План-конспект урока по биологии на тему Строение и общая характеристика сенсорных систем (9 класс)


Конспект урока по биологии
Тема: «Строение и общая характеристика сенсорных систем».
9 класс
Учитель биологии и химии
Семенюк Виталий Павлович
2014 г.
Тема: «Строение и общая характеристика сенсорных систем»
Цель:
сформировать представления об анализаторах как системах, включающих чувствительные нервные образования, воспринимающие действие специфических раздражителей из внешней и внутренних сред.
показать значение сенсорных систем в жизни человека, их высокую чувствительность к специфическим раздражителям.
рассмотреть сенсорные системы – слуховую, зрительную, равновесия, вкуса, обоняния; строение их отделов и выполняемые функции:
выяснить, какие причины могут вызвать нарушение работы сенсорных систем организма человека.
Задачи:
Образовательные – формирование представлений об анализаторах, определение их роли в познании окружающего мира;
Развивающие – развитие познавательной активности;
Воспитательные – формирование навыков работы в группе..
Методы: словесный: объяснительная беседа
Оборудование: рисунки учебника, книга.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) изучение нового материала
4) закрепление знаний
5) рефлексия
6) домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие
Проверка отсутствующих.
Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
Учащимся сообщаются цели и структура урока.
2. Актуализация знаний
Письменная проверка домашнего задания по теме: «Влияние алкоголя, никотина и токсических веществ на процессы развития».
3. Изучение нового материала:
Сегодня мы с вами начнем знакомство органам чувств, которые помогают нам воспринимать информацию из окружающей среды. Как вы уже знаете у животных это боковая линия, щупальца (пальпы), антенны (усики).
Ребята, кто может ответить что же такое сенсорная системы?
Просмотр учебного фильма «Сенсорные системы».
Общие сведения о сенсорных системах.
Сенсорные системы (анализатор)- это способность воспринимать информацию из внешней и внутренней среды с помощью специализированных структур нервной системы, а так же способствуют формированию ощущении.
Строение сенсорных систем.
Все сенсорные системы состоят из 3 отделов: периферического, проводникового и центрального.
Отделы Характеристика отдела. Функция виды
Периферический Представлен органом чувств. В состав входит рецепторы(спецелизированые клетки) Обеспечивает преобразование энергии раздражителя в нервные импульсы.
Защитная, опорная. По месту расположения:
1.внутренние
2.наружние
По строению и восприятию раздражителя:
1.механические(осязание,слух)
2.химические(вкус, обоняние)
3.терморецепторы(холод, тепло)
4. болевые (свет)
Проводниковый Состоят из чувствительных нервных волокон Доставляет информацию от рецепторов в центральный отдел сенсорной системы Центральный Расположен в коре больших полушарьев. Анализ поступившей информации.
Формирование соответствующих ощущений Раздражители - органы чувств(рецепторы) - центр в коре головного мозга
Виды органов чувств.
Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образуют органы чувств.
Как вы думаете сколько у человека органов чувств? (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус).
Так же у нас имеется и шестое чувство – чувство равновесия.
Наш мозг каждую минуту получает информацию: о напряжении мышц и натяжении сухожилий, о взаимоотношениях костей в суставах. Так же в мозг поступают сигналы о химическом составе крови, о давлении крови в сосудах.
Итак как мы уже знаем различают 5 видов чувств: зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, обонятельная,.
По ходу моего рассказа мы будем записывать.
Зрения – это вид чувствительности, который позволяет воспринимать форму, размер, цвет и яркость окружающих нас предметов. Она представлена органом зрения (глаз), зрительным нервом, зрительной зоной (затылочная доля кора больших полушарий).
Свет попадает на светочувствительные клетки глаза и вызывают в них возбуждения. Это возбуждение передается по зрительному нерву в кору больших полушарий. В затылочной доле возникает зрительное ощущения формы, окраски, величины и направления движения предметов.
Слух – вид чувствительности, обуславливающий восприятие частоты и силы звуковых колебаний. Слуховой анализатор состоит из периферической части – рецепторы внутреннего уха, внутреннего уха, проводниковой части – слухового нерва и центральной части- слуховой зоны и височной доле коры головного мозга.
Вестибулярная сенсорная система – обеспечивает пространственную ориентацию человека, изменении скорости и направления движений. Орган равновесия расположен во внутреннем ухе.
Вкус – это восприятие вкусовых свойств веществ, поступающих в ротовую полость. Рецепторы вкуса расположены в слизистой языка, на стенках ротовой полости, на небе, в глотке, на надгортаннике. Язык покрыт слизистой оболочкой, складки которой содержат вкусовые почки (мелкий чувствительный орган, расположенный на языке).
Вкусовая почка содержит хеморецепторы, которые чувствительны к 4 различным типам вкуса: сладкое (кончик языка), горькое (корень языка), кислое (боковые части языка) и соленое (средняя часть языка).
Возбуждение от рецепторов передается в височную долю коры, где находится центральная часть вкусового анализатора и формируется восприятие различных вкусов.
Обоняние – восприятие запахов различных веществ. Обонятельные рецепторы находятся в слизистой верхней и частично среднего носового ходов. От рецепторов импульсы по обонятельным нервам поступают в лобную долю коры, где находится центральная часть обонятельного анализатора, в котором происходит анализ ощущений запаха вдыхаемого вещества.
Вкусовой и обонятельный анализаторы
Ощущения вкуса и запаха связаны с действием химических веществ на специфические чувствительные клетки органов вкуса и обоняния. Восприятие вкуса и различных запахов является одним из наиболее эволюционно старых видов чувствительности и играет важную роль в жизни человека. Вкус и запахи дают ценную информацию о качестве пищи, окружающей среды, влияют на эмоциональное состояние человека и на его поведение.
Вкусовой анализатор. Периферический отдел вкусового анализатора представлен чувствительными вкусовыми эпителиоцитами, которые образуют вкусовые почки (луковицы). Одна вкусовая почка состоит из 10 – 30 клеток, несущих на своей поверхности микроворсинки. Вкусовые почки (их около 3000) располагаются в слизистой оболочке языка, мягкого нёба, зева, глотки, надгортанника. Особенно много вкусовых почек в области кончика и боковых поверхностей языка и в его нитевидных, грибовидных, листовидных, желобоватых сосочках. Вкусовые чувствительные эпителиоциты вос­принимают сладкое, горькое, соленое, кислое или комбинации из этих четырех видов вкусовых раздражителей. Для воздействия на вкусовые клетки эти вещества должны быть растворены в жидкости. Растворителем в полости рта является слюна.
Возникшее во вкусовых чувствительных эпителиоцитах нервное возбуждение передается на нервные окончания чувствительных нейронов лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов. По центральным отросткам этих нейронов вкусовые нервные импульсы поступают в чувствительные ядра ствола мозга. Центральным звеном вкусового анализатора является кора на нижней поверхности полушарий большого мозга. В эти участки коры вкусовые импульсы поступают из чувствительных ядер ствола мозга.
Обонятельный анализатор. Человек ощущает запах вещества даже при незначительном его содержании в воздухе. Рецепторы, воспринимающие различные запахи, находятся в слизистой оболочке верхних отделов полости носа, на уровне верхней носовой раковины.
На свободной стороне каждой обонятельной клетки имеется до 10 – 12 обонятельных волосков (подвижных ресничек), увеличивающих обонятельную поверхность в 100 – 200 раз.
При вдохе содержащиеся в воздухе пахучие вещества попадают в полость носа, растворяются в слизи и раздражают реснички чувствительных обонятельных клеток. Чувствительность обонятельной зоны очень велика. Для возбуждения одной обонятельной клетки достаточно одной молекулы пахучего вещества. У большинства животных обоняние намного острее, чем у человека.
Центральные отростки обонятельных клеток (их аксоны) выходят из слизистой оболочки и образуют обонятельный нерв, идущий к мозгу через верхнюю стенку полости носа. Центральным отделом обонятельного анализатора является кора обонятельного бугорка и гиппокампа. Обонятельные импульсы поступают также в подкорковые ядра, поэтому обонятельные ощущения имеют эмоциональную окраску.
Значения органов чувств.
Как вы думаете какое значение имеют органы чувств?
1.воспринимают изменения окружающей среды
2.участвуют в образовании условных рефлексов, это позволяет организму ориентироваться и адекватно реагировать на изменения среды.
4.Общее закрепление знаний:
Ну а сейчас мы проверим как вы усвоили новый материал.
Проводим фронтальный опрос учащихся:
1.что такое анализаторы?
2.какие отделы анализаторов вы знаете?
3.какие виды рецепторов?
4.какие органы чувств вы знаете?
5.Рефлексия. Подведение итогов урока:
Что нового сегодня узнали на уроке.
Выставление оценок
6.Домашнее задание:
1. параграф 55
2. знать ответы на вопросы, после параграфа