Конструкт урока ИЗО. рисование в технике тинга-тинга

КОНСТРУКТ УРОКА ИЗО
Тема: «Картина особый мир. Картина-пейзаж. Мир в картине»
Учебный предмет: изобразительное искусство
Ф.И.О. учителя: Парамонова Ольга Николаевна
Класс: 3
Автор программы учебного курса: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство 3 класс». М., 2012.
УМК «Школа России»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
Закрепить знания учащихся о  понятии «Пейзаж». Обучить рисованию в нетрадиционной технике – Тингатинга; раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Развивать бережное, ответственное, уважительное отношение к природе (умение видеть красоту природы через живопись, развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса детей).
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении за природой Африки, основываясь на содержании знакомых произведений.
Углублять навыки работы красками и другими материалами. Прививать любовь к природе, к изобразительному искусству.
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: Музыкальный фрагмент: «Африканская мелодия», отрывок из мультфильма «Тинга Тинга – страна Африканских мифов», презентация, музыкальная физкультминутка «Путешествие в Африку». Для учащихся - листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. Экран, проектор, компьютер.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия

1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности. 3 мин.

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, сначала окажем им внимание. Поприветствуем их. (Слайд 1)
Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Пусть в нашем доме вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что наши гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.

В Африке, в стране Тунис, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» таков смысл этого приветствия.
Поприветствуйте так своего соседа по парте.
-Ребята, а чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Подготовка класса к работе.







Дети приветствуют гостей



Приветствуют друг друга





Рассказывают о своих ожиданиях.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация опорных знаний учащихся. 3 мин.

Ребята, уже почти 3 года на уроках ИЗО вы знакомитесь с основными понятиями и названиями в изобразительном искусстве.
Посмотрите внимательно на экран и скажите, к какому жанру можно отнести работы художников?
Портрет (СЛАЙД 2, 3,4, 5, 6, 7)
Натюрморт ( Слайд 8, 9, 10, 11, 12, 13)
Пейзаж (Слайд 14, 15, 16 17, 18, 19)
Определяют, какие жанры изобразительного искусства представлены на экране.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.


3. Формулирование темы и задач урока. Планирование деятельности. 5 мин.
Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней.
А сейчас внимательно посмотрите на эти пейзажи и определите, в какой местности они написаны? (показываю пейзажи Африки, автор Ю. Мещерякова) (Слайд 20, 21)
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
- Чему мы будем учиться на уроке? Совершенно верно, мы будем рисовать африканский пейзаж.

- Ребята, у многих народов есть свои техники рисования, свои росписи.

-Какие росписи русских мастеров вы знаете? (Слайд 22, 23, 24)

Сегодня мы их будем учиться рисовать в необычном стиле. Такая техника рисования носит название Тингатинга. Она получила название по имени основателя направления африканца из племени Макуа Эдуарда Саиди Тингатинга. (Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30)
Формулируют тему урока, задачи урока













Хохлома, гжель, Жостово, Палех, Полхов – Майданская роспись и многие другие.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

4. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний. 5 мин.

Ребята сейчас посмотрите на экран (показываю заставку к мультфильму Тинга Тинга). Авторы этого мультфильма работали в технике Тингатинга.

- Каких животных вы увидели на экране? Молодцы, вы очень наблюдательны.

-А какие растения Африки вы знаете?
Самые известные деревья – это баобаб и финиковая пальма. (Слайд 31)
Баобаб. Считается, что они могут жить до 5 тысяч лет. Диаметр ствола превышает 10 метров. Только 15–20 человек, взявшись за руки, могут обхватить это дерево.
Финиковая пальма – королева пустыни. Это мощное и стройное дерево высотой 20–30 метров. Из древесины делают двери, столбы, листьями покрывают хижины, из волокон плетут корзины. Но главное богатство – финики. Их едят сырыми, жареными, вялеными. Размолотые финиковые косточки идут на корм скоту.
Просматривают отрывок мультфильма, называют животных Африки.












Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные:
моделирование,
построение логической цепи рас-
суждений, доказательство,
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичная проверка понимания. 2 мин.















- Как вы думаете, из чего может состоять африканский пейзаж?
- Сегодня мы будем рисовать необычным способом. Вспомните, какая техника нам поможет более точно передать красоту Африки.

Итак, для урока я просила приготовить вас листы с фоновой растяжкой цвета. Внизу листа должен быть желтый цвет, в середине – оранжевый, а вверху – красный. Лист бумаги может располагаться и вертикально, и горизонтально. Это зависит от желания художника.


Из изображения деревьев, животных, птиц, насекомых.





Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия
способов и условий действия;



Физкультминутка «Путешествие в Африку» 2 мин.


Физкультминутка проводится учеником класса. Использую авторскую музыкальную физкультминутку «Путешествие в Африку» Пушковой И.В.






Учащиеся выполняют движения, повторяя за подготовленным учеником.


6. Творческая работа. 15 мин.
- Вы должны правильно определить композицию своего рисунка. Выберите шаблон животного, которое будете рисовать. Разместите его на своем листе. Обведите тонкой линией карандашом и полностью раскрасьте (в зависимости от выбора животного) (Слайд 32)
Рядом с животным нарисуйте баобаб, пальму или невысокий кустарник.

А теперь начинается самое интересное. Теперь начинаем оживлять свой рисунок. Для этого нам понадобится белая краска. Тонкой кисточкой аккуратно и очень осторожно прорисовываем изгибы ствола дерева, обводим листочки, рисуем точки и волны на коре дерева. Оживляем траву, добавляя белый цвет в рисунок. (Слайд 33)
То же делаем и с фигуркой животного. Не забудьте прорисовать глаза, нос на мордочке.
(Слайд 34)
- Музыка поможет нам лучше почувствовать красоту африканской природы?
Включаю «Африканскую мелодию»
Выбирают шаблон животного. Располагают его на листе бумаги, обводят карандашом, раскрашивают гуашью.

Рисуют дерево



Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей педагог следит за правилами работы с гуашью.



Да, конечно, она созвучна картинам природы.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.


Рефлексия деятельности
(итог урока) 3 мин.
- Продолжите предложения: Слайд 35
- Я сегодня смог (ла)
- А у меня не получилось
- Я и не подозревал(а)
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Придумайте название своим рисункам.
Свои работы вы можете поместить в рамочку и повесить у себя в комнате или подарить своим родным и близким людям.
Слайд 36
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Рисовать пейзаж в технике Тингатанга
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.




15