РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» профиль «столярное дело» для учащихся 8 класса


муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Арзамас
Рассмотрено
на заседании методического
совета школы
Протокол № 1от28.08.14 Утверждено
на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1от 29.08.14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профессионально-трудовое обучение»
профиль «столярное дело»
для учащихся 8 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
учитель трудового обучения Каменев Сергей Сергеевич
Арзамас 2014 год
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………
Цель и задачи программы ……………………………………………………
Учебно-тематический план ..………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование …………………………………..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся ……………………
Учебно-методический комплекс …………………………………………….
Приложение:
Учебно-дидактическое обеспечение 3
4
5
6-11
12
13
столярное дело
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению по профилю «столярное дело» для 7 класса разработана в соответствии годовым календарным графиком и учебным планом школы (I вариант), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014.
Учебный предмет «профессионально-трудовое обучение по профилю «столярное дело» является одним из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей и уровня познавательных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, на основе дифференциальной характеристики учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида В.В.Воронковой.
Оценка уровня знаний и умений учащихся проводится на основе оценочных материалов, утвержденных методическим советом школы.
Цель и задачи программы
Цель программы:
-расширение и углубление изученного в 7 классе материала по столярному делу, обучение учащихся новым знаниям, умениям и навыкам по предмету «столярное дело» на основе ранее полученных знаний, подготовка к получению более широких и фундаментальных знаний при переходе в 9-й класс, подготовка к выбору профессии и обучению по выбранной специальности в профессиональных училищах .
Задачи программы.
Образовательные:
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
-прочное закрепление, расширение и углубление полученных ранее базовых знаний по принципу концентричности обучения.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
-развитие внимания, наблюдательности, познавательности,логического мышления, памяти;
-расширение активного профессионального словаря учащихся;
-коррекция зрительного восприятия на основе запоминания,узнавания, воспроизведения;
-коррекция двигательной координации движений;
-развитие пространственной ориентировки;
-формирование практических умений и навыков;
Воспитательные:
-воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду;
- формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов Количество часов
Вводные занятия 12
Выкружное пиление 6
Отработка криволинейных кромок с предварительным сверлением 6
Обработка деталей из твёрдых пород древесины 6
Разметочные инструменты 12
Изготовление строгального инструмента 6
Представление о процессе резания древесины 6
Изготовление столярно-мебельного изделия 9
Ремонт столярного изделия 9
Безопасность труда во время столярных работ 3
Крепежные изделия и мебельная фурнитура 6
Самостоятельные и контрольные работы 12
Практическое повторение 12
Итого 105
Календарно-тематический план к программе
«Столярное дело» 8класс (105 часов).
№ Название раздела и темы Кол-во
часов дата Примечания
I четверть 27 часов
Вводное занятие (3часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 06/09 План работы на I четверть. 1 06/09 Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. 1 06/09 Выкружное пиление (6 часов).
2 Инструмент для выкружного пиления. 1 13/09 Лобзик, электролобзик, устройство, способы применения. 1 13/09 Изготовление заготовок для практических работ 1 13/09 3 Зажимы. Способы разметки контура. 1 20/09 Правила безопасной работы с выкружными пилами, электролобзиком. 1 20/09 Пиление лобзиком (на материалоотходах). 1 20/09 Отработка криволинейных кромок с предварительным сверлением(6 часов).
4 Способы разметки под будущие отверстия. 1 27/09 Зависимость точности выполнения от диаметра сверла. 1 27/09 Изготовление заготовок для практических работ 1 27/09 5 Шаблоны, трафареты. 1 04/10 Правила безопасной работы при сверлении электродрелью. 1 04/10 Изготовление полки под ключи. 1 04/10 Обработка деталей из твёрдых пород древесины(6 часов).
6 Свойства и применение основных твёрдых пород древесины. 1 11/10 Особенности обработки древесины твёрдых пород. 1 11/10 Изготовление ручек для инструментов. 1 11/10 7 Заточка инструмента для обработки твёрдых пород. 1 18/10 Припуск на обработку. Правка инструмента. 1 18/10 Изготовление ручек для инструментов. 1 18/10 Самостоятельная работа (3 часа)
Изготовление ручки для молотка.
8 Подбор материала .Разметка и распиливание по размеру. 1 25/10 Строгание в размер. 1 25/10 Отделка шлифованием. 1 25/10 Практическое повторение (3 часа)
9 Анализ самостоятельной работы. 1 01/11 Изготовление разделочных досок, кухонной утвари 1 01/11 Работы благоустройству школы. 1 01/11 №
Название раздела и темы Кол-во
часов Дата Примечания
II четверть 21 час
Вводное занятие (3 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 15/11 План работы на II четверть. 1 15/11 Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. 1 15/11 Разметочные инструменты (12 часов)
2 Разметочные инструменты : основные виды и назначение. 1 22/11 Инструменты для разметки пиломатериала. 1 22/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 22/11 3 Требования к разметочному инструменту. 1 29/11 Поверка столярного угольника, настройка рейсмуса. 1 29/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 29/11 4 Изготовление рейсмуса столярного. Разметка заготовок. 1 06/12 Изготовление рейсмуса столярного: изготовление колодки. 1 06/12 Изготовление рейсмуса столярного: изготовление рейки. 1 06/12 5 Изготовление рейсмуса столярного: изготовление зажима. 1 13/12 Подгонка деталей изделия. 1 13/12 Сборка изделия, отделка лакированием. 1 13/12 Самостоятельная работа (3 часа)
Изготовление столярного угольника по технологической карте.
