Обучение и развитие у детей дошкольного возраста умение соотносить вербальные и невербальные средства общения


Обучение и развитие у детей дошкольного возраста умение соотносить вербальные и невербальные средства общения
Язык жестов. Следует всегда комбинировать устное наименование предмета с языком жестов, чтобы ребенок мог одновременно не только обучиться жесту, но и слышал необходимое слово. При рассмотрении такого варианта коммуникации, как язык жестов, обычно сразу же возникает вопрос о возрасте ребенка, и также об уровне развития навыков мелкой моторики у него. Если ребенок обладает слабыми навыками мелкой моторики и не может воспроизводить различные сложные жесты для коммуникации, в таком случае язык жестов является не лучшим выбором (хотя вы все равно сможете обучить его приближенным реакциям). Возраст в данном случае имеет большое значение. Если ребенку всего 2 года, и он проводит все свое время дома вместе с мамой и папой, тогда язык жестов является хорошим вариантом. Однако, если ребенку 11 лет, и он ходит в школу, а затем остается на кружки и посещает секцию карате, тогда все те люди, с которыми он регулярно контактирует, также должны будут понимать жесты ребенка. Если такой ребенок подойдет к своему учителю на перемене и покажет жестами «красную тетрадь», поймет ли его учитель? Если дети не получают быстрой реакции на язык жестов, они прекращают его использовать. Кроме того, одной очень распространенной ошибкой является первоначальное обучение ребенку жесту «еще», который впоследствии обобщается. Дети «застревают» на этом жесте, обращаясь ко взрослым с просьбой «еще», хотя зачастую взрослые просто не знают, о чем идет речь. Если же вы все таки обучаете ребенка жесту «еще», обязательно связывайте его с конкретным предметом, о котором он просит.
Погружение в речевую среду. Данный метод, как правило, используется в детских садах и других дошкольных учреждениях, в которых ведется работа с детьми с особыми потребностями. В течение дня ребенок погружается в языковую среду с целью создания стимулирующей атмосферы, способствующей формированию и развитию речи. Все предметы четко обозначаются фотографиями и словами, детей вовлекают в разговор, даже если они не умеют говорить («Дэвид, мое пальто голубое? Кивни головой, если мое пальто голубое!»), а педагоги индивидуально работают с каждым ребенком над навыками игры по очереди, установлением зрительного контакта, совместного внимания и т.п. Такие группы несколько напоминают методику обучения опорным навыкам. Преимуществом метода погружения в речевую среду является простота, с которой данный метод может быть использован родителями со своим ребенком. Этот подход концентрируется на основных вехах развития, которые являются предпосылкой для появления первых слов, например, лепет, распознавание отдаленных звуков, имитация действий, реакция на инструкции и коммуникация при помощи жестов. Работа 1:1 с ребенком также предполагает обилие поощрений и возникающее естественным образом взаимодействие. Например, инструктор может вести себя так, будто лепет ребенка – это слова, и вступать с ребенком в разговор. Описывайте свои действия и действия ребенка, даже если он не отвечает вам («Мы сейчас поднимаемся по ступенькам. Давай посчитаем ступеньки: 1,2,3,4...»). Во время повествования старайтесь устанавливать зрительный контакт с ребенком, строить взаимодействие на базе общих интересов, сохранять оживленное выражение лица и т.п.
Вспомогательные коммуникативные устройства. Вспомогательные коммуникативные устройства воссоздают речь ребенка, используя моделированный голос. Ребенок вставляет карточки или нажимает на кнопки, а механизм – говорит. Поскольку речь идет о техническом оборудовании, предполагается, что ребенок обладает когнитивными способностями для самостоятельного применения этого оборудования. Однако, если в семье имеется iPad, можно воспользоваться множеством приложений для коммуникации, которые доступны невербальным детям и позволяют им коммуницировать при помощи нескольких нажатий пальцев. Преимуществом вспомогательных коммуникативных систем является  то, что они могут использоваться людьми с различными физическими ограничениями, поскольку их можно модифицировать и адаптировать для детей, имеющих проблемы со зрением, слухом, набором текста и т.п. Такие устройства являются портативными и позволяют ребенку быстро выразить свои желания, мысли, потребности и личное мнение практически в любых условиях.
Список литературы:
Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. 
Алешина И.В. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях // Корпоративная культура от 22 октября 2007. 
Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь: Словарь  современных разговорных выражений. – М., 1994.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцев Т.П. Основы конструктивно¬го общения. - М., 1997.