Смысловое чтение к уроку «Методы изучения организма человека. Основные пути диагностики и лечения заболеваний» 8 класс


К уроку «Методы изучения организма человека. Основные пути диагностики и лечения заболеваний» 8 класс
Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, и выполните задания (1-4)
Текст «Методы исследования »
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке./
В первую группу входят:1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) позволяет изучать строение и топографию органов;/2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;/3) метод распиливания замороженных трупов разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;/4) метод коррозии применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;/5) инъекционный метод заключается во введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др./ 6) микроскопический метод используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение./
Ко второй группе относятся:1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;/2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;/3) антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;/4) эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат./
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др./ Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов./Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок — катетеров — вводят различные лекарственные средства./Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения./Широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро, - микроэлементов и др.)./ Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.
Задание 1. Выберите верный ответ:  
Какой метод относится к первой группе:
А. фистульный
Б. соматоскопический
В. антропометрический
Г. инъекционный
Задание 2. Переведите текст в таблицу «Методы исследования».
Группа Метод Характеристика метода
Задание 3. Перечислите З наиболее значимых метода, которые используются на современном этапе развития человечества? Какие методы в последние десятилетия нашли широкое применение в физиологических исследованиях?

Задание 4. Докажите, что без знания и применения методов невозможно осуществлять изучение человека.
Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания
Ответы Критерии оценивания
Задание 1
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с правильными вариантами ответов.
Ответ: Г 1 балл – правильный ответ.
Комментарий: Из всех перечисленных методов необходимо определить тот метод, который относится к указанной в задании группе.
Задание 2
Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица).
Элементы ответа: см .приложение 1
1 балл- текст переведен в схему верно; правильно указаны группа, методы, обозначена их характеристика;
2 балла – правильно и неполно указана характеристика;
3 балла – ответ верный, согласно эталону.
Комментарий: Во втором и третьем абзацах текста полно описываются группы методов, а также инструментарий, который может применяться, это становится ясно при прочтении текста.
Задание 3
Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
Ответ:
1. компьютерная томография
2. ультразвуковая эхолокация
3. инструментальные методы 1 балл – ответ дан частично на первый вопрос, приведена одна группа методов
2 балла - ответ дан полностью на первый вопрос, обозначены оба метода
3 балла – ответ дан на все два вопроса, отмечены все методы.
Комментарии: В четвертом абзаце текста говорится о современных методах изучения организма человека, а также, какие методы наиболее применяемы в физиологических исследованиях.
Задание 4
Деятельность: Анализ текста и таблицы, формулировка вывода или обобщение полученной информации.
Ответ: Прочитав текст и проанализировав данные таблицы видно, что:
-применяются как традиционные методы, так и современные методы изучения организма человека;
- в последние десятилетия широкое применение получили новые методы изучения организма человека, то на сегодняшний день имеют наиболее важное практическое значение;
1 балл – перечислен один аргумент;
2 балла – названы все два аргумента
Комментарии: На основе тестового материала и последних абзацев можно сделать вывод об усложнении методов исследования по сравнению с традиционными методами изучения организма человека, представленные в двух первых группах.

Итого: 9 баллов
Перевод баллов в отметку.
8-9 баллов - отметка «5»
6-7 баллов - отметка «4»
5 баллов – отметка «3»