Авторская разработка урока по повести В. А. Закруткина Матерь Человеческая по литературе в 9 классе


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Усть-Вымский район Республика Коми
УРОК МУЖЕСТВА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 9 КЛАССЕ
ПО ПОВЕСТИ
В. А. ЗАКРУТКИНА
«МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»
Районный семинар для работников библиотеки
Усть-Вымского района Республики Коми
Автор:
учитель русского языка и литературы
Попова Г. В.
г. Микунь
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать.
М. ДжалильТема:
величие матери, оберегающей жизнь.
Оборудование:
портрет В. А. Закруткина, годы жизни автора произведения 1908-1984;
стенд №1: выставка книг В. А. Закруткина «Матерь человеческая», «Плавучая станица», «Сила», «Коричневая чума», «Сотворение мира», «кавказские записки», «Академик Плющов»;
стенд №2: выставка книг о войне В. Катаев «Сын полка», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохов «Судьба человека», А. Толстой «Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие», Смирнов «Брестская крепость», стихи М. Джалиля «Варварство» и другие.стенд №3: «Женщина и война» выставка иллюстраций В. Алексеева к повести «Матерь человеческая», М. Самсонова «Русские женщины»;
выставка иллюстраций памятников матерям ( г. Жодино, Белорусская ССР),
иллюстрация фрагмента памятника матери «Лембовская твердыня» (г. Санкт-Петербург), иллюстрация памятника «Мать» (г. Пирчюпис, Литовская ССР), иллюстрация памятника Победы во время ВОВ (г. Марнецли, Грузинская ССР), иллюстрация памятника «Родина-мать» (г. Волгоград, автор Е. Вучетич), иллюстрация скульптуры «Блокада» (г. Санкт-Петербург) и другие;фотографии со страниц районной газеты «Вперёд» (…Их живых свидетелей той страшной войны, ветеранов-фронтовиков ВОВ, осталось в районе 22 человека…)
Цель:
ознакомить учащихся с биографией В. А. Закруткина;
помочь правильно понять и воспринять повесть;
пробудить возвышенные чувства;
пробудить веру, надежду, любовь к жизни, бескорыстие;
пробудить трудолюбие;
сформировать умения и навыки анализа художественных произведений:
сформировать коммуникативные УУД отбором соответствующих характеристик героям и соответствующего материала:
научить разбивать предметные умения, логическое расположение материала;
сформировать доказательный вывод по данному материалу:
обогатить словарный запас учащихся.
Планируемые результаты обучения:
обратить внимание на мастерство писателя в создании портретных характеристик;
научить определять роль деталей в портретных характеристиках;
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя;
сравнивать и делать выводы;
находить нужную информацию в тексте.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные задачи урока;
оценивать свои достижения на уроке;
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные:
владеть умениями вести диалог:
владеть умениями отстаивать свою точку зрения и вызвать собеседника на дискуссию;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные:
понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств в личности.
Методические приёмы:
чтение текста;
ответы на вопросы;
анализ отобранного материала;
использование цитат при работе с определённым эпизодом.
Воспитательная задача:
способствовать проявлению чувства гордости за «Матерь Человеческую», земную женщину, совершающую великий подвиг защиты жизни на Земле.
Сценарий урока:
Организационный момент: проверка наличия текста у всех обучающихся класса, приветствие обучающихся, настрой на урок.
Слово учителя: повесть «Матерь Человеческая», о которой пойдёт речь, повествует великое множество, о которых разговор вели ранее (в 5-ом классе В. Катаев «Сын полка», в 6-ом классе «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевой, в 7-ом классе «Судьба человека» М. Шолохов, в 8-ом классе «А зори здесь тихие» Б. Васильева). А сколько стихов переложено на музыку! Говоря о них, можно сказать, что многие из них написаны были бывшими фронтовиками, основаны на личных воспоминаниях, и это позволило им показать войну изнутри, выделить то, что ускользает от взгляда стороннего наблюдателя, окунуться в такие глубины солдатской жизни, которые недоступны тому, кто не лежал под шквальным огнём и не видел смерти в двух шагах от себя. Очень уместны здесь слова К. Симонова (военного корреспондента газеты): «Писатель должен писать, прежде всего, о том, что он лучше всего знает. И до тех пор, пока я буду чувствовать, что глубже всего я знаю войну, что темы, связанные с ней, мне ближе всех других и что именно об этом, я, очевидно, могу писать лучше, чем о чём – либо – другом, - я буду писать на темы, связанные с войной».