6 Изготовление столярного угольника. 1 20/12 Изготовление столярного угольника. 1 20/12 Изготовление столярного угольника. 1 20/12 Практическое повторение (3 часа)
7 Анализ самостоятельной работы. 1 27/12 Изготовление заготовок лопат для уборки снега. 1 27/12 Работы по благоустройству школы. 1 27/12 № Название раздела и темы Кол-во
часов дата Примечания
III четверть 30часов.
Вводное занятие (3 часа).
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,61,65 1 17/01 План работы на III четверть. 1 17/01 Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. 1 17/01 Изготовление строгального инструмента (6 часов).
Изделие: рубанок.
2
Технические требования к изготовлению рубанка. 1 24/01 Планирование работы на изготовление рубанка.
Подбор заготовки для колодки рубанка. 1 24/01 Разметка, резка, фугование заготовки колодки рубанка. 1 24/01 3
Расположение годичных колец на торцах колодки рубанка. 1 31/01 Разметка и обработка колодки рубанка ,подгонка «постели» по ножу. 1 31/01 Изготовление и подгонка клина. 1 31/01 Представление о процессе резания древесины(6часов).
Объект работы: деревообрабатывающий инструмент.
4
Резец: элементы, основные грани и углы. 1 07/02 Виды резания в зависимости от направления движения резца. 1 07/02 Изготовление и подгонка рожка рубанка. 1 07/02 5 Влияние на процесс резания изменения основных углов резца. 1 14/02 Лабораторная работа: «определение формы резцов разных дереворежущих инструментов». 1 14/02 Отделка рубанка: зачистка шкуркой, покрытие лаком. 1 14/02 Изготовление столярно-мебельного изделия (9часов).
Изделие: выставочная витрина.
6
Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты). 1 21/02 Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. 1 21/02 Подбор материала для изделия, разметка и раскрой заготовок. 1 21/02 7
Зависимость времени выдержки от вида клея, температуры, вида соединения. 1 28/02 Организация пооперационной работы. 1 28/02 Обработка торцевых поверхностей деталей витрины. 1 28/02 8
Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. 1 07/03 Подбор фурнитуры для соединения сборочных единиц. 1 07/03 Сборка витрины. 1 07/03 Самостоятельная работа (3часа)
Изделие: настенная полочка.
9
Самостоятельная работа: изготовление настенной полочки. Разметка и раскрой заготовок. 1 14/03 Обработка торцов, сборка изделия. 1 14/03 Анализ качества готового изделия. 1 14/03 Практическое повторение (3часа)
10 Повторение пройденного в III четверти. 1 21/03 Ремонт школьной мебели. 1 21/03 Ремонт школьной мебели. 1 21/03 № Название раздела и темы Кол-во
часов дата Примечания
IV четверть 27 часов.
Вводное занятие (3часа).
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструкции № 59,62,65 1 04/04 План работы на IV четверть. 1 04/04 Эксплуатация мебели и причины ее износа 1 04/04 Ремонт столярного изделия (9 часов).
2
Виды ремонта мебели 1 11/04 Последовательность работ при ремонте изделий. 1 11/04 Ремонт столярного изделия: разборка, очистка соединений от старого клея. 1 11/04 3
Выявление повреждений на мебели Составление дефектной ведомости 1 18/04 Ремонт или замена (не подлежащих восстановлению) деталей.. 1 18/04 Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. 1 18/04 4 Ремонт письменного стола: разборка, выявление дефектов. 1 25/04 Изготовление и замена изломанных деталей. 1 25/04 Сборка изделия. 1 25/04 Безопасность труда во время столярных работ (3 часа)
5
Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травматизма 1 02/05 Предупреждение пожаров 1 02/05 Ремонт изделия: установка фурнитуры, зачистка поверхности, окраска изделия лаком. 1 02/05 Крепежные изделия и мебельная фурнитура (6 часов)
6
Способы соединения деталей в столярных изделиях 1 09/05 Гвоздь: виды, размеры, использование 1 09/05 Шурупы и саморезы: виды, назначение, отличие. 1 09/05 7
Мебельная фурнитура и крепежные изделия 1 16/05 Виды крепежных изделий и фурнитуры 1 16/05 Лабораторная работа: распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры 1 16/05 Самостоятельная работа: Ремонт деревянного стула (3 часа)
8 Разборка изделия частично или полностью, очистка соединения от старого клея. 1 23/05 Ремонт или замена деталей. 1 23/05 Склеивание элементов. Усиление узлов и соединений болтами, уголками. 1 23/05 Практическое повторение (3часа)
9 Анализ самостоятельной работы. 1 30/05 Практическое повторение 1 30/05 Практическое повторение 1 30/05 Заместитель директора по УВР
________________М.В.Козихина
«_____»________________20___г.
основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-общие представления о строении древесины;
-что миллиметр – это основная мера длины в столярном деле;
-виды брака при пