Пояснительная записка к методическому семинару Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Пояснительная записка
Ооржак Оюу Владимировна
Технология развития критического мышления
на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей каждого ученика.
Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно уметь грамотно работать с информацией. Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.
Почему я выбрала в своей педагогической деятельности именно технологию критического мышления? Потому что, в современном обществе огромную роль играет информация, которую каждый из нас получает ежедневно в огромном объеме. Информация сегодня – один из главных ресурсов, и грамотное владение ею – залог успеха. К сожалению, рост объема информации, ее изменение и пассивно-потребительское отношение к ней приводит к трудности в правильности восприятия действительности, а в особенности истории.
Способом приспособления системы образования к потребностям информационного общества в США и Европе стала разработка в последние десятилетия ХХ в. технологии развития критического мышления (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Клустер, Д. Халперн и другие). В конце ХХ в. она начала развиваться в России.
Базовая модель технологии развития критического мышления включает в себя фазу вызова, осмысления и рефлексии.
В первый год работы в школе на уроке обществознания в 8 классе я решила применить прием «кластера», который оказался очень увлекательным и деятельностным подходом в повторении темы «Что такое общество». По мере развития критического мышления обучающихся можно переходить к более сложным формам и методам.
Из всех используемых приемов и методов критического мышления чаще всего использую метод «фишбоуна». Суть данного методического приема установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В соответствии с изменившимися требованиями общества ФГОС второго поколения, основанный на системно-деятельностном подходе, особое внимание уделяет технологиям работы с текстом (в широком смысле значения слова «текст»). Образовательные стандарты второго поколения ставят задачу дать возможность обучающимся научиться критически относится к информации, находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения. Однако, следует отметить, что работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой. Главные условия достижения результата – систематическая, а не спорадическая работа, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу. Но вместе с тем испытываешь огромный эмоциональный подъём от успехов своих учеников и осознаёшь огромную творческую свободу в осуществлении поставленных задач.