Цели урока: 1.Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о существительном как части речи , закрепить знания о категории рода и числа 2.Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти. 3.Воспитывать интерес к русскому языку, к устн


Тема урока : Имя существительное
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о существительном как части речи , закрепить знания о категории рода и числа
2.Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти.
3.Воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству.
Оборудование и наглядность:
карточки с заданиями;
пословицы и поговорки, загадки;
кроссворд;
скороговорка;презентация;
компьютер, мультимедиа и экран.
Ход урока
1.Организационный момент, объявление целей урока.(слайд№1)
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
-Какие грамматические признаки имеет?
-Чем является в предложении?
2.Беседа:
-На какие две группы делятся все части речи?
-Перечислите самостоятельные части речи. (слайд№1)
-Что обозначает имя существительное(кроме предмета: признак, действие, приведите примеры слов)
-На какие вопросы отвечает?
-Почему к одним существительным задаем вопрос КТО?, а к другим ЧТО?(приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных)
-Как изменяются существительные? (слайд№2)
Найди неверное утверждение:
А)Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет.
Б)Имена существительные изменяются по родам.
В)Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
-Что называется склонением? Расскажите о склонении существительных.(слайд№3)
3.Закрепление. Выполнение упражнений.
1.Определите род существительных: рояль, картофель, лиса, рельс, молодежь, сирота, неряха, плакса, мышь,  простыня, фамилия, впечатление, тюль, шампунь, бродяга, умница.
-Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Приведите примеры собственных существительных.
2.-Запись предложения, выполнить синтаксический разбор.
На востоке Россия начинается в Беринговом проливе.
-найдите имена собственные.
-Как пишутся заглавия книг, названия журналов, газет, картин?
3.-Чем являются имена существительные в предложении?(слайд№4)
Каким членом предложения является слово «леса»?
Березы украшают леса.
Приведите примеры , где существительное в предложении будет обстоятельством, сказуемым.
4. Словарная работа .Вставь пропущенные буквы , назови орфограмму.(слайд№5)
Допиши пропущенные буквы: стр…на, д..брота, ж…лезо, м…роз, в…юга, праз…ник, скв…рец, к…ртина, с…сна, бел…чка, оз…ро, щенок, скат…рть,  ябл…ко, м…л…ко, п…ченье.
5.Физминутка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покачаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы руки разведем
И побежим кругом.
6.Упражнения на закрепление: