стараются не повредить плодородный слой почвы и не засорять его.

Цепная бензомоторная пила Цепная электрическая пила



Просмотр видео-ролика «Добыча древесины»

Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние, называют лесоматериалами.

Лесоматериалы
Бревна
Стены деревянных зданий, деревянные конструкции, пиломатериалы

Кряжи
Строганый шпон, лыжи, карандаши

Чураки
Лущеный шпон, фанера


Хранят древесину в штабелях ( в переводе с нем. склад) в уложенном виде.

Инструменты для измерения лесоматериала:
Мерные рейки
Мерная вилка и мерная скоба
Металлическая рулетка

Штангенциркуль
А также измерительная линейка и складной метр.

Демонстрация измерения
Зная диаметр и длину бревен, можно ориентировочно рассчитать его объем в кубических метрах:
V= П x D2 x L / 4
На практике более точно объем лесоматериала определяют по специальным таблицам.

Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала».
Измерьте линейкой диаметры лесоматериала в вершинной части отреза во взаимно перпендикулярных направлениях и вычислите средний диаметр.
Измерьте метром длину пиломатериала и вычислите объем лесоматериала.
Определите вид лесоматериала (брус, брусок, доска, обапол) по рисункам.


Пороки древесины.
Пороками древесины называют отклонения от ее нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения. Пороки снижают качество древесины и возможность ее применения.

Таблица «Пороки древесины»
Порок
Описание
Изображение

Сучки:
круглый,
овальный, пластевой, кромочный, ребровый, сшивные, групповые
Основания ветвей, выросшие из древесины ствола, темнее и прочнее древесины, имеют вокруг себя кривые волокна, могут выпадать быть гнилыми.


Трещины: а) метиковые б) отлупные
в)морозные

Образуются при разрыве дерева вдоль волокон от морозов, жары, при сушке.


Двойная сердцевина
Раздвоение поперечного разреза ствола. Между двумя сердцевинами древесина рыхлая, часто с вросшей корой.


Свилеватость
Волнистое расположение волокон затрудняет обработку


Сухобокость
Односторонне омертвление ствола о механического повреждения. Нарушена целост-ность древесины.


Рак
Рана на вершине ствола, зараженная паразитическими грибами и бактериями. Древесина рыхлая, засмоленная и хрупкая


Смоляные кармашки
Полости древесины заполнены смолой, которая заволакивает режущий инструмент и ухудшает обработку


Прорость
Внутренняя радиальная трещина, заполненная остатками древесины



Практическая работа «Изучение пороков древесины»
Изучите таблицу пороков древесины.
Выпишите в тетрадь основные пороки и их признаки.
Рассмотрите образцы древесины, имеющие различные пороки. Назовите эти пороки и причины их происхождения.

Подведение итогов урока.
Что нового сегодня узнали, с какими видами промышленности познакомились?
Чем занимается деревообрабытывающая промышленность?
Какие новые профессии рассмотрели?
Как пороки древесины влияют на качество изделий?
и другие вопросы.

Домашнее задание. Выставление оценок.
Рисунок 4Рисунок 1Рисунок 16Рисунок 31Рисунок 34Рисунок 40Рисунок 4615