Брошюра по поисковой теме Использование опорных конспектов и схем на уроках


В. Ф. Шаталов - учитель - новатор ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович родился в 1927 г. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена "Николая Чудотворца" за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы (Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. лауреат премии Сороса, почетный президент итальянской ассоциации "Данте Алигьери".  Виктор Фёдорович Шаталов — народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы (Указ Президента России № 1552 от 19 ноября 2007 года), заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий. Он — автор более 30 книг, которые переведены на 17 языков мира. Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы.
По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент.. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся время» используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2. Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Методика преподавания по В.Ф.Шаталову По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический.0 В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.
1.В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения:
а) принцип успеха и оптимизма;
б) принцип бесконфликтности;
в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе) 2.Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности.
Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):1)развернутое объяснение учителя;2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.7) Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах.
3.Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов:
повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. 4.Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Оглавление учебника и тезисы урока — опорный конспект. Он представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами».
Удачная схема — находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы..Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Школьники обходятся без дневников и традиционных домашних заданий. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь сделать самому — быстрее и приятнее. Система Шаталова даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.
Использование элементов методики Шаталова В.Ф. в преподавании.  Опорные сигналы. Методика создания.Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов.
2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно- следственные связи.
 3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов.4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере. 7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в цвета. Этапы работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф. 1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5.Объедините сигналы в блоки.6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.7.Выделите значимые элементы цветом. Из личного опыта использования элементов методики В.Ф. Шаталова В своей педагогической деятельности на протяжении многих лет использую элементы методики В.Ф. Шаталова. К выводам, что данная методика наиболее  эффективна, привели наблюдения за учащимися.
Большинство современных школьников-  визуалы  и следовательно развитие зрительной памяти доминирует. Создавая на уроке вместе с учащимися опорный конспект мы задействуем все виды памяти, что оптимально для детей. Опорный конспект помогает «освежить» новый материал при выполнении домашнего задания, быстро осуществить повторение изученного на уроке, является подсказкой для родителей , которые желают помочь ребенку.  
Многолетний опыт показал, что большинство  учеников  хранят опорные конспекты  за все предыдущие годы обучения и порой не расстаются с ними и после окончания школы.  Каждый ученик ведет в течение года тетрадь с опорными конспектами, хорошо в ней ориентируется, быстро находит материал по заданной теме.  Стремлюсь сделать каждый опорный конспект максимально понятным даже « слабому» ученику.
Конспект должен служить подсказкой при решении практических заданий по данной теме. Ученики пользуются опорными конспектами на уроке, во время самостоятельной работы, при выполнении домашней работы. Учебный материал таким образом многократно повторяется , что способствует его прочному запоминанию.
М.Ломоносов : «Все науки в грамматике нужды имеют».
Опорные схемы и конспекты по русскому языку

Имя существительное
Имя существительное – это часть речи предмет обозначает и на вопросы кто? что? отвечает.
Группы существительных по значению:
предметы (дверь, окно);
живые существа (человек, птица, зверь);
явления природы (слякоть, снег, ветер);
события (праздник, поход);
процесс действия (бег, рост);
абстрактные понятия (доброта, дружба).
Имя существительное в предложении бывает:
Главным членом (подлежащим) и второстепенным членом.
Наступила золотая осень. Ребята писали сочинение на уроке.
1943100170180бывают00бывают-571500504190одушевлённые00одушевлённые800100504190неодушевлённые00неодушевлённые2857500504190нарицательные00нарицательные4457700504190собственные00собственные80010028003500800100280035001143003943350011430039433500148590039433500342900028003500468630028003500365760039433500365760039433500525780039433500262890039433500
кто? что? имена людей, клички живот.,
врач мяч географические названия.
девочка Света
228600140335трёх родов
00трёх родов
-571500597535м.р.
00м.р.
457200597535ж.р.
00ж.р.
1485900597535ср.р.
00ср.р.
10287005314950016002002501900091440036893500160020036893500-114300368935003657600140335имеет 3 склонения
00имеет 3 склонения
28575005975351 скл.
001 скл.
40005005886452 скл.
002 скл.
50292005886453 скл.
003 скл.
445770053149500434340036893500514350036449000331470036893500
(он, мой) (она, моя) (оно, моё) м.р., ж.р. м.р., ср.р. ж.р.
5486400323850041148003238500 клён сосна перо - а, -я - ,-о,-е - ь,-
папа ель солнце
Чтобы определить РОД имени сущ., ставим Чтобы определить СКЛОНЕНИЕ нужно:
в нач. форму (И.п., ед. ч.) + местоимение. 1. Поставить сущ. в И.п., ед.ч.
В блокноте – И.п. что? блокнот (он, мой – м.р.) 2. Определить род
За деревом – И.п. что? дерево (оно, моё – ср.р.) 3. Выделить окончание


Ь –знак после шипящих

ь пишется – ж.р. : мышь, дочь
ь не пишется – м.р. : врач, товарищ
Таблица падежных окончаний
Падежи 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Именительный
(кто? что?) -а, -я -- -о, -е --
Родительный
(кого? чего?) -ы, -и -а, -я -и
Дательный
(кому? чему?) -е -у, -ю -и
Винительный
(кого? что?)
-у, - ю -а, -я -о, -е ___
Творительный
(кем? чем?) -ой, -ей -ом, -ем -(ь)ю
Предложный
(о ком? о чем?) -е -е -и
Схема разбора имени существительного
(морфологический разбор)
Часть речи
Начальная форма (И.п., ед.ч.)
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Род
Склонение
Падеж
Число
Член предложения
Имя прилагательное
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?
В предложении бывает определением.
Высокая ель росла в дремучем лесу.
-11430071120 Изменяется
по числам
по родам
по падежам
Ед. ч
Мн. ч
м. р
ж. р
ср. р
00 Изменяется
по числам
по родам
по падежам
Ед. ч
Мн. ч
м. р
ж. р
ср. р


какой? какие? какой? какая? какое?
какая? - ые - ой - ая - ое какое? - ие - ый - яя - ее
- ий937260203835Склонение имён прилагательных
прилагательных00Склонение имён прилагательных
прилагательных
3318510198121ж.р.
00ж.р.
2061210198120ср.р.
00ср.р.
461010198120м.р.
00м.р.

469011012065мн.ч.
00мн.ч.

434340021907500297180021907500021907500171450021907500
И.п. какой? - ой, -ый, -ий какое? -ое, -ее какая? –ая, -яя какие? -ые, -иеР.п. какого? –ого, -его какой? -ой, -ей каких? –ых,-их
Д.п. какому? -ому, -ему какой? -ой, -ей каким? –ым, -им
17145005778500В.п. какой? - ой, -ый, -ий какое? -ое, -ее какую? –ую,- юю какие? -ые, -ие (с неодуш)
каких? –ых,-их(с одуш)
Т.п. каким? -ым, -им какой? -ой, -ей какими? –ыми, -ими
П.п. о каком? - ом, -ем о какой? –ой, -ей о каких? – ых, -их
Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).
На тонких3 ветках берёзки сверкал иней.
2971800-190500Часть речи. На тонких (на каких?)- прилаг.
К какому существительному относится. На тонких ветках
Род, число, падеж. Мн.ч., П.п..Член предложения. Определение.
Местоимение
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Личные местоимения имеют 3 лица
3 лица личных местоимений
лицоед. число мн. число
1-е лицо ямы2-е лицо тывы3-е лицо он, она, оно ониЛичные местоимения изменяются по числам, по падежам
Местоимения 3-его лица ед. числа по родам
Склонение личных местоимений
И.п. ятыононаономывыониР.п. менятебяегоеёегонасвасихД.п. мнетебеемуейемунамвамимВ.п. менятебяегоеюегонасвасихТ.п. мнойтобойимей(ею) имнамивамиимиП.п. обо мне о тебе о нём о ней о нём о нас о вас о них
В предложении могут быть:
подлежащимдополнениемобстоятельством-22860079375Правописание личных местоимений с предлогами
00Правописание личных местоимений с предлогами

-34290018351500
Местоимения с предлогами пишется раздельно: за мной, с тобой.
После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н: от него.
Схема разбора местоимения (морфологический разбор).
Ребята говорили о нём3.
2971800-190500 1. Часть речи. О нём (о ком? ) – мест.
2.Начальная форма (И.п., ед.ч.) Н.ф. – он
3.Лицо 3-е лицо
4.Падеж, число, род (если есть) П.п., ед.ч., м.р..
5.Член предложения. Дополнение.
Глагол
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
В предложении бывает сказуемым.
Например : Ярко светит солнце.
146113527940
Начальная форма – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы:
что делать, что сделать? -ть, -ти, -чь, -ться21088356985бываютбывают
12230101905003842385190500
3470910194310совершенного видаЧто сделать? прилететь
0совершенного видаЧто сделать? прилететь
137160194310несовершенного видаЧто делать? лететь
0несовершенного видаЧто делать? лететь

184785101600изменяетсяпо временам
по числам
настоящеевремячто делает?
летитбудущее
времяпрошедшеевремяЕд.ч.
летитМн.ч.
летятпростоечто сделает?
улетитсложноечто будет
делать?
будет летать
изменяется по родам
м.р. что делал? леталж.р. что делала? леталаср.р.что делало? летало
0изменяетсяпо временам
по числам
настоящеевремячто делает?
летитбудущее
времяпрошедшеевремяЕд.ч.
летитМн.ч.
летятпростоечто сделает?
улетитсложноечто будет
делать?
будет летать
изменяется по родам
м.р. что делал? леталж.р. что делала? леталаср.р.что делало? летало

Не с глаголами пиши отдельно! Не брал, не играл
Спряжение глаголов
Лицо
1-е спряжение 2-е спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1 лицо
-у, - ю - ем -у, - ю -им
2 лицо
-ешь -ете-ишь -ите3 лицо
-ет-ут, -ют -ит-ат, - ятеинеопределеннаяформа глагола все глаголы на
-ть, -еть, -ать, -ыть, -уть, отьвсе глаголы на
-итьглаголы - исключения
брить,
стелить,
зиждитьсягнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, вертеть, смотреть, зависеть, терпеть
Схема разбора глагола (морфологический разбор).
Часть речи.
Начальная форма ( неопределенная форма)
Вид
Спряжение
Число
Время
Лицо (если есть)
Род (если есть)
Член предложения.
Разбор предложения по членам предложения и частям речи
Части речи
Самостоятельные
Служебные
Имя сущест-
вительноеИмя при-
лагатель-
ноеГлагол Место-
имениеЧисли-
тельноеНаречие Предлог Союз
обозначаетпредметобозначаетпризнакпредметаобозначаетдействиепредметауказывает на пред-
меты, но не назы-вает их обозначаетколичествопредметовчисло, по-
рядок пред
метов при счете обозначаетпризнакдействия,
качестваслужитдлясвязислов в
предло-
жениислужитдлясвязи
членовпред-
ложе-
ниякто?что? какой?
какая?
какое?
какие?
чей? что делать?
что сделать? сколько?
какой?
которыйпо счету? когда?
где?
куда?
откуда? в,на, о,к, по
при,занад, из
…. и, а, но, да
с. п. г. м. ч. н. пр. сЧлены предложения
Главные Второстепенные
Подлежащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельство
О чем или о ком
говорится в
предложенииЧто говорится о подлежащем Обозначает признак предмета Обозначает предмет Обозначает место, время, причину,
образ действия
кто?
что? что делает?
что сделает? какой?
чей? отвечает на
косвенныхпадежейкогда? как?
где? почему?
куда? откуда?

Звуки и буквы
Буквы, обозначающие гласные звуки
аоуэы яёюеиобозначают твердость согласных
звуков после которых следуют
обозначают мягкость согласных
звуков после которых следуют
я ё ю е –обозначают 2 звука, если стоят
после гласных,
в начале слова,
после разделительных Ь и Ъ знаков
Гласные звуки бывают ударные и безударные
[ а ] , [ о ] , [ у ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ]
Буквы, обозначающие согласные звуки
парныер л м н й б в г д ж з п ф к т ш с х ц ч щ
звонкиеглухие
бывают мягкие и твердые
Запомни! Всегда твердые ж, ш, ц
Всегда мягкие й, ч, щ
Ь, Ъ не обозначают звуков
Фонетический разбор слова
Напиши слово, поставь ударение
Определи, сколько в слове слогов Например:
/сколько гласных букв, столько и /
слогов/ Яма – 2 слога
Гласные звуки : ударные и я -[ й ] - согл.,непар.,зв.,мягк.
безударные [ а ] - гл., уд.
Согласные звуки : парные и м-[ м ] - согл.,непар., зв., тв.
непарные, глухие и звонкие, а -[ а ] – гл., безуд.
мягкие и твердые ---------------------------------------
Количество букв, звуков 3 буквы, 4 звука
Состав слова
9366258445567945084455 - ПРИСТАВКА
74612519431005746751943105746758953500 - КОРЕНЬ
- СУФФИКС
6985003810 - ОКОНЧАНИЕ
Корень – общая часть родственных слов,
значимая часть слова.
Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем
и служит для образования новых слов.
Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня
и служит для образования новых слов.
Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи
слов в предложении.
Основа слова- всё, что без окончания.
Разбор слова по составу

Прочитай слово. Измени его по вопросам.
Выдели окончание и основу.
Подбери несколько родственных слов.
Выдели корень.
Укажи приставку.
Назови слова с такой же приставкой.
Укажи суффикс.
Подбери слова с таким же суффиксом.
Математика-
гимнастика ума.
Опорные схемы по математике
Порядок действий
( )
· и : - по порядку слева направо
+ и – по порядку слева направо
3 1 4 2 5
18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50
-34290033782000
Выполнение действий
Увеличить на … единиц +
Уменьшить на … единиц -

354330010795004229100220345-
00-
На сколько меньше -
На сколько больше
Увеличить в … раз ·
Уменьшить в … раз :33147007429500411480022415500Во сколько раз больше :Во сколько раз меньше ::Цена, количество, стоимость
15081251282700
C
:
Ц ∙ К
С – стоимость ( тг ) С = Ц ∙ К
Ц - цена ( тг ) Ц = С : К
К – количество ( шт. ) К = С : Ц

Скорость, время, расстояние
16954501485900
S
:
υ ∙ t

S – расстояние (см, м, км ) S = υ ∙ t
t - время ( сек, мин, ч ) t = S : υ
υ – скорость (см/с , м/мин, км/ч) υ = S : t
СУММА
1 слагаемое + 2 слагаемое = значение суммы
2 + 3 = 5
сумма От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
а + в = в + а
Самое большое число в сумме – сумма.
Сумма равна одному из слагаемых, если другое равно нулю.
Например: 4 + 0 = 4

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы
3136900147955Слаг + Слаг00Слаг + Слаг вычесть известное слагаемое.
Например:
5 + х = 8 С
4150360173355 Х = 8 – 5
Х = 3
5 + 3 = 8
8 = 8
РАЗНОСТЬ
уменьшаемое - вычитаемое = значение разности
5 - 3 = 2
разность Самое большое число в разности – уменьшаемое.
Уменьшаемое равно разности, если вычитаемое равно нулю.
Например : 8 - 8 = 0
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к
вычитаемому прибавить разность.
287782063500В Р
00В Р
Например:
Х – 3 = 5
Х = 3 + 5У
3946525193040034131251930410 Х = 8
8 – 3 = 5+
5 = 5

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из
уменьшаемого вычесть разность.
Например:
8 – х = 5 Х = 8 – 5
Х = 3
8 – 3 = 5
5 = 5
УМНОЖЕНИЕ
1 множитель ∙ 2 множитель = значение произведения
2 ∙ 3 = 5
произведение От перестановки множителей произведение не меняется.
а ∙ в = в ∙ а
Произведение равно нулю, если один их множителей равен 0.
а ∙ 0 = 0
Произведение любого числа на единицу равно самому числу.
а ∙ 1 = а
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно
произведение разделить на известный множитель.
2803525116840Мн ∙ Мн00Мн ∙ Мн Например:
Х ∙ 3 = 6
Х = 6 : 3 Пр Х = 2
2 ∙ 3 = 6: :
6 = 6

ДЕЛЕНИЕ
делимое : делитель = значение частного
6 : 3 = 2
частное а : а = 1; 0 : а = 0 ; а : 1 = а ; на 0 делить нельзя!

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель
умножить на частное.
327660066040Д-ль ∙ Ч
00Д-ль ∙ Ч
Например:
Х : 3 = 2
Х = 3 ∙ 2Д-ое Х = 6
6 : 3 = 2: :
2 = 2

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое
разделить на частное.
Например:
6 : х = 2
Х = 6 : 2
Х = 3 6 : 3 = 2
2 = 2
ПЕРИМЕТР ( Р ) –
это сумма длин сторон какой- то геометрической фигуры.
Периметр фигуры измеряется в : мм, см, дм, м
Периметр прямоугольника : P = ( а + в ) ∙ 2
Например:
а = 3 см Р = ( а + в ) ∙ 2
в = 4 см Р = ( 3 + 4 ) ∙ 2= 14 (см)
Р - ? см Р = 14 см
Сторона прямоугольника : а = Р : 2 – в
Например:
а = 5 см в = Р : 2 – а
Р = 16 см в = 16 : 2 – 5 = 3 (см)
в - ? в = 3 см
Периметр квадрата : Р = а ∙ 4
Например:
а = 7 см Р = а ∙ 4
Р = ? см Р = 7 ∙ 4 = 28 (см)
Сторона квадрата : а = Р : 4
Например :Р = 32 см а = Р : 4
а - ? см а = 32 : 4 = 8 (см)
Площадь ( S ) –
это внутренняя часть какой- то геометрической фигуры.
Периметр фигуры измеряется в : мм², см², дм², м², а, га
Площадь прямоугольника : S = а ∙ в
Например :а = 3 см S = а ∙ в
в = 4 см S = 3 ∙ 4 = 12 (cм² )
S - ? см S = 12 см²
Сторона прямоугольника : а = S : в
Например:
а = 6 см в = S : а
S = 18 cм в = 18 : 6 = 3 (см)
в - ? см в = 3 см
Площадь квадрата : S = а ∙ а
Например:
а = 3 см S = а ∙ а
S - ? см S = 3 ∙ 3 = 9 (cм² )
S = 9 см²
Использование
опорных конспектов и схем
на уроках
Урок русского языка . 3 класс.
Тема : « Имя прилагательное»
Цели: развивать память, мышление, связную речь учащихся;
воспитывать интерес к предмету, культуру письма;
обобщить знания о имени прилагательном, формировать умения определять род прилагательных, склонять их, делать разбор предложения.
Форма урока: урок-игра.
Технологии обучения: игровая, работа с опорной схемой по Ф.Шаталову.
Ход урока.
1.Организация урока. Психологический настрой на урок.
Солнце просыпается,
Людям улыбается.
Раз, два, три – улыбнись и ты.
(повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи)
-Ребята, настроение – важный момент в нашей жизни. Пусть у вас будет прекрасное настроение на уроке.
2.Тема урока.
-Отгадайте загадку :Определяю признак предмета,
Предметы со мною весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
-О какой части речи говорится в загадке?
-Что такое имя прилагательное?
-Цель нашего урока : обобщить знания по теме «Имя прилагательное».
На уроке вы должны быть внимательными, активными и аккуратными.
-Сейчас я прочитаю загадку, а вы доскажите словечко:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня….(весна)
-Весна пришла к нам на урок. Но что случилось, почему весна загрустила?
(Тучки солнышко закрыли.)
-Давайте поможем стать весне радостной. Наши тучки непростые, на каждой из тучек задания. Выполняя эти задания, мы будем открывать солнышко.
3.Чистописание.
-Открываем тетрадки, записываем число, прописываем показ букв.
-Что за цепочка букв? (Это окончания имен прилагательных в И.п.)
ойыйий аяяя оеее ыеие4.Основная часть урока.
1)Работаем по заданию первой тучки.
Род имени прилагательного.
Задание на доске: заменить подчеркнутые существительные именами прилагательными.
Зелень травы, солнце весны, цветок на лугу.
-Запишите эти словосочетания в тетрадь, определите род прилагательного, выделите окончания. Один ученик работает у доски.
(Зелёная трава, весеннее солнце, луговой цветок.)
-Что проверяем в словах зелёная, трава, весеннее, цветок? А в слове солнце?
(Безударную гласную. Непроизносимую согласную. Подберите проверочные слова.)
-С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как определить род прилагательных?
Задание первой тучки выполнили, открываем солнышко.
-Как еще изменяются имена прилагательные? (по числам и падежам)
2) Работаем по заданию второй тучки.
Число имени прилагательного.
-Прилагательные бывают какого числа : ед. и мн.
Задание в учебнике:
Открываем учебники страница 141 У.318.
-Прочитайте стихотворение и найдите имена прилагательные множественного числа.
-Какой вопрос ставим к прилагательным множественного числа, какие окончания они имеют в И.п.?
-Зачем нужны имена прилагательные в речи?
(Делают нашу речь красивой, точной, выразительной.)
Задание второй тучки выполнили, открываем солнышко.
3)Работаем по заданию третьей тучки.
Склонение имен прилагательных.
-Открываем учебник на странице 175 , читаем стихотворение «Приключение зелёного листа».
-Определите ,в каком падеже стоит словосочетание зелёный лист?
-Как определить падеж прилагательного?
Проверка задания.
-Словосочетание какого рода изменялось по падежам? (м.р.)
-Прилагательное какого рода склоняется также как и мужского, но различаются только вопросами и окончаниями в И. и В. падежах? (ср.р.)
-В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (Р.,Д., Т., П. падежах)
Работа на листочках.
Задание: просклонять прилагательные.
1 вариант: доброе утро
2 вариант: тёплая весна
-Много примет у весны. Запишем одну из них. Определим падеж у прилагательных. (Один ученик работает у доски.)
Если весной много березового сока – к дождливому лету.
Перелётная птица летит стаями – к дружной весне.
Задание третьей тучки выполнено, открываем солнышко.
5.Физминутка. (круг радости)
-Встали в круг. Сейчас мы подарим друг другу добрые слова. Это будут имена прилагательные.
6.Творческая работа. (работа в парах)
