Синоним и их роль в речи.


Тема: Синоним и их роль в речи. 19.09.2014г.
Цель: ознакомление с понятием, понимание их роли в речи.
Ход урока.
1 этап. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Звуковая разминка. Выразительное чтение. Наблюдение над словами. Как называются такие слова?
Сообщение темы урока.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоения содержания темы.
1.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
2. Работа над определением: какие слова называются синонимами. Для чего они служат?
Работа в паре (с. 50). Слова, одинаковые или близкие по значению, называются синонимами. Обратить внимание? Что синонимы относятся к одной и той же части речи. Выполнение упр. 102, целью которого является нахождение синонимов разных частей речи.
Для чего нам нужны синонимы ? Синонимы служат для точности речи. Они помогают избежать повторов в тексте : Мне купили щенка. Я был рад собачке.
3.Развитие понимания синонимов как слов, близких по значению, имеющих свои оттенки в значении: слов в составе предложений, которые придумают сами учащиеся. Описывание жизненных ситуаций в которых используются длинные слова (упр. 104)
3.этап. Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
1.Найти и записать пары синонимов разных частей речи (упр. 101). Составить 2-3 предложения.
2.Придумать синонимы к выделенным словам. Вставить их в предложения.
Упр. 103. Кликать-звать, разговор-болтовня, хмурый - ненастный, сказочная - волшебная, изумрудный - зеленый.
3.Развитие внимание (упр.105). Нахождение и исправление ошибок. Заменить повторы синонимами: заяц-косой, тюльпан-цветок, метель-вьюга.
4. Подбор к устойчивым словосочетаниям синонима (упр. 106).
Бежать сломя голову- бежать (как?) быстро; работать спустя рукава - работать (как?) плохо; водить за нос- ( что делать?) обманывать, зарубить на носу – (что делать?) запомнить.
5. Упр. 107. Работа со связным текстом «Что случилось с Алешей», решение комплексных задач: воспитательных: если научишься работать – многого достигнешь, всех удивишь, лексических: обогащение речи синонимами; системно - деятельностных: анализ текста, сравнение языковых фактов-синонимов, замена одного синонима другим.6. Упр. 108 Подобрать синонимы к выделенным словам. Объяснить их значение. Чем отличаются синонимы? (оттенками в значении.) В чем особенность синонимов? (они относятся к одной и той же части речи.)
7. Устный анализ слов-синонимов (грустит-печалится, невеселый - грустный, невесел -ниже плеч буйну голову повесил, горевать-кручиниться, спать-почивать). Чем отличаются пары синонимов? Какие из них употребляются в художественной литературе?
8. Игра «Кто знает, пусть продолжает» (по вариантам):
Красный - алый, розовый, багряный, улыбаться, хихикать, хмыкать, усмехаться. Метель-вьюга, пурга, буран…
4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Подведение итогов урока:
Предметные: различают лексическое значение слов-синонимов;
Личностные: проявляют трудолюбие в учебной работе;
Системно - деятельностные: умеют наблюдать, сравнивать значения слов-синонимов, употреблять их в речи.
Задание на дом.