РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» профиль «столярное дело» для учащихся 9 класса


муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Арзамас
Рассмотрено
на заседании методического
совета школы
Протокол № 1от28.08.14 Утверждено
на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1от 29.08.14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профессионально-трудовое обучение»
профиль «столярное дело»
для учащихся 9 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
учитель трудового обучения Каменев Сергей Сергеевич
Арзамас 2014 год
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………
Цель и задачи программы ……………………………………………………
Учебно-тематический план ..………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование …………………………………..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся ……………………
Учебно-методический комплекс …………………………………………….
Приложение:
Учебно-дидактическое обеспечение 3
4
5
6-17
18
19
столярное дело
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению по профилю «столярное дело» для 9 класса разработана в соответствии годовым календарным графиком и учебным планом школы (I вариант), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014.
Учебный предмет «профессионально-трудовое обучение по профилю «столярное дело» является одним из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»).
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей и уровня познавательных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, на основе дифференциальной характеристики учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида В.В.Воронковой.
Оценка уровня знаний и умений учащихся проводится на основе оценочных материалов, утвержденных методическим советом школы.
Цель и задачи программы
Цель программы:
-расширение и углубление изученного в 5 – 8 классах материала по столярному делу, обучение учащихся новым знаниям, умениям и навыкам по предмету «столярное дело» на основе ранее полученных знаний, подготовка к получению более широких и фундаментальных знаний, подготовка к выбору профессии и обучению по выбранной специальности в профессиональных училищах .
Задачи программы.
Образовательные:
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
-прочное закрепление, расширение и углубление полученных ранее базовых знаний по принципу концентричности обучения.
- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;
Коррекционно-развивающие:
-развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности; -коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;--развитие внимания, наблюдательности;
-формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
-логического мышления, памяти;
-расширение активного профессионального словаря учащихся;
-коррекция зрительного восприятия на основе запоминания,узнавания, воспроизведения;
-коррекция двигательной координации движений;
-развитие пространственной ориентировки;
-формирование практических умений и навыков;
Воспитательные:
-воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду;
- формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов Количество часов
Вводные занятия 9
Художественная отделка столярных изделий . 36
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской 14
Изготовление мебели с художественной отделкой 38
Изготовление моделей мебели 25
Трудовое законодательство 8
Плотничные работы 25
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия 7
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ 9
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности 33
Мебельная фурнитура и крепежные изделия 11
Изготовление оконного блока из древесины 22
Столярные и плотничные ремонтные работы 6
Изоляционные и смазочные материалы 5
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства 14
Изготовление секционной мебели 22
Кровельные и облицовочные материалы 5
Настилка линолеума 6
Фанера и древесные плиты 5
Самостоятельные и контрольные работы 14
Практическое повторение 52
Итого 366
Календарно-тематический план к программе
«Столярное дело» 9 класс (366 часов).
№ Название раздела и темы Кол-во
часов дата Примечания
I четверть 99 часов
Вводное занятие (2 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 02/09 Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть. 1 02/09 Художественная отделка столярных изделий (36 часов)
2
Виды художественной отделки столярных изделий. 1 03/09 Эстетические требования к изделию. 1 03/09 Изготовление заготовок для практических работ. 1 03/09
3
Особенности отделки изделия в технике маркетри 1 05/09 Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. 1 05/09 Окрашивание ножевой фанеры. 1 05/09 4 Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак. 1 06/09 Правила безопасной работы 1 06/09 Подготовка инструментов к работе. 1 06/09 5
Виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные). 1 09/09 Перевод рисунка на изделие. 1 09/09 6
Организация рабочего места. 1 10/09 Приемы работы инструментами для выполнения маркетри. 1 10/09 Выполнение упражнений по вырезанию деталей узора 1 10/09 7
Знакомство с изделием (коробка для шахмат) 1 12/09 Коробка для шахмат(шкатулка): детали, материал, вид соединения деталей, отделка. 1 12/09 Выполнение технического рисунка. 1 12/09 8 Последовательность изготовления изделия. 1 13/09 Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы (коробки). 1 13/09 Черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей 1 13/09 9 Чистовая разметка и отпиливание деталей в размер. 1 16/09 Выполнение соединения деталей; подгонка и склеивание соединений рамки. 1 16/09 10 Изготовление крышек коробки из фанеры, соединение их с рамкой. 1 17/09 Зачистка поверхностей изделия; выполнение рисунка 1 17/09 Разметка штапиков и геометрического рисунка 1 17/09 11 Нарезание заготовок для маркетри (полос). 1 19/09 Нарезание штапиков. 1 19/09 Нарезание геометрических фигур. 1 19/09 12 Правила выполнения набора орнамента. 1 20/09 Набор на бумагу геометрического орнамента. 1 20/09 Набор на бумагу орнамента (окантовка). 1 20/09 13 Закрепление набора орнамента лентой. 1 23/09 Наклеивание набора на основу. 1 23/09 14 Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. 1 24/09 Покрытие изделия лаком. Правила безопасной работы с лаком. 1 24/09 Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы. 1 24/09 Правила пожарной безопасности в столярной мастерской (14 часов).
