Сообщение из опыта работы: Применение опорных схем,конспектов,плакатов, моделей из пластилина на уроках биологии2.





Тишкина Наталия Петровна,
учитель биологии ГКОУ «Тверская школа №4»
г. Тверь

Применение опорных схем,
конспектов, плакатов,
моделей из пластилина
на уроках биологии.

2016


1
Дети, испытывающие трудности в обучении, отличаются рядом особенностей, которые негативно сказываются на становлении учебной деятельности. Существенное место занимают такие особенности как неустойчивость внимания, недостаточная целенаправленность деятельности, слабость ее речевой регуляции.
У многих таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Ребенок не все замечает в окружающем мире, не "видит" многое при демонстрации учителем наглядных пособий, таблиц, картин. Скорость восприятия у таких детей гораздо ниже той, что считается нормальной. У детей наблюдается недостатки памяти, причем, они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного.
У отстающих в развитии детей наглядный материал усваивается намного лучше вербального. Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Учитывая психофизические особенности детей, испытывающих трудности в обучении, с первых уроков биологии в шестом классе начинаю применять опорные схемы, плакаты, моделирование из пластилина, немые рисунки.
Опорные схемы могут применяться при изучении нового материала, когда на доске постепенно выстраивается весь опорный плакат по теме одного урока, или нескольких уроков (подача материала по целому блоку).
При объяснении нового материала проговариваю только основные, главные понятия. Затем в процессе беседы, выполнении лабораторных работ, практических заданий, работы с рисунками и текстом учебника, на доске постепенно возникают опорные сигналы и заполняется весь опорный плакат. При закреплении дети получают опорные плакаты и ищут текст в учебнике, соответствующий каждому блоку. В конце урока еще раз проговариваю весь опорный плакат. Дети при этом очень внимательно слушают, так как знают, что будут озвучивать его на следующем уроке.
Дети спокойны и уверенны в себе, так как знают, что используя опорный плакат или опорную схему, они могут рассказать материал урока.
На следующий урок учащиеся письменно воспроизводят опорные плакаты в тетрадях. Параллельно идет "тихий" опрос учащихся у моего стола, когда вызванный к столу ученик тихим голосом рассказывает мне материал, используя опорный конспект. (Методика В.Ф.Шаталова) При таком опросе возникает атмосфера доверительности и полугласности. Дети не боятся ошибиться, так как опорный конспект помогает отвечать. Я корректирую ответ учащегося, и он садится на место, писать оставшиеся блоки конспекта. За урок устно отвечают 5-6 детей, а письменно – весь класс, при этом никто не испытывает ни страха, ни неуверенности. Отметки за устный рассказ по опоре несколько ниже, чем письменное воспроизведение, но срывов никогда не бывает. Есть дети, которые не выходят отвечать у доски, тихий опрос таких детей можно проводить на месте. В дальнейшем, у детей появляется уверенность в своих силах, а плакат как
путеводная звезда ведет их рассказ, дети начинают говорить перед своими одноклассниками у доски.
Учащиеся ставятся в ситуацию успеха, они начинают верить в свои силы.
Пользуясь знаковыми ориентирами, учащиеся увеличивают темп речи, сводят на нет слова-паразиты. Увеличение скорости речи учащихся и учителя позволяют значительно экономить время, поэтому можно проводить двукратное, многократное изложение нового материала в разных вариантах, закреплять материал и проводить практические работы, что немаловажно в условиях работы с детьми с замедленным восприятием нового материала. Использование опорных сигналов позволяет экономить время на подготовку домашнего задания, сводя его к минимуму в 15-20 минут, или же полному усвоению материала на уроках.
Опорные схемы могут предъявляться учащимся, предваряя прохождение темы, сразу же по целому блоку уроков. Тогда
изучение темы идет от общего к частному. Например, по теме «Черви " предъявляется схема по всем типам червей и изучается плоский червь «планария». На следующих уроках учащиеся изучают блоки общей схемы, постепенно усваивая определенные программой дидактические единицы, и схема заполняется полностью.
Ниже приведены опорные плакаты, применяемые при объяснении и опросе на уроках биологии
Опорный плакат. Рисуется и объясняется детьми при опросе на следующем уроке.


Образование семян и плодов.
Заполнение на доске, а затем предъявление готового плаката при подведении итогов и опросе.

Постепенное заполнение в течение урока. В конце урока предъявляется заполненный конспект.
Опорный плакат при закреплении и подведении итогов урока: «Внешнее строение рыбы».


Опорный плакат по теме: «Размножение птиц».
Заполняется в течение урока.

Так выглядит опорный плакат в конце урока.

Применяются немые рисунки при опросе и закреплении материала. Можно демонстрировать рисунок, а дети записывают, какую часть объекта обозначает каждая цифра. ( На интерактивной доске для всех или по карточкам индивидуально).

Напишите, какую часть яйца птицы обозначает каждая цифра.

Конспект заполняется на нескольких уроках.

Конспект: «Оплодотворение».

Оформление надписей совместно с учителем.
Опорный плакат: «Образование плода». При опросе дается задание учащимся: «Закончите оформление плаката. Сделайте необходимые надписи ».

Применяется при объяснении учителем.
Применяется при объяснении учителем.
Хороший эффект познавательной активности детей дают модели из пластилина. Эта необычная форма методического пособия вызывает интерес у детей, и они с удовольствием работают с моделями из пластилина, Модели из пластилина дети делают на занятиях в группе продленного дня или дома по желанию. Желающих обычно много, так как сделав модель, дети хорошо запоминают ученый материал, получают удовольствие от лепки, видят результат своего труда. На следующий урок дети сдают мне модели и объясняют по ним учебный материал. Учащиеся обычно получают хорошие отметки. Создается ситуация успеха, у детей появляется уверенность в своих силах.
Модели из пластилина применяю при закреплении нового материала, дети работают в парах, проверяют друг друга. Использую модели и при опросе нового материала. Техника изготовления моделей из пластилина:
1. На обычном листочке рисуется контур модели.

2.Тонко размазывается нагретый в руках пластилин и намазывается на фигуру. Фигура затем вырезается ножницами.
3.Вырезанная по контуру фигура с пластилином наклеивается на плотный лист бумаги.


4.На эту основу накладывается пластилин другого цвета, можно стеком или карандашом проводить линии.
Строение яйца птицы.
(Обозначение частей).


Можно оставить модель без подписей и по ней проводить опрос или закреплять новый материал.
Опорные плакаты разработаны Тишкиной Н.П.