Память – наша совесть!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
(Ю. Воронов – поэт, переживший войну)
Вторая мировая война началась 1-го сентября 1939 года (захват Германией Польши) и закончилась 2-го сентября 1945 года (капитуляция Японии). В орбиту войны было втянуто 61 государство, 80% населения планеты, военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских просторах. На нашу Родину враг вероломно напал 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Военные историки подсчитали, что 5, 5 тысяч лет существования человеческой цивилизации в мире прошло 15 тысяч войн различного уровня, масштаба и продолжительности. ВОВ в исторических рамках была войной непродолжительной – она длилась 1418 дней и ночей. Но по пространственному размаху, по общим людским потерям противоборствующих сторон – этобыла самая кровопролитная война всех времён и народов. Огромную цену заплатили народы за победу над фашизмом – общие потери планеты составили 50 млн. человек, из них 26, 6 млн. человек – общие потери советского народа в ВОВ. Несмотря на огромные потери, фашисты рвались к сердцу Родины – Москве. Они разрабатывали планы захвата один чудовищнее другого, но цель была одна – стереть с лица Земли огромный город с миллионным населением. Наравне с мужчинами, были женщины. Все они встали на защиту Отечества.
*Звучит песня «Священная война» (музыка Александрова, слова Лебедева-Кусамача)
- Почему и сегодня, спустя десятилетия, писатели обращаются к теме войны?
Высказывания учащихся класса:
- Потому что это святая память. Мы должны знать и помнить, какой ценой завоёвано счастье. Книги о войне – это напоминание и требование, чтобы никогда не повторилась страшная война.
- Война – это неутихающая десятилетиями боль: 27 млн. людей погибло. А сколько горя, разрушений она принесла? Потому, что и сегодня участникам войны снятся её кошмары, болят раны старых солдат, родственники ищут своих близких, а матери ждут не вернувшихся сыновей.
- Ведь и сегодня в мире в недавнем СССР, льётся кровь, гибнут дети, женщины, ни в чём не повинные…
Далее продолжает учитель:
*звучит стихотворение «Нет – войне!» ( о детях Беслана )
Очень страшно становится
Если слышишь это жуткое слова «Война».
Над планетой, над целым миром
Тянет грязные руки она.
Разве это нужно кому-то,
Чтоб горели огнём города?
Чтобы прятались в страхе
И забыли про свет навсегда?
Я хочу, чтоб сияло солнце!
И не только над нашей страной,
Чтоб все чеченские дети
Улыбались вместе со мной.
Чтоб утром они проснулись
И увидели солнце в окно,
А не чёрный дым пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя.
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края.
Всё меньше и меньше остаётся тех, кто остался в живых. В городе Микунь их осталось 9 человек: Гостев Г. И., Гурьев И. Ф., Евстратова М. И., Ефименко В. А., Комаровских Л. А., Малозёмов Д. И., Сидоров Н. В., Сидорова Н. С., Угринович В. У. В районе 22 человека, а в Республике Коми – 1478 человек. Но с каждым годом их становится всё меньше. Издаётся Книга памяти Республики Коми с 1990 года, где собраны имена рядовых, сержантов, офицеров, участников ВОВ 1941-1945 годов, призванных на службу в армию военкоматами РК и вернувшихся с фронта (издано уже несколько томов книг).
- А наша молодость! Какая она!
Многие идут служить по зову сердца. Они охраняют рубежи Родины, чтобы мы учились, трудились под мирным небом. И я думаю, не сомневаюсь, отдадут жизни, если к этому позовёт их Родина. Примером тому является мужественный подвиг нашего соотечественника, ученика нашей школы - Андрея Гуськова, который погиб в Чечне. На здании нашей школы находится мемориальная доска. Мы гордимся, что семья и школа воспитала такого человека. Это ли не пример беззаветного служения Родине?
В годе ВОВ женщины воевали плечом к плечу с мужчинами. Мы проводили читательскую конференцию по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» о девушках-зенитчицах, которые отдали свои жизни за Родину в жестокой схватке с фашизмом. Потом автор скажет: « У войны не женское лицо». Но проводив на войну мужа, сына, брата, женщины работали по 10-12 часов у станков или в поле, растили и воспитывали детей.
*читается стихотворение М. Исаковского «Русские женщины»
Но еще труднее было тем, кто оказался на оккупированной врагами территории. В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики и дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага. Повесть «Матерь Человеческая» рассказывает о тех, кто выжил на оккупированной врагами территории и защитил жизнь на Земле. Автор повести пишет: « Я своими глазами видел всё, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежных трупов женщин и детей, противотанковые рвы заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые от начала до конца», - пишет В. А. Закруткин в воспоминаниях «Страницы о себе».
Сообщение об авторе.
(учащиеся готовят и показывают презентации об авторе)
Как писалась повесть?
(сообщения готовят учащиеся стр. 3-5 по повести)
Какова тема повести?
(высказываются учащиеся)
- Эта повесть о тяжёлых испытаниях, которые приносит человеку война.
- О мужестве и нравственной силе простой русской женщины.
