Использование опорных схем-конспектов и технологии мастерских на уроках литературы в старших классах

Грицай О.П.
Использование опорных схем-конспектов и технологии мастерских на уроках литературы в старших классах
ГБПОУ Колледж судостроения и прикладных технологий
(г. Санкт-Петербург)
Уже несколько лет я использую такой прием в проведении уроков литературы, как опорные схемы-конспекты. Схематическая наглядность – важнейший фактор активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и интенсификации обучения.
Опорные схемы-конспекты дают возможность излагать новую тему укрупненными, логически завершенными частями. Подача материала крупным блоком освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практических работ на уроках [1].
В ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации способствует лучшему запоминанию, чем линейно-текстовое изложение; а также установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа – анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала.
В использовании ОСК просматривается сходство с подходом В.Ф. Шата-, лова, кратко сформулировавшего суть своего метода так: «Я обратил внимание на мысль, логику, только и всего».
Научившись рассуждать по готовому образцу-схеме, ученики самостоятельно объясняют материал с помощью ОСК. Даже когда работают без схем-конспектов, в их памяти сохраняется зрительный образ схемы, конкретизирующий и направляющий ход внутренних рассуждений.
Как я работаю с ОСК? Первый этап – работа с текстом произведения или лекция учителя. Второй этап – объяснение по опорной схеме-конспекту. Третий этап – учащиеся записывают ОСК в тетради. Четвертый этап – учащиеся записывают пояснения к опорной схеме-конспекту.
На своих уроках я стараюсь развивать творческие способности учащихся, умение творчески мыслить, в образной форме выражать свои суждения.
Эти цели привели меня к проведению мастерских по литературе. Мастерская – это та педагогическая технология, которая основывается на целях: ученик должен действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.
Существуют мастерские разных типов: построение знаний, творческого письма, ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию. Могут быть и мастерские смешанного типа.
Особенностью мастерских является то, что они акцентируют внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве [2].
Мастерская построения знаний и творческого письма.
(По драме А.Н. Островского «Гроза»)
Участников мастерской можно посадить по группам (четыре группы по 5-8 человек вокруг стола).
Ход мастерской
1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникающие в этот момент.
2. В своих группах прочитайте друг другу, что вы записали и запишите возможные впечатления.
II. 1. Обсудите в группе и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры из текста пьесы.
2. Приготовьтесь выступать от группы.
3. Выступление групп.
III. 1. Перечитайте предложенные группе фрагменты пьесы и обсудите: прав ли Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства»?
2 . После чтения и обсуждения записываются выводы.
3. Задания всей группе: запишите, что такое темное царство (определение и указание признаков)
4. Предложения прочитываются в группе и составляется одно общее определение.
5. Группа представляет свое определение, подкрепляя краткими цитатами.
IV. 1. В сюжете – гибель главной героини, а Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее». Запишите и обсудите все возможные вопросы к той мысли Добролюбова.
Группа выбирает один лучший вопрос и отвечает на него.
Выступление со своим ответом от группы.
V. 1. На специальных отдельных листах создание текста-миниатюры на темы: 1) Почему они такие?
2) Гроза бы здесь не помешала
3) Послание местного священника Савелу Прокофьевичу Дикому.
4) Июль 1859 года я провела в городе Калинове (Письмо гимназисту в Петербург)
2. Чтение написанных тестов по желанию.
Чтобы сделать новый материал доступным, легко воспринимаемым и запоминаемым, я пришла к составлению и использованию на уроке опорных схем-конспектов; желание развивать творческие способности учащихся привели к мастерским.
Литература:
Л.С. Егорока. Использование опорных конспектов на уроках литературы // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: areal.ru/metodic-material.php?14373
Т.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе. 10-й класс. Методическое пособие; Санкт-Петербург: Паритет. - 2004. - 4 с.