Внеклассное мероприятие: «Трагедия Холокоста» Памяти жертв Холокоста посвящается… (гражданское и патриотическое направления в воспитании, формирование толерантности.)


«Трагедия Холокоста»
Выполнила учитель истории и
обществознания Казикова И.А.
МБОУ СОШ № 19 с.Побегайловка
Внеклассное мероприятие: «Трагедия Холокоста»Памяти жертв Холокоста посвящается…(гражданское и патриотическое направления в воспитании, формирование толерантности.)Автор: Казикова И.А.
Описание работы.Электронное сопровождение к тематическому классному часу представлено в формате Microsoft Power Point, видеоприложениеУчебно-методические рекомендации.Основная ученическая аудитория – учащиеся 7 – 8классов.Занятие рассчитано на 1 час (урок). Форма занятия – интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией презентации, видеоматериала. 
Цели:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 
формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи: 
ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
формирование толерантного сознания;
формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;План
1.Введение.
2.История геноцида.
3.Дети геноцида.
4.Лагеря смерти.
5.Холокост в Минеральных Водах
Ход мероприятия
Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.
Учитель: (слайд 1) Сегодня наше мероприятие посвящённо памяти жертв нацизм , жертв Холокоста. . Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Вы не должны иметь прав. Вы не имеете права жить среди нас.Вы не имеете права жить.
Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. 27 января - Международный День памяти жертв Холокоста. Для меня Холокост - это одно из ужаснейших событий истории нашего человечества. Говоря об этом жесточайшем периоде, мы задумываемся: «Неужели люди способны на такую глубочайшую ненависть, бесчеловечность, жестокость к другой национальности? Почему мы потеряли все светлые и добрые чувства, которые когда-то жили в нас? Имеем ли мы право судить человека лишь за то, что он другой национальности, другой религии, другого цвета кожи»? Трудно получить ответы на эти вопросы и Холокост – лишь подтверждение этому. Что же такое Холокост? Это одна из самых известных и всё же ещё не до конца осмысленных трагедий XX столетия, это попытка уничтожения нацистами еврейского народа.
(слайд 2)

Ученик 1 Холокост – от др /греч. всесожжение – систематическое
уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян…
(слайд 3) Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида. Ученики выступают со стихами:
Ученик (4-7слайд)
Мы рождены гораздо позже. По счастью нам не довелось Быть там, где выжить невозможно, Где даже воздух полон слез.И память павших в этой битве Увековечить и почтить Мы можем только лишь молитвой, Которую нельзя забыть.И только стоя на коленях, И только в полной тишине Забыв про все на миг, на время, Произнесем ее в душе.
Ученик Жертвы холокоста (слайд 8) мании
слайд 9ученик: В планы нацистской Германии входило
-Расширение «жизненного пространства»;
-Уничтожение неполноценных рас;
-Уничтожение политических оппонентов;
(Слайд 10-12) ученик
Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
ученик
1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте
13 слайд Ученик (читает отрывок стихотворения), звучит еврейская музыка - nigun_e_bloch:
Два треугольника – звезда.Щит праотца. Отца ДавидаИзбрание – а не обида,Священный дар, а не беда.Здесь было горе – горе без счёта. Жёлтые звёзды – звёзды почёта. Звёзды униженных, звёзды отверженных,Вшитые в небо еврейской одежды.Жёлтые звёзды, звёзды Давида, горькие слёзы еврейской обиды. Слайд 14-16Ученик Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Слайд 16Ученик Не смотря на тяжелейшие условия в гетто открывались школы.. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”
17 слайд Ученик “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Ученик
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.
Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство - мой доносчик и судья.
Я за решеткой. Я попал в кольцо.
Затравленный, оплеванный, оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
Визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется - я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
И пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"…
Ответы детей…
19 слайд ученик В 1942г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями.
Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч (жителей Киева, а также других городов Украины, и это количеств о не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
В 2008 году на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам[10] и другим жертвам убийств.
ученик
Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.
ученик Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.
Ученик
Трагедия холокоста или шоа не обошла стороной и наш город Минеральные Воды. Через несколько дней после оккупации Пятигорска, 12-го августа 1942 года, немецкая администрация приказала всем евреям с восьмилетнего возраста нашить на верхнюю одежду спереди и сзади белую или желтую шестиконечную звезду Давида диаметром 10 см и пройти регистрацию в комендатуре.
 
5 сентября 1942 года во всех районах Пятигорска было расклеено «Воззвание» к еврейскому населению. Всем гражданам еврейской национальности Пятигорска, Горячеводска, поселка Свободы, Новопятигорска и Красной Слободки предлагалось собраться 6-го сентября в кавалерийских казармах. Объявлялось, что готовится их переселение на свободные земли на Украине. 
В назначенный день с утра со всех концов Пятигорска евреи с вещами потянулись на сборный пункт. 
Через несколько часов большую часть евреев посадили на открытые железнодорожные платформы и вывезли за Минеральные Воды в район стекольного завода. Здесь людей расстреливали и сбрасывали в большой противотанковый ров, отрытый жителями Минеральных Вод для защиты города от фашистов еще до лета 1942 года. Среди погибших граждан еврейской национальности было немало видных представителей местной интеллигенции, в том числе профессора, научные работники, известные врачи, адвокаты, стахановцы.
ученикИз документов ЧГК: «Путём раскопок рва комиссия установила: В противотанковом рву, расположенном в двух с половиной километрах к западу от города Минеральные Воды против стеклозавода, в расстоянии от последнего на один километр, по направлению к югу были произведены раскопки, на протяжении 551 метра. Произведённыё подсчёт трупов в открытых шурфах в среднем дал: На погонный метр – 60 трупов, а на куб. метр – 9 трупов. Таким образом, на основании вышеуказанных данных общее количество трупов на протяжении обследуемых 105 метров определяется 6300 человек». (ГАРФ. Ф. 7021. – Оп.17 –Д.2 –ЛЛ.2-4, 6)
ЧГК - Чрезвычайная государственная комиссия ( в годы Великой Отечественной войны) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Комиссия была образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года.

Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
6) www.holofond.ru/7) www.yadvashem.org/