- Судьба женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу, остаться Человеком разрухи, холода и голода.
Продолжает учитель:
- Кто из родителей читал эту повесть вместе с вами?
(3-4 человека из класса)
- Главная героиня – Мария. Имя древне-еврейское, обозночает «любимая», «желанная».
- Что узнаем о детстве героини?
О нелёгком детстве Марии (стр. 16 повести)
О юности (стр. 17)
О жизни в годы гражданской войны (стр. 16-18 повести)
- Война принесла людям тяжёлые испытания и смерть. Ворвалась она в семью героини повести.
- Что узнаем об этом на страницах повести? (стр. 7-9; стр. 20-21 повести)
Взорвали новый кирпичный коровник построенный перед самой войной;
На глазах Марии повесили мужа и 10-летнего сына Васятку;
Сожгли хутор в 30 домов;
Заставляли население копать окопы и ходы сообщения
Всё население всего села (100 человек погнали в Германию)
- Как вели себя немцы по отношению к сельчанам? (стр. 7-8 по тексту повести)
Толпа брела…
Были грудные дети
Дети повзрослее ковыляли, держась за подолы материнских юбок, а если начинал кто-то кричать из женщин, плакать навзрыд, то подходил немец. ударами автомата сбивал с ног.
- Каково было отношение к Соне? (15 лет)
«…Сволочи, палачи. Фашистские выродки! – кричала она. – Не хочу я вашей Германии. Не буду вашей батрачкой, гады! (Соню убили)
- А как же Мария осталась жива?
«…чудом спасшаяся в кукурузном поле, она осталась одна на чадной, повитой чёрным дымом, овеянной смертью земле…»
- После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть. Она обращается к Богу (зачитывание обучающимися фрагмента из повести)
«…Господи, забери меня с этой Земли. Пошли мне смерть…»
- Но, она ждёт ребёнка, и это заставляет молодую женщину 29 лет думать о жизни, и о всём живом, что тянется к ней (зачитывание фрагмента повести стр. 28).
«…Безъязыкий, он не может сказать: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на Земле! Пожалейте тех, кто ещё не пришёл, но придёт в мир! Пожалейте еще не рождённых!...Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!»
- И это заставляет Марию не думать о смерти, она должна жить ради будущего ребёнка.
Шаг за шагом прослеживают учащиеся весь путь Марии. Сначала анализируют картины полного отчаяния и безнадёжности, которая предстаёт в эпизоде «Гибель хутора». Но Мария находит в себе силы и преодолевает безысходность трагедии, а уж потом появляется чувство долга живого перед умершим. Но жизнь продолжается. Она существует в виде маленького росточка – будущего ребёнка Марии.
- Как эта маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях? Что она делает?
IV. Анализ эпизодов:
Умение оборудовать под жильё погреб;
Очистить от трупов собак и кошек колодец;
Хоронить мёртвых солдат;
Одной работать в поле;
Обшивать себя и детей;
Эпизод:
«Встреча Марии с Вернером Брахтом» (перед ней делема)
- Почему Мария не убила молодого немца? (чтение эпизода стр. 41-43 повести)
«…убить беззащитного раненого мальчишку значит для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими её сына и мужа. Этого Мария не могла допустить…»
- Мария не только не убила немца, но и ухаживала за ним, а когда он умер, то похоронила. Здесь мы просматриваем гуманность Марии.
- Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях? Чтобы прокормить себя, а впоследствии детей, животных, не нужно столько запасов. Зачем она это делала? (чтение фрагмента повести стр. 59-60, 66-71…Кукуруза – на 60 га., подсолнух – на 30 га., картофель – на 25 га., свёкла – на 10 га., морковь – на 6 га.)Ответы ребят:
- она думала не только о себе, но и тех, кто придёт сюда (непременно придёт)
- думала о своём будущем ребёнке (связь поколений), (чтение фрагмента повести стр. 66, 71)
- Мария стыдится перед теми, которых уже нет, кто сеял и сажал, кто трудился здесь (чтение фрагмента повести стр.61). Ведь не зря вслед за размышлениями Марии о работе идёт описание сельского кладбища, обращение Марии к матери, деду Корнею, похороненными здесь (чтение фрагмента повести стр.61).
V. Вывод:
- Чувство причастности к судьбе своего народа помогло Марии понять, что её горе – это капля в море горя народного. И это сделало героиню сильной, помогло ей выжить.
- Ребята, сейчас ответственный момент урока – исследование подвига Марии и природы этого подвига: он значителен и глубоко человечен. Мария становится матерью всего живого. Об этом рассказывают эпизоды: (далее анализ эпизодов)
Возращение и спасение животных;
Усыновление детей из Ленинграда;
Попытка спасти раненого мальчика;
Рождение сына. В сцене «Рождение сына» Мария предстаёт как Матерь Человеческая», образ Марии приобретает глубокий символический смысл.
- Как вы оцениваете рассуждения Марии о жизни и смерти двух юношей: русского Славы и немца Вернера Брахта? (чтение фрагмента повести стр. 76-77)
Ответы ребят:
- бессмысленна гибель Вернера Брахта. Он умирает в погребе полураздавленный, недобитый гадёныш.
- жизнь и смерть молодого политрука Славы прекрасны. Он погибает в бою, прикрывая отход товарищей. У него и мёртвого невозможно было отнять оружие.
Учитель:
- У главной героини большое и доброе сердце. Измученное морально и физически, она не остаётся равнодушной к горю других. (эпизод с ленинградскими детьми: их было 18, осталось – 7человек).
- Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей, и не только их, а всех детей вообще. Это чувство особенно обострилось у Марии, когда она родила сына (чтение отрывка повести).
- Заголовок повести В. А. Закруткина «Матерь Человеческая» имеет глубокий символический смысл:
В таких тяжелейших условиях выживания, она не дала погибнуть крохотной искорке жизни, которая была в ней;
Она (Мария) мать своего ребёнка;
Она – мать осиротевших детей (Алёша – первый назвал её мамой, а потом и все остальные дети);
Она – мать всему живому на Земле – Матерь Человеческая
- Пока есть такие матери, жизнь не исчезнет на Земле, так как она Матерь всего Человечества…
«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!»
Муса Джалиль.
«Ты – женщина – источник и звезда,
Таинственна, прекрасна и горда.
Ты пламя очага,
Тепло семьи и дома,
Ты – свет, что на Земле не гаснет никогда…»
- Какие мысли чувства вызвала у вас эта повесть? (далее высказывания учащихся)
Ответы ребят:
- эта повесть учит силе духа и мужеству;
- доброта и гуманность делают человека – человеком;
- люди добрые, щедрые душой достойны всеобщего признания и любви;
- эта повесть об огромной любви к жизни, земле, людям;
- повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в невыносимых обстоятельствах;
Отношения детей к своим матерям;
Книга напоминает людям о том, что несёт война. Об этом надо знать, помнить, чтобы война никогда не повторилась.
*Далее звучит песня «Бухенвальдский набат».
Учитель:
- Чем заканчивается повесть и история жизни Марии? (Марию находят разведчики, и она рассказывает историю своей судьбы, чтение фрагмента повести стр. 93)
Заключительное слово учителя:
- Никто не остался равнодушным, все высказали свою точку зрения. Учащиеся убедились, что Мария совершила самый великий подвиг: она сохранила жизнь на Земле вопреки смерти. Автор убедительно показывает, что все муки, которые претерпела простая русская женщина Мария, все подвиги, которые она совершила, ничуть не высоки и прекрасны, чем те, за которые люди воспевали и восславили в веках библейскую Мадонну. Культ Мадонны В. А. Закруткин противопоставил культу женщины – труженицы, Матери Человеческой.
Высказывания гостей урока:
- Работа над повестью была очень полной во многих отношениях:
Учащиеся познакомились с новыми для них страницами ВОВ;
Углубили своё представление о природе подвига;
Пережили восхищение нравственной красоты Матери Человеческой;
Упрочились навыки анализа эпизодов;
В ходе обсуждения звучали песни и стихи о войне (из «Реквием» Р. Рождественского, стихи М. Исаковского «Русской женщине»)
- предлагаем оценку за ведение урока – отлично – «5» (присутствующие гости библиотеки района оценивают урок)
Учитель:
- В. А. Закруткин в 1970 году был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького за повесть «Матерь Человеческая». Писатель награждён 4 орденами и медалями
- На уроке русского языка на следующий день дети писали изложение с элементами сочинения «Матерь Человеческая» о Анастасии Кузьминичне Куприянцевой ставшей прообразом Матери пятерых сыновей, ушедших на войну и не вернувшихся домой.
Используемая литература при подготовке к уроку:
Текст повести у каждого обучающегося в классе.
Стихи о войне, песни.
Статьи из газет, журналов. Районная газета «Вперёд».
Рисунки, статьи, иллюстрации ребят к произведению.
Выставка книг о войне.
Книга Памяти РК.
Картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Журнал «Литература в школе»
Материалы, взятые со страниц в интернете.
Памятники Матерям (из журналов)
Иллюстрации В. Алексеева к повести «Матерь Человеческая»
Фрагменты из изложений с элементами сочинения учащихся 9 «В» класса о повести «Матерь Человеческая»
- … В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись вглубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и сынок Васютка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка…
- …События повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненую фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашисты захватчиками. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить дальше…
- …Испытываю жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене…
-…Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку сына, Саню, Вернера Брахта – молодого немца совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор…
- …Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, сто она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей всего мира…