«Музыка в театре, кино и на телевидении» урок музыки в 5 классе


                                           Урок музыки в 5 классе
Педагог: Рыбалкина Людмила Николаевна
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.
  Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи: 
направленные на достижения личностных результатов:развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
направленные на достижения предметных результатов:знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Тип урока: освоение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование:  АРМ учителя
Музыкальные произведения:
Геннадий Гладков «Песенка друзей»из мультфильма «Бременские музыканты»
Музыкальные заставки к телепередачам
Структура и ход  урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.Слайд 1
 Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать загадки. Отгадайте загадки.
Он работает играя.
        (Есть профессия такая!)
        Он на сцене с давних пор.
    Та профессия -        (актер) Слайд 2
Он спектаклем заправляет,
          Наизусть все сцены знает,
        Учит он как роль играть.
           Как профессию назвать? (режиссер) Слайд 3
«Меню» в театре составляют
            На весь сезон из разных пьес.
            И только то, в него включают,
            Что вызывает интерес?  (репертуар) Слайд 4
Пачку, пуанты надела Марина,
          На сцену впорхнула, она -    (балерина) Слайд 5
Со звонком он в зал придет,
          Место нужное займет.
          Посмотрев спектакль хороший
        Будет хлопать он в ладоши?    (зритель) Слайд 6
Есть у каждого в квартире
        Он расскажет: что же в мире
          Происходит каждый день.
          Говорить ему не лень.
          Папа смотрит там футбол
          И кричит все время – «Гол!»,
          Мама любит сериалы,
          Что идут на всех каналах,
          Ну, а я, -  «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень!   (телевизор) Слайд 7
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?  
Д:  О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.    Слайд 8
 А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую  роль играет музыка в этих видах искусства.  
У: Будем слушать музыкальные фрагменты, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
Первичное усвоение новых знаний.
У: Посмотрите внимательно и скажите, к каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?
Слайд 9  Опера «Снегурочка» -  автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У:  Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.
Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич  Чайковский.
У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич  Прокофьев.
Балет написан на сюжет сказки французского писателя. Шарля Перро «Золушка».
Послушайте фрагмент балета из сцены «Воспоминание». Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»? (волнение, радость, восторг, мечта)
У: Молодцы, справились с заданием.  
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», «Голос» ,мультфильмы и конечно кинофильмы.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
     Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  
     необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Слайд 10
     Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,  
     настраивает зрителя на определенные моменты.
«Музыкальная кинопанорама»:
Задание Вспомнить как можно больше песен из мультфильмов и кинофильмов.
Работа в творческих группах над заданием.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
У: Одну из этих песен мы сейчас и исполним. Это «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
  Вокально-хоровая работа .Слайд
Этап рефлексии.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
делает популярными произведения композиторов,
показывает мастерство певцов и музыкантов. 
     Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.  Слайд 12.  Домашнее задание.  Знать понятия. Повторить «Песенку друзей».