4)Выполняем задание четвертой тучки.
Синтаксическая роль прилагательного.
Задание : из слов составить предложение. Что такое предложение?
1пара: радостная, наступает, весна.
землю, яркое, согрело, солнце.
2 пара: веселые, запели, песенки, ручейки.
на, появилась, травка, зеленая, лужайках.
3 пара: набухли, почки, на, душистые, деревьях.
4 пара: птичьи, на, стаи, родину, летят.
весне, рады ,все
-Что составили из предложений? (Текст)
-О чем составили рассказ? (О весне.)
Разбор предложения у доски:
На лужайках появилась зелёная травка.
-Каким членом предложения является прилагательное? (определением)
Разбор предложения по вариантам на листочках.
Яркое солнце согрело землю. – 1 вариант
Весёлые ручейки запели песенки. – 2 вариант
Задание четвертой тучки выполнено, открываем солнышко.
-Что же с солнышком? Чего нет у солнышка? (лучиков)
7.Рефлексия урока.
-О какой части речи говорили на уроке?
Лучики солнца упали на ваши парты. Давайте соберем их вместе.
-На каждом лучики написан вопрос, ответьте на него, и лучик снова засияет на солнышке.
1.Что такое имя прилагательное?
2.Как изменяются имена прилагательные?
3.На какой вопрос отвечает имя прилагательное множественного числа, какие имеют окончания?
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
5. Как определить род, падеж имени прилагательного?
6. Каким членом предложения является имя прилагательное?
7.Зачем нужны имена прилагательные в речи?
-Закончим урок игрой. Я начну, а вы продолжайте:
На-на-на – наконец пришла……
Ло-ло-ло - всем от солнышка….
-В начале урока весна какая была? А сейчас?
Грустная- весёлая – это какие слова?
-Подберите синонимы к слову грустная? (печальная, унылая, скучная)
-А к слову радостная? (весёлая)
Оценки за урок. Спасибо за урок.
8.Домашнее задание.
С.184 Упр.422.
Путешествие по стране Математики.
(математика - 4 класс).
Тема: «Повторение, обобщение и закрепление основных вопросов за курс начальной школы».
Цели: 1) развитие математической речи, логики мышления, внимательности, познавательной активности;
2) воспитание коллективизма, дружбы;
3) повторить и обобщить знания учащихся по основным вопросам за курс начальной школы.
Оборудование: учебники, тетради, ручки, листы-тесты.
Наглядность: слайды к уроку.
Тип урока: обобщающий.
Вид: урок с компьютерной поддержкой.
Методы обучения: частично-поисковый.
Технология обучения: опорные схемы В.Ф. Шаталова, игровая, компьютерная технологии.
I Организационный момент (доброжелательный настрой).
- Пожелаю и я вам удачи.
За работу, в добрый час.
2.Тема, цель урока.
-Урок математики. Издавна люди называют математику царицей наук. Почему?
-Действительно математика применяется в различных областях знаний.
А сегодня на уроке вы, ребята, должны показать то, как вы овладели этой наукой за 4 года обучения.
Правила урока: будем активно мыслить,
будем очень внимательными,
будем дружными.
Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
-Как понимаете это выражение? (слайд 1)
План урока. (слайд 2)
Тема, цель урока.
Разминка.
Королевство Арифметики.
Королевство Геометрии.
Королевство Алгебры.
Проверка знаний.
Итог урока.
2.Разминка.
-Чтобы попасть во дворец царицы Математики мы должны угадать шифр замков, которые висят на воротах. (слайд 3)
КОД 1. Какое число получится, если к количеству богатырей, которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка, вычесть количество веселых поросят и прибавит количество братьев Ивана дурака.
( 33 + 7 – 3 + 2 = 39 ) (слайд 4)
КОД 2. Угадываем код второго замка. (слайд 6)
К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне прибавить количество козлят, которые остались одни, и минус количество девиц в сказке о царе Салтане, которые пряли поздно вечерком. (12 + 7 – 3 = 16)
3.Королевство Арифметики.
- Итак, мы во дворце науки Математики и попадаем в королевство Арифметики.
-Что такое арифметика? (слайд 8)
(Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними.)
1.Нумерация чисел.
-Как называются числа, которые применяются при счете?
-С помощью каких цифр можно записать любое натуральное число?
-По количеству цифр в записи натуральных чисел, числа называются однозначными………
-Наименьшее натуральное число.
-Запишите наименьшее двузначное, трехзначное, четырехзначное число.
-Для записи наименьшего натурального числа какие цифры используются?
-Запишите наибольшее однозначное, двузначное и пятизначное число?
-Для записи этих чисел используется какая цифра?
-Продолжи: 1)если прибавить к любому натуральному числу 1, то получится (следующее за ним число)
2)если из числа, отличного от нуля, вычесть , то получится (предыдущее число).
-Мы с вами читаем, записываем и сравниваем числа в десятичной системе исчисления, то есть за ее основу взято число 10. (слайд 9)
-Назовите классы.
-Сколько разрядов в каждом классе? Как они называются?
-Многозначное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых?
-Прочитайте первое число, запишите его, представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
-Прочитайте второе число.
-Сколько всего единиц 1 класса? Всего единиц 2 класса?
-Что означает цифра3 в этом числе?
-Сколько единиц 4 разряда? -Сколько всего тысяч в этом числе?
2.Арифметические действия.
-Назовите арифметические действия.
-Назовите компоненты действия при сложении? Вычитании? (слайд 10)
-Назовите компоненты действия при умножении? Делении? (слайд 11)
- В каком порядке выполняются эти действия ?3.Расскажите об особых свойствах нуля. (слайд 12)
Коль ноль к числу ты прибавляешь
иль отнимаешь от него,
в ответе тотчас получаешь
опять то самое число.
Попав под множитель средь чисел,
он мигом сводит все на нет.
И потому в произведеньиодин за всех несет ответ.
А относительно деленья
Ноль на число получится 0.
Но надо помнить твердо, что
на ноль делить запрещено.
4.Свойства действий сложения и умножения. (слайд 13)
3 + 8 = 8 + 3
(60 + 18 ) + 2 = 60 + ( 18 + 2)
2 * 7 = 7 * 2
(9 * 10 ) * 6 = 9 * (10 * 6)
(20 +4 ) * 5 = 20 *5 = 4 *5
5.Решение задач.
-Что нужно сделать, чтобы правильно решить задачу?
-Вспомним некоторые опорные схемы, которые помогают нам решать задачи. (слайд 14)
-Что нужно помнить при решении задач в косвенной форме?
-Решите логическую задачу:
В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть 1 брат и 1 сестра. Другой ребенок добавляет, что у него нет ни одного брата. Сколько в семье детей? Сколько в семье девочек и мальчиков?( 3 детей : 2 дев. и 1 мал.)
4.Королевство Геометрии. (слайд 15)
-Что такое геометрия? (наука о геометрических фигурах)
Задание 1. Назовите геометрические фигуры. (слайд 16.)
Задание 2. Угадай геометрические фигуры:
4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны.
4 прямых угла, 4 стороны, все стороны равны.
Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это? (стол)
Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки стола?
Задание 3. Реши задачу:
Один ученик измерил периметр доски квадратной формы и получил
6 дм 4см, а другой измерил периметр этой же доски и получил 64 см. Почему получились разные ответы? (слайд 17)
Задание 4. Помоги жителям планеты «Фиалка».
Жители этой планеты не умели вычислять площадь. А им нужно было найти площадь прямоугольного дома, в котором они жили, и площадь квадратной веранды. (слайд 18)
5.Королевство Алгебры.
-Что такое алгебра? ( наука, изучающая свойства величин, выраженных буквами)
-Алгебра большая мастерица показывать фокусы.
Задание.: я задумала число, прибавила 26 и получила 30. Какое число я задумала?
-Что такое уравнение?(Равенство, в составе которого имеется буква и ставится цель нахождения неизвестного числа, обозначенного этой буквой)
-Что значит решить уравнение? (найти его корень)
-Что такое корень? (значение неизвестного числа, которое превращает уравнение в верное равенство)
6.Проверка знаний.
-Выполняем тест по вариантам. Самопроверка:
10-9 вопросов – 5, 8-7 вопросов – 4, 6-5 вопросов – 3
7.Итог урока. ( выставление оценок, стихи о математике)
Итоговый тест за курс начальной школы. Вариант 1.
1.Найдите число, за которым следует число 503198.
А) 503197
В) 503198
С) 503199
Д) 502198
2.Число 80808 представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
А) 8000+80+8
В) 80000+800
С) 80000+800+8
Д) 80000+808
3.Найди удобный способ вычисления.
А) (3700+300)+2100+900
В) (2100+900) + ( 3700+300)
С) (2100 +900) +3700 + 300
Д) 2100 + 300 + 900 + 3700
4. 5 часов – это…..
А) 50 сек
В) 500сек
С) 3000 сек
Д) 300 сек
5.Чему равно значение выражения : 0 ∙ 542 ∙ 52 : 4 + 123
А) 1259
В) 136
С) 123
Д) 0
6. Реши уравнение : а ∙ 49 = 4600 + 300
А) 10
В) 100
С) 61
Д) 124
7. За какое время мотоциклист проедет 192 км, если будет двигаться
со скоростью 48 км/ч?
А) 5 часов
В) 3 часа
С) 14 часов
Д) 4 часа
8. 6 костюмов стоили 42000тг. Сколько уплатили за 9 таких костюмов?
А) 63000 тгВ) 7000 тгС) 56000 тгД) 49000 тг9. В двух лодках 12 человек, это в 2 раза больше, чем в одной.
Сколько человек в одной лодке?
А) 8
В) 6
С) 10
Д) 14
10. Площадь зала прямоугольной формы 45 м2 , а его длина 9 метров.
Чему равна ширина зала?
А) 405 мВ) 6 мС) 5 м
Д) 36 м Итоговый тест за курс начальной школы. Вариант 2.
1.От какого числа надо отнять 1, чтобы получить 550899.
А) 550890
В) 550980
С) 550900
Д) 550800
2. Какое число записано как сумма разрядных слагаемых:
600000 + 8000 + 90 + 4.
А) 680094
В) 608094
С) 6894
Д) 68094
3. Сравни и найди нужный знак : 200дм * 2 мА) =
В) –
С) <
Д) >4. Чему равно значение выражения : 1204 – 816 : 4 + 214.
А) 1214
В) 1300
С) 1814
Д) 1600
5.Значение х в уравнении равно ( х + 15 ) – 8 = 17
А) 25В) 10С) 40Д) 20
6. Чему равен куб числа 4?
А) 16
В) 12
С) 64
Д) 63
7.Расстояние от села до города велосипедист проехал за 3 часа, двигаясь со скоростью20 км/ч. Сколько километров от города до села?
А) 40 кмВ) 6 кмС) 23 кмД) 60 км8. Малыш съел 5 плюшек, что на 12 плюшек меньше, чем съел Карлсон.
Сколько плюшек съел Карлсон?
А)17
В) 18
С) 60
Д) 7
9. Длина прямоугольника 12 см , а его ширина – 5 см. Найди площадь прямоугольника.
А) 52 см2
В) 17 см2
С) 60 см2
Д) 7 см10. Периметр квадрата 20 дм. Чему равна сторона квадрата?
А) 10 дмВ) 5 дмС) 6 дмД) 8 дм4094480175895Слайд №2
00Слайд №2
1236345170180Слайд №1
00Слайд №1


4435475-82550Слайд №4
00Слайд №4
1101725-78740Слайд №3
00Слайд №3


443547579375Слайд №6
00Слайд №6
100457079375Слайд №5
00Слайд №5


443547516510Слайд №8
00Слайд №8
110172516510Слайд №7
00Слайд №7


411861026670Слайд №10
00Слайд №10
89154096520Слайд №9
00Слайд №9


792480147955Слайд №11
00Слайд №11
4191000147955Слайд №12
00Слайд №12


79248060960Слайд №13
00Слайд №13
434530560960Слайд №14
00Слайд №14


4152900107950Слайд №16
00Слайд №16
819785107950Слайд №15
00Слайд №15


409448043815Слайд №18
00Слайд №18
81978543815Слайд №17
00Слайд №17



Использованная литература:
1.Методическая система работы В.Ф.Шаталова.
Интернет-ресурсы.
2.Справочник для начальных классов.
Автор : Т.В.Шклярова . Издательство «Грамотей», 2000 год.
3.Республиканский научно-методический журнал
«Преподавание в начальных классах по всем предметам» №3, 2005 год.
4.Сборник тестовых заданий по математике. 1-4 классы.
Автор : Р.Р.Линник. Издательство «Кокшетау», 2008 год.
Содержание:
1. Шаталов В.Ф. – учитель-новатор………………………………………………1
2. Методика преподавания по В.Ф.Шаталову……………………………………2
3. Использование элементов методики Шаталова В.Ф. в преподавании………3
4. Опорные конспекты и схемы по русскому языку……………………………..5
4.1 Имя существительное………………………………………………………….6
4.2 Имя прилагательное……………………………………………………………8
4.3 Местоимение……………………………………………………………………9
4.4 Глагол…………………………………………………………………………..10
4.5 Разбор предложения по членам предложения и частям речи………………12
4.6 Звуки и буквы………………………………………………………………….13
4.7 Состав слова……………………………………………………………………14
5. Опорные схемы по математике………………………………………………..15
5.1 Порядок действий. Выполнение действий…………………………………. .16
5.2 Цена, количество, стоимость. Скорость, время, расстояние………………..17
5.3 Сумма. Разность………………………………………………………………..18
5.4 Умножение. Деление…………………………………………………………..19
5.5 Периметр. Площадь……………………………………………………………20
6. Уроки с использованием опорных конспектов и схем………………………. 21
6.1 Урок русского языка. 3 класс………………………………………………….22
6.2 Путешествие по стране Математики. 4 класс……………………………….. 26
7. Использованная литература…………………………………………………… 36