15 Основы пожарной безопасности 1 26/09 Причины возникновения пожара. 1 26/09 Изготовление заготовок для практических работ. 1 26/09 16 Меры предупреждения пожара. 1 27/09 Правила пользования электронагревательными приборами 1 27/09 Изготовление заготовок для практических работ. 1 27/09 17 Правила поведения при пожаре. 1 30/09 Изготовление заготовок для практических работ. 1 30/09 18 Вызов пожарной команды. Использование первичных средств пожаротушения. 1 01/10 Пути эвакуации при пожаре. 1 01/10 Изготовление заготовок для практических работ. 1 01/10 19 Оказание первой помощи пострадавшим. 1 03/10 Оказание первой помощи пострадавшим. 1 03/10 Изготовление заготовок для практических работ. 1 03/10 Практические работы
Изготовление мебели с художественной отделкой (38 часов)
20 Изготовление журнального столика с художественной отделкой 1 04/10 Последовательность изготовления изделия. 1 04/10 Изготовление заготовок для практических работ. 1 04/10 21 Составление технологической карты, чертежа, рисунка, отдельных узлов деталей. 1 07/10 Подбор материалов для изделия. 1 07/10 22 Вычерчивание ножек с применением лекало или шаблона. 1 08/10 Правила и методы подгонки шипов под ножки. 1 08/10 Повторение техники безопасности при пилении, долблении, сверлении отверстий. 1 08/10 23 Подбор материала, разметка, пиление заготовок. 1 10/10 Подбор материала, разметка, пиление заготовок. 1 10/10 Распределение деталей и узлов изделия. 1 10/10 24 Изготовление столешницы из фанеры. 1 11/10 Строгание брусков для ножек. 1 11/10 Изготовление шипового соединения. 1 11/10 25 Шлифование стола. 1 14/10 Сборка стола. 1 14/10 26 Составление мозаичного орнамента для украшения стола. 1 15/10 Перенесение рисунка на основание стола. 1 15/10 Раскрой шпона по рисунку. 1 15/10 27 Вырезание рисунка и укладка по цвету. 1 17/10 Укладка шпона по цвету, текстуре. 1 17/10 Наклеивание шпона на бумагу по рисунку. 1 17/10 28 Правила безопасной работы с клеем. 1 18/10 Наклеивание мозаичного набора на основание на клей ПВА. 1 18/10 Установка изделия под пресс или в зажим струбцины. 1 18/10 29 Снятие бумаги с мозайки. 1 21/10 Шлифование деталей изделия. 1 21/10 30 Шлифование деталей изделия. 1 22/10 Устранение дефектов склеивания. 1 22/10 Устранение дефектов склеивания. 1 22/10 31 Правила безопасной работы с лаком. 1 24/10 Покрытие изделия мебельным лаком(1 слой). 1 24/10 Шлифование поверхности мелкой шкуркой. 1 24/10 32 Шлифование поверхности мелкой шкуркой. 1 25/10 Покрытие изделия мебельным лаком(2 слой). 1 25/10 Покрытие изделия мебельным лаком(2 слой). 1 25/10 33 Полировка поверхности. 1 28/10 Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы. 1 28/10 Самостоятельная работа (3 часа)
Составление последовательности изготовления мозаичного набора.
34 Самостоятельная работа 1 29/10 Самостоятельная работа 1 29/10 Самостоятельная работа 1 29/10 Практическое повторение (6 часов)
35 Анализ самостоятельной работы. 1 31/10 Повторение пройденного в I четверти . 1 31/10 Повторение пройденного в I четверти . 1 31/10 36 Ремонт школьной мебели. 1 01/11 Ремонт школьной мебели. 1 01/11 Ремонт школьной мебели. 1 01/11 № Название раздела и темы Кол-во
часов Дата Примечания
II четверть 77 часов
Вводное занятие (2 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 11/11 Повторение пройденного в I четверти. План работы на четверть. 1 11/11 Изготовление моделей мебели (25 часов)
2
Требования к современной мебели (эстетические, технико- экономичсские). 1 12/11 Виды мебели по назначению и способу соединения частей. 1 12/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 12/11 3
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска. 1 14/11 Элементы деталей столярного изделия: галтель, калевка, фальц, свес, гребень, паз. 1 14/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 14/11 4 Изучение чертежей изготовления деталей изделий 1 15/11 Изучение чертежей изготовления деталей изделий 1 15/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 15/11 5
Изучение сборочных чертежей изделий. 1 18/11 Выбор изделия (игрушечная мебель в масштабе
1 : 2 или 1 : 5) 1 18/11 6
Изучение сборочных чертежей изделий. 1 19/11 Технология изготовления изделия. 1 19/11 Подбор материала для изготовления изделия. 1 19/11 7
Составление плана изготовления изделия. 1 21/11 Черновая разметка заготовок и их отпиливание 1 21/11 Инструменты для разметки. Разметка деталей по заданным размерам. 1 21/11 8 Материалы и инструменты для обработки торцевых поверхностей. 1 22/11 Обработка торцевых поверхностей деталей. 1 22/11 Обработка деталей изделия. 1 22/11 9 Сборка узлов изделия «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий 1 25/11 Подгонка деталей и комплектующих изделий 1 25/11 10 Сборка изделия на клею. Подбор клея для конкретного изделия. 1 26/11 Правила безопасной работы с клеем. Сборка изделия на клею. 1 26/11 Критерии оценки качества изделия. Оценка качества готового изделия 1 26/11 Трудовое законодательство (8 часов)
11 Порядок приема и увольнения с работы. 1 28/11 Трудовой договор и его содержание. 1 28/11 Изготовление изделий для школы. 1 28/11 12 Виды оплаты труда 1 29/11 Охрана труда на предприятиях. Инструктаж работников по охране труда. 1 29/11 Изготовление изделий для школы. 1 29/11 13 Трудовая и производственная дисциплина. 1 02/12 Труд молодежи. Порядок приема на работу. Продолжительность рабочего времени 1 02/12 Плотничные работы (17часов)
14 Содержание плотничных работ в строительстве. 1 03/12 Инструменты для плотничных работ. 1 03/12 Подготовка инструментов и приспособлений к работе. 1 03/12 15 Теска древесины: назначение технологической операции. 1 05/12 Теска древесины: организация рабочего места, Правила безопасной работы с топором. 1 05/12 Проверка правильности насадки , заточка и правка топора . 1 05/12 16 Технология тески бревен 1 06/12 Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески. 1 06/12 Теска бревен и кромок досок. 1 06/12 17 Выборка четвертей и пазов: приемы выполнения. 1 09/12 Правила безопасной работы при изготовлении строительных конструкций 1 09/12 18 Соединение бревна и бруска с помощью врубок. 1 10/12 Разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание. Соединение бревна и бруска под углом 1 10/12 Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит. 1 10/12 19 Дисковая электропила: устройство, приемы работы . 1 12/12 Электрорубанок: устройство, приемы работы. 1 12/12 Правила безопасной работы с электрорубанком и электропилой. 1 12/12 Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия (7 часов)
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (9 часов)
20 Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. 1 13/12 Виды пиломатериалов: брусья, бруски, доски, обапол, горбыль. 1 13/12 Назначение строительных инструментов. Материалы для их изготовления. 1 13/12 21 Ассортимент заготовок из пиломатериалов. 1 16/12 Подбор материала для изделия. Разметка. 1 16/12 22 Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни. 1 17/12 Раскрой материала в расчете на несколько изделий. 1 17/12 Изготовление заготовок для тёрки штукатурной. 1 17/12 23 Материалы и изделия для настилки пола. 1 19/12 Технология настилки напольных покрытий. 1 19/12 Изготовление ручки для тёрки штукатурной. 1 19/12 24 Виды паркета: назначение, технические условия применения. 1 20/12 Паркет щитовой и штучный: технология монтажа. 1 20/12 Изготовление тёрки штукатурной: сборка и отделка изделия. 1 20/12 25 Паркет из МДФ: технология укладки. 1 23/12 Укладка паркета из МДФ (упражнение на обрезках паркета). 1 23/12 Самостоятельная работа (3 часа)
Изготовление малки для штукатурных работ.
26 Подбор материала для изделии разметка, раскрой . 1 24/12 Изготовление деталей изделия . 1 24/12 Сборка изделия, отделка. 1 24/12 Практическое повторение (6 часов)
27 Анализ самостоятельной работы. 1 26/12 Повторение пройденного в II четверти . 1 26/12 Покрытие лаком пенала. 1 26/12 28 Ремонт школьной мебели. 1 27/12 Ремонт школьной мебели. 1 27/12 Ремонт напольных покрытий. 1 27/12 № Название раздела и темы Кол-во
часов Дата Примечания
III четверть 110 часов
Вводное занятие (2 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 13/01 Повторение пройденного во II четверти. План работы на четверть. 1 13/01 Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности (33 часа)
2
Назначение облицовки столярного изделия. 1 14/01 Шпон: виды, свойства, производство 1 14/01 Изготовление заготовок для практических работ. 1 14/01 3
Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемый клей. 1 16/01 Виды набора шпона («в елку», «в конверт», «в шашку») 1 16/01 Облицовка поверхности шпоном (на материалоотходах) 1 16/01 4 Подготовка шпона и клея. 1 17/01 Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. 1 17/01 Снятие свесов и гуммированной ленты 1 17/01 5
Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. 1 20/01 Технология облицовки поверхности изделия пленками. 1 20/01 6
Навесная книжная полка: детали, материалы для изготовления 1 21/01 Способы соединения деталей полки. 1 21/01 Составление последовательности изготовления изделия. 1 21/01 7
Изготовление навесной книжной полки. Подбор материала, разметка заготовок. 1 23/01 Пиление заготовок в размер. 1 23/01 Пиление заготовок в размер. 1 23/01 8 Нарезка пленки по размеру деталей. 1 24/01 Облицовка поверхности деталей пленкой. 1 24/01 Облицовка поверхности деталей пленкой. 1 24/01 9 Изготовление шлифовального бруска (шкурка на бруске. 1 27/01 Шлифование торцевых поверхностей деталей. 1 27/01 10 Технология наклеивания торцовочной кромки: инструмент и приспособления. 1 28/01 Наклеивание торцовочной кромки на заготовки. 1 28/01 Наклеивание торцовочной кромки на заготовки. 1 28/01 11 Разметка деталей полки для засверливания. 1 30/01 Сверление отверстий в деталях полки под крепёж. 1 30/01 Сверление отверстий под полкодержатели. 1 30/01 12 Сборка корпуса полки на евровинтах. 1 31/01 Выпиливание задней стенки из ДВП. 1 31/01 Установка задней стенки на гвоздях. 1 31/01 13 Установка подвесов и полкодержателей. 1 03/02 Анализ качества выполненной работы. Работа над ошибками. 1 03/02 Мебельная фурнитура и крепежные изделия (11 часов)
14 Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц 1 04/02 Виды и назначение мебельных петель. 1 04/02 Установка мебельных петель (на материалоотходах). 1 04/02 15 Направляющие для ящиков и шкафов-купе: назначение. 1 06/02 Направляющие для ящиков: технология установки. 1 06/02 Направляющие для шкафов-купе: технология установки. 1 06/02 16 Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц: виды и назначение. 1 07/02 Технология соединения деталей с помощью стяжек и уголков разных видов. 1 07/02 Соединение деталей с помощью стяжек разных видов (на материалоотходах). 1 07/02 17 Мебельные замки, задвижки, защелки, кронштейны: назначение. 1 10/02 Установка замков, задвижек, защелок, кронштейнов. 1 10/02 Практическое повторение (20 часов)
Изготовление и ремонт школьной мебели.
18 Причины влияющие на необходимость ремонта мебели. 1 11/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт парт). 1 11/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт парт). 1 11/02 19 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт парт). 1 13/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт стульев). 1 13/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт стульев). 1 13/02 20 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт шкафов). 1 14/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт шкафов). 1 14/02 Выполнение практических работ по ремонту мебели (ремонт банкеток). 1 14/02 21 Изготовление вешалки настенной из ДСП: знакомство с изделием. 1 17/02 Составление последовательности изготовления изделия. 1 17/02 22 Подбор материала, разметка заготовок. 1 18/02 Пиление заготовок в размер. 1 18/02 Шлифование торцевых поверхностей деталей. 1 18/02 23 Наклеивание торцовочной кромки на заготовки. 1 20/02 Подрезка свесов торцовочной кромки . 1 20/02 Разметка деталей полки для засверливания. 1 20/02 24 Сверление отверстий в деталях полки под крепёж. 1 21/02 Сборка изделия на евровинтах. 1 21/02 Установка подвесов и крючков для одежды. 1 21/02 Самостоятельная работа (2 часа)
Составление последовательности изготовления мебельного изделия.
25 Самостоятельная работа. 1 24/02 Самостоятельная работа. 1 24/02 Строительное производство.
Изготовление оконного блока из древесины (22 часа).
26 Анализ самостоятельной работы . 1 25/02 Элементы оконного блока (коробка, переплёт). 1 25/02 Технические требования к деталям оконного блока. 1 25/02 27 Изготовление оконных блоков в производственных условиях. 1 27/02 Оборудование для производства оконных блоков. 1 27/02 Изготовление элементов оконного блока (форточки) Подбор материалов для изделия. 1 27/02 28 Разделение труда при производстве оконных блоков. 1 28/02 Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. 1 28/02 Изготовление форточки: разметка заготовок с учетом припуска на обработку. 1 28/02 29 Изготовление форточки: работа с технологической картой. 1 03/03 Изготовление форточки: пиление заготовок . 1 03/03 30 Инструменты и оборудование. Правила безопасной работы. 1 04/03 Изготовление форточки: разметка шипов . 1 04/03 Изготовление форточки: разметка проушин. 1 04/03 31 Изготовление форточки: запиливание шипов. 1 06/03 Изготовление форточки: долбление проушин. 1 06/03 Изготовление форточки: долбление проушин. 1 06/03 32 Изготовление форточки: предварительная сборка «насухо». 1 07/03 Подгонка деталей, проверка на прямоугольность и плосткостность. Устранение перекосов. 1 07/03 Изготовление форточки: сборка изделия на клею в зажимах. 1 07/03 33 Засверливание и установка нагелей с последующей подрезкой . 1 10/03 Зачистка рубанком провесов и неровностей соединений. 1 10/03 Столярные и плотничные ремонтные работы (6 часов)
34 Дефекты столярно-строительного изделия и способы их устранения 1 11/03 Виды дефектов столярно-строительного изделия п Правила безопасной работы при выявлении и устранении дефектов. 1 11/03 Инструменты, применяемые для устранения дефектов. 1 11/03 35 Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами. 1 13/03 Ремонт оконных рам, дверей, перегородок. 1 13/03 Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Устранение дефектов. 1 13/03 Изоляционные и смазочные материалы (5 часов)
36 Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Устранение дефектов. Правила безопасной работы . 1 14/03 Плиты из пенопласта. Мягкие древесноволокнистые плиты и их применение. 1 14/03 Виды гидроизоляционных материалов , назначение и применение. Монтажная пена . Правила безопасной работы. 1 14/03 37 Смазочные материалы. Назначение, виды, свойства. 1 17/03 Масло для консервации металлических изделий. Антисептики и огнезащитные материалы, безопасность труда при нанесении. 1 17/03 Самостоятельная работа (3 часа)
Ремонт оконной рамы.
38 Выявление дефектов, разборка рамы. 1 18/03 Замена выбракованных деталей. 1 18/03 Сборка рамы в зажимах. 1 18/03 Практическое повторение (6 часов)
39 Анализ самостоятельной работы. 1 20/03 Повторение пройденного в III четверти . 1 20/03 Ремонт оконных коробок. 1 20/03 40 Ремонт оконных коробок. 1 21/03 Ремонт оконных рам. 1 21/03 Ремонт оконных рам. 1 21/03 .
№ Название раздела и темы Кол-во
часов Дата Примечания
IV четверть 80 часов
Мебельное производство.
Вводное занятие (3 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 01/04 Повторение пройденного в III четверти. 1 01/04 План работы на четверть. 01/04 Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (14 часов)
2
Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. 1 03/04 Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. 1 03/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 03/04 3
Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. 1 04/04 Механизация и автоматизация столярных работ. 1 04/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 04/04 4 Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. 1 07/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 07/04 5
Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. 1 08/04 Механическое оборудование для сборки столярных изделий. 1 08/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 08/04 6
Механизация и автоматизация на предприятии. Экскурсия на мебельное производство. 1 10/04 Экскурсия на мебельное производство. 1 10/04 Экскурсия на мебельное производство. 1 10/04 Изготовление секционной мебели (22 часа)
Изготовление секций модели кухонного гарнитура.
7
Секционная мебель: разновидности, преимущества, конструктивные элементы. 1 11/04 Секционная мебель: основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик), фурнитура. 1 11/04 Изготовление секций: подбор материала. 1 11/04 8 Разработка одного из видов секционной мебели (кухонный гарнитур). 1 14/04 Правила безопасной работы при производстве мебели. Изготовление секций: разметка деталей. 1 14/04 9 Разработка одного из видов секционной мебели (кухонный гарнитур)-деталировка. 1 15/04 Технический рисунок изделия и отдельных узлов 1 15/04 Изготовление секций: пиление заготовок. 1 15/04 10 Составление последовательности работ. 1 17/04 Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц: подбор . 1 17/04 Изготовление секций: пиление заготовок. 1 17/04 11 Способы установки и соединения стенок секции. 1 18/04 Изготовление секций: обработка торцов заготовок. 1 18/04 Изготовление секций: обработка торцов заготовок. 1 18/04 12 Изготовление секций: разметка деталей под крепёж. 1 21/04 Изготовление секций: засверливание деталей под крепёж. 1 21/04 13 Изготовление секций: сборка изделия. 1 2204 Изготовление секций: сборка изделия. 1 22/04 Сборка гарнитура из секций. 1 22/04 14 Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. 1 24/04 Установка фурнитуры (ручек, замков, кронштейнов). 1 24/04 Разборка, перенос и монтаж секционной мебели на месте эксплуатации. Проверка качества выполненной работы. 1 24/04 Практическое повторение (5 часов)
15 Изготовление полки под цветы. Составление последовательности работ. 1 25/04 Деталировка изделия. Подбор материала. 1 25/04 Разметка заготовок согласно деталировки. Резка заготовок. 1 25/04 16 Наклейка торцовочной кромки. 1 28/04 Сборка изделия. 1 28/04 Контрольная работа (3 часа)
Изготовление детали мебельного изделия.
17 Контрольная работа 1 29/04 Контрольная работа 1 29/04 Анализ контрольной работы. 1 29/04 Строительное производство.
Плотничные работы (8 часов)
18 Перегородка: виды, устройство, технология монтажа. 1 02/05 Способы установки и крепления панельной деревянной перегородки к стене и перекрытию. 1 02/05 Правила безопасной работы при выполнении плотничных работ. 1 02/05 19 Дощатый пол: устройство, технология настилки. 1 05/05 Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. 1 05/05 20 Настилка дощатого пола (в нежилом помещении). 1 06/05 Настилка дощатого пола (в нежилом помещении). 1 06/05 Настилка дощатого пола (в нежилом помещении). 1 06/05 Кровельные и облицовочные материалы (5 часов)
21 Назначение и виды кровельных материалов. 1 08/05 Мягкая кровля (наплавляемые материалы): технология монтажа. 1 08/05 Профнастил и металлочерепица: технология монтажа. 1 08/05 22 Назначение и виды облицовочного материала. 1 12/05 ГВЛ, ГКЛ: назначение, свойства и технология монтажа. 1 12/05 Настилка линолеума (6 часов)
23 Линолеум виды и назначение. 1 13/05 Виды покрытия пола, характерные особенности видов покрытий. 1 13/05 Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума. 1 13/05 24 Организация рабочего места и правила безопасности при резке линолеума. 1 15/05 Прирезка стыков, приклеивание кромок и способы соединения линолеума. 1 15/05 Виды дефектов в линолеумных полах. Предупреждение и устранение дефектов 1 15/05 Фанера и древесные плиты (5 часов)
25 Фанера: виды, изготовление, применение. 1 16/05 Свойства фанеры и ее сорта. 1 16/05 Древесностружечные и древесноволокнистые плиты: виды и назначение. 1 16/05 26 ОСП: назначение, свойства и технология монтажа. 1 19/05 ГСП: назначение, свойства и технология монтажа. 1 19/05 Практическое повторение (9 часов)
Изготовление изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному.
27 Повторение пройденного в IV четверти и учебном году. Подготовка к экзамену. 1 20/05 Заточить и направить нож рубанка. 1 20/05 Заделать сучок вставкой из древесины сверлением. 1 20/05 28
Соединить две детали на круглых вставных шипах. 1 22/05 Склеить две детали клеем ПВА. Выточить на токарном станке цилиндр диаметром 30-60 мм.1 22/05 Изготовить из твердой породы круглую заготовку для круглых шипов длиной 300-400 мм. 1 22/05 29 Соединить дверной петлей две детали. 1 23/05 Установить мебельный накладной замок. Склеить рамку и проверить ее правильность. 1 23/05 Насадить и расклинить молоток 1 23/05 Заместитель директора по УВР
________________М.В.Козихина
«_____»________________20___г.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
-виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; виды клеев, их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
-способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
-устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
-способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством, правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
-специальную терминологию и пользоваться ею;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
-размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам;
-сплачивать, сращивать и склеивать детали; собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
-пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
-рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
-бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
-подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
-соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы окружающей среды;
Учебно-методический комплекс
№п/п Методическое обеспечение Год издания
1 Журавлев Б.А. «Столярное дело» Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы М.: Просвещение, 1985г. 1985
2 Журавлев Б.А. «Столярное дело» Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы М.: Просвещение, 1992г. 1992
3 Журавлев Б.А. «Столярное дело» Учебное пособие для учащихся 7 и 8 классов вспомогательной школы М.: Просвещение, 1993г. 1993
4 A. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Столярное дело: 10-11 кл. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
5 А. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
6 Мызников В.А. «Столярное дело» Учебное пособие для учащихся 7 и 8 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1971г. 1971
Приложение
Учебно-дидактическое обеспечение
Таблицы по технике безопасности:
Правила безопасной работы с электрическим выжигателем.
Правила безопасной работы при выпиливании ручным лобзиком.
Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.
Правила безопасной работы при пилении древесины.
Правила безопасной работы при строгании и долблении древесины.
Правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины.
2.Наглядные пособия:

Лесоматериалы.
Организация рабочего места столяра.
Столярные соединения.
Долбление долотом.
Приёмы разметки.
Приёмы работы рубанком.
Получение прямоугольного одинарного шипового соединения.
Изготовление деревянной детали круглого сечения(рубанком)
Изготовление валика на станке по дереву.
Заточка и правка железок рубанков.
.продукты переработки древесины.
Получение соединения с несколькими открытыми ящичными шипами .
Приёмы работы механизированным инструментом.
Изготовление деревянной призматической детали.
Наборы образцов коры и древесины.
3.Технологические карты.
Изготовление рейсмуса столярного.
Изготовление тёрки штукатурной.
Изготовление столярного угольника .
Изготовление топорища.
Изготовление модели танка.
Изготовление носилок.
Изготовление полки под ключи.
Изготовление вешалки (плечики).
Изготовление шкатулки (УЯ-1).
4. Раздаточный материал:
Индивидуальные технологические карты (А4)
Карточки
Технические рисунки изделий
Тесты
Образцы изделий.
Используемые интернет ресурсы:

Архив учебных программ и презентаций (RusEdu) http://www.rusedu.ruФестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/Урок - основная организационная форма трудового обучения в коррекционной школе VIII вида http://yandex.ru/yandsearchСообщество учителей www.unet.comСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/profil.
Книги в интернет магазине (Список разделов) http://books.iqbuy.ru/Здорвьесберегающие технологии http://yan dex.ru/school
Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/weblinks/30866Сообщество вольных плотников http://minced-house.casa-madera.ru/index.
Методическая копилка учителя http://www.metod-kopilka.ru/page-2.htmlКартинки для уроков http://trudovik.ucoz.ua/blog/2Мастер-классы http://stranamasterov.ru/master-class