Конспект логопедического занятия по произношению Дифференциация звуков С и Сь. Буква С


Конспект логопедического занятия по произношению
с детьми логопедической подготовительной к школе группы.
Название: «Дифференциация звуков С, Сь в речи. Буква С».
Образовательные области: Речевое развитие. Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Программное содержание:
Цель: совершенствовать владение речью как средством общения и культуры.
Коррекционные задачи: совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах.
Образовательные задачи: обобщить знания детей о твердых и мягких согласных звуках.
Развивающие задачи: обогащать словарь детей; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь - умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; развивать фонематический слух; развивать психические процессы - внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, дисциплину на занятии.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, усилители звука, 2 куклы, раздаточный материал на каждого ребенка: пеналы с буквами, фишками, схемами анализа слов, предметные картинки, схемы для определения места звука в слове.Ход занятия.
Вводная часть. Сели на стулья только девочки, только мальчики.
Основная часть.
- Я вам загадаю 2 загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
- В нас хозяин на охотуИдёт тихонько по болоту.Обувает нас на ноги,Когда лужи на дороге. (Сапоги)
- Косою острой скошено Горой высокой сложено. (Сено)
- Правильно. Какой самый первый звук в слове САПОГИ?
- Звук С. Когда мы произносим звук С, у нас губки улыбаются, зубки видны, кончик языка лежит за нижними резцами, холодный воздух идет посередине язычка. Давайте все вместе произнесем звук С (дети хором, по одному произносят звук С).
Расскажите про звук С. Если есть преграда для выхода воздуха, значит звук какой? Правильно, он согласный. А еще он какой? Правильно, он твердый. Давайте потрогаем горлышко, голосок спит, значит звук глухой. (То же про звук Сь).
- Скажите, чем похожи эти 2 звука? (Они согласные и глухие).
- Чем отличаются эти 2 звука? (Звук С – твердый, Сь – мягкий).
Игра «Превращение».
СА – СЯ СО – СЁ СУ – СЮ СЫ – СИ
Слова на звуки С и Сь.
Игра «Повтори» Презентация картинок.
САПОГИ, САД, СОМ, СОДА, СУХАРИ, СУМКА, СУНДУК, СОЛЬ, САХАР, СОК, СОВА, СЕТИ, СЕНО, СЕМЬ, СИТЬ, СИРЕНЬ, СИНИЙ, СЕРЫЙ, СЕЙФ, СЕЛЕЗЕНЬ.Игра «Добавь слог». Авто... (бусы), ре... (бусы), гло... (бусы), троллей... (бусы), пе...(сок), воло... (сок), ку... (сок), коло... (сок), но... (сок), голо... (сок), ле... (сок), бро... (сок).
Игра «Хлопни, топни». Если услышите слово на звук С, хлопните, если звук Сь – топните ногой.
Игра «Один – много». Сумка – сумки и т.д.
Игра «Скажи ласково». Сумка – сумочка и т.д.
Игра «Сосчитай – ка». 1 сумка, 2 сумки, 3 сумки, 4 сумки, 5 сумок и т.д.
Игра «Нет чего?». Нет сумки и т.д.
Придумай предложение со словом сумка.
- К нам в гости пришли Самат и Сима. У каждого из вас на столе лежит картинка. Нужно будет принести картинку со звуком С – Самату, а картинку со звуком Сь – Симе.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Место звука в слове. САМОКАТ, НОСОК, КОКОС.
Знакомство с буквой С.
- Что за буква светится 
Старым ясным месяцем? 
Полумесяц в небе темном 
Буквой С повис над домом.
- Прорисовываем в воздухе букву С.
- Анализ слова СОМ.
Заключительная часть. Анализ.