Разработка урока с инновационными методами работы по теме: Первая мировая война. Военные кампании 1915 — 1916 годов.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 126 ГОРОДА ДОНЕЦКА»






Тема урока:

«Первая мировая война.
Военные кампании 1915 - 1916 гг.».













Разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания
МОУ «Школа № 126 г. Донецка»
Роговской Еленой Николаевной






Тема урока: Военные кампании и основные сражения 1915 - 1916 гг.

Цели:
Уметь охарактеризовать ход военных событий на Восточном фронте, изучить трагические события битвы под Верденом, ознакомить учащихся с личностью А.А.Брусилова и его ролью в Первой мировой войне; выяснить последствия подводной войны; на конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны;
Сформировать умение анализировать исторические документы, прослеживать причинно- следственные связи, давать оценку деятельности исторических личностей;
Развивать умение делать объективные выводы об исторических событиях;
Воспитывать интерес к исторической науке, интерес к познанию мировой истории.

Понятия и термины:
Четвертной союз, позиционная война, подводная война, "Верденская мясорубка", Брусиловский прорыв.
Основные даты и события:
22 апреля 1915 г. - газовая атака у г. Ипр;
Май 1915 г. - вступление в войну Италии на стороне Антанты;
Май 1915 г. - образование Четверного союза;
21 февраля - 18 декабря 1916 г. - Верденская битка;
Июнь - август 1916 г. - Брусиловский прорыв;
Июль 1916 г. - битва на р.Сомме.
Личность в истории:
А.А.Брусилов.
Оборудование урока:
Учебники, раздаточный материал, атлас.

Тип урока: комбинированный.

СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Изучение нового материала.
1. Военные события 1915 г.
2. Битва под Верденом.
3. Брусиловский прорыв.
4. Подводная война.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
VI. Итоги урока.
VII. Инструктаж домашнего задания.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Данный этап рекомендуется провести с использованием разноуровневых вопросов и заданий, которые оценивают в 0,5 балла. Учащиеся имеют возможность повысить баллы в течение всего урока.
Тестовые задания.
(Выполняются в письменной форме).
Вариант I
1. Что послужило поводом к Первой мировой войне?
2. Укажите дату начала Первой мировой войны.
3. Как назывался немецкий план молниеносной войны?
4. Антанта - это ...
Вариант II
1. Укажите дату убийства эрцгерцога Франца Фердинанда.
2. Какая битва сорвала немецкий план молниеносной войны?
3. Блиц- криг – это
4. Тройственный союз - это ...
После завершения работы целесообразно предложить учащимся осуществить взаимопроверку ответов (работа в парах). Учителю следует выборочно проверить работы и перейти к групповой работе, которая позволит выявить знания учащихся на среднем и достаточном уровне.
Работа в группах. Метод «Мозговой штурм».
Группа №1. Перечислите причины Первой мировой войны.
Группа №2. Назовите главные сражения военной кампании 1914 г. на Западном и Восточном фронтах.
Группа №3. Проанализируйте суть плана Шлиффена. Опишите ход битвы на р. Марне.
Группа №4. Раскройте стратегические цели воюющих держав.

Учитель обобщает результаты первого этапа урока.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Слово учителя.
Содержание темы занятия позволяет проследить расширение масштабов военных действий на Западном и Восточном фронтах, район проливов Босфор и Дарданеллы и Суэцкого канала; раскрыть трагизм и бессмысленность войны, которая приобретала все более ожесточенный характер.
Постановка проблемного вопроса группам:
В чем состоит трагизм военных компаний 1915-1916 гг. и их последствия?


IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
С целью эффективного изучения и усвоения материала о ходе боевых действий на фронтах Европы в 1915-1916 гг. учитель предлагает учащимся на протяжении урока заполнить сравнительную таблицу:

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В 1915-1916 гг.

Год
Фронт


Западный
Восточный

1915



1916



Вывод:



Возможны два варианта заполнения таблицы: самостоятельная работа учащихся с использованием объяснений учителя и соответствующих материалов учебника или коллективная работа под руководством учителя. Не
1. Военные события 1915 г.
Рассказ учителя.
Главные военные события разворачивались на Восточном фронте и вся тяжесть боевых действий кампании 1915 г. легла на русские армию. Результатом этого стало отступление упорно сражавшейся, но плохо обеспеченной русских армий. Несмотря на огромные человеческие и материальные потери, из войны Россия не была выведена. Достигнутый Германией тактический успех не смог создать перелом в ходе войны. Приняв на себя в кампании 1915 г. главный удар немецких войск, Россия обеспечила Англии и Франции возможность для развертывания сил и ресурсов. В итоге немцы к 1916 г. потеряли преимущества, которыми они располагали в начале войны.
Военные успехи Тройственного союза в Восточной Пруссии и Галиции привели 11 октября 1915 г. к присоединению Болгарии, обладавшей пятисоттысячной армией к данному военно-политическому блоку.
Самостоятельная работа по заданию.
Заполнить соответствующую графу таблицы включая битвы 1915г.
Продолжая изложение вопроса, учитель акцентирует внимание на том, что в 1915 г. на Западном фронте не произошло особых перемен, воюющие страны накапливали силы. Для более эмоционального воздействия можно привести цитаты из романа Э.М.Ремарка "На Западном фронте без перемен":
"Фронт - это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше. Мы сидим за решеткой, прутья которой - траектория снарядов; мы живем в напряженном ожидании неведомого. Мы отданы во власть случая".
"В современной позиционной войне бой требует знаний и опыта, солдат должен разбираться в местности, его ухо должно чутко распознавать звуки, издаваемые снарядами в полете и при разрыве, он должен уметь заранее определять место, где снаряд упадет, знать, на какое расстояние разлетаются осколки и как от них укрыться".

Рассказ учителя.
22 апреля 1915 г. на р.Ипр немецкое командование впервые применило против англо-французских войск ядовитый газ (хлор). Из 15 тысяч отравленных 5 тыс. человек погибли. После событий под Ипром обе воюющие стороны стали активно применять отравляющие вещества, тем самым нарушив довоенную конвенцию о неприменении удушливых газов в войне.
Требования Италии к Австро-Венгрии о передаче территории Южного Тироля не были выполнены. Антанта посулила Италии не только Тироль, но и Триест и восточное побережье Адриатики. Поэтому 26 апреля 1915 г. был подписан договор между Антантой и Италией о вступлении последней в войну на стороне Антанты.

Изучение вопроса о вступлении Италии в войну проводится с постановкой проблемного вопроса для групп, метод « Пресс»:

Как вы считаете, что побудило Италию перейти на сторону Антанты?

Обобщая материал о событиях 1915 г., учитель делает краткий вывод о том, что кампании 1915 г. принесли стратегическую инициативу германской коалиции.
2. Битва под Верденом.
Рассмотрение данного вопроса темы проходить при заполнении графы «Западный фронт», события 1916 г." в таблице.

Рассказ учителя о битве под Верденом дополняет коллективная работа с текстом исторического документа.
«Из опыта Верденской операции»
Верденская крепость, находившаяся на расстоянии около 300 км от Парижа, считалась перед войной первоклассной. Ее основными укреплениями являлись форты, наружный пояс которых отстоял от центра на 7-8 км; линия обвода крепости простиралась на 45 километров. Верденский выступ постепенно в ходе развернувшихся боев превратился в укрепленный район, протянувшийся на 112 км. Рекой Маас разделен район Вердена на сектор правого, восточного берега, который подвергшийся первым ударам немцев, и на сектор левого, западного берега. Глубину обороны составляли 4 позиции. Первая позиция проходила в 5-7 км от линии фортов: она состояла из ряда центров сопротивления, рассчитанных на батальон, и имела линии: передовую, огневой поддержки и земляного редута. Бетонных сооружений было мало, проволочная сеть, предохранявшая позиции, имела ширину 10-15 м, а местами до 40 м. За первой позицией толщиной в 2-3 км, а на отдельных участках в 4 км шла вторая и третья позиции".
Вопросы к 4-м группам:
1. Почему Верден считался стратегически важным объектом?
2. Какие вы можете предположить последствия падения Вердена для Германии и для Франции?
Работа над формированием понятий и терминов.
Поясните термин "Верденская мясорубка" (работа с учебником).
Рассказ учителя.
Описывая битву на р.Сомме, учитель рассказывает о тщательной подготовке французской и английской армий, создании складов боеприпасов, превышающих все довоенные запасы Франции, наступление союзников против германской армии 1 июля 1916г., продолжение военных действий до ноября 1916 г. Только контрнаступление русских войск в Прибалтике, заставило Германию отказаться от дальнейшего наступления в ходе Верденской операции. Особо интересным является тот факт, что в битве на р. Сомме англичане впервые применили танки.
3. Брусиловский прорыв.
Данный вопрос предлагается изучить, используя такие формы работы, как рассказ учителя и сообщения учащихся.
В ходе изложения материала учитель акцентирует внимание учащихся на том, что основные события 1916 г. на восточном фронте связаны с Брусиловским прорывом, и описывает наступление русских армий под командованием генерала А.А.Брусилова.
Сообщения учащихся (задание на опережение).
Выступления учащихся посвящены личности генерала А.А.Брусилова. Учитель комментирует и дополняет сообщения, делает вывод от исторической роли А.А.Брусилова в Первой мировой войне.
4. Подводная война.
Рассматривая вопрос о подводной войне, учитель в своем рассказе описывает трагедию американского трансатлантического лайнера "Лузитания", который был затоплен в мае 1915 г. На нем погибло более 1000 пассажиров, из которых 128 были американцы. По этому поводу США заявили протест. Германия вынуждена была временно свернуть подводную войну, опасаясь вступления США в войне на стороне Антанты.
Продолжая изложение материала о подводной войне, учитель раскрывает ход Ютландского морского сражения (май-июнь 1916 г.), самого большого морского сражения того периода. В ходе рассказа учителю необходимо подвести учащихся к мысли о том, что, хотя в этой битве явного победителя не было, новых попыток сразиться с британским флотом германское командование не предпринимало.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Коллективная работа:
Заполнить графу «Вывод» таблицы «Боевые действия в 1915-1916 гг».
Вопросы к группам:
1. Какие наиболее трагические события 1915-1916 гг. вы можете назвать?
2. В чем состоял трагизм событий на р. Ипр?
3. Раскройте суть понятия «Верденская мясорубка»?
4. . Раскройте суть понятия « Подводной война»?.

VI. ИТОГИ УРОКА.
Учитель обобщает ответы учащихся, перечисляет последствия военных кампаний 1915-1916 гг. и делает вывод об их трагизме. Битвы под Верденом и на р. Сомме, Брусиловский прорыв и Ютландская морская битва показали иллюзорность попыток стран Антанты и стран Четвертного союза внести перелом в ход войны одним "генеральным сражением". Однако военно-экономический потенциал Антанты имел явное преимущество. Именно этот факт и предопределил дальнейшую победу стран Антанты в Первой мировой войне.

VII. Инструктаж домашнего задания.
Прочитать и проанализировать параграф 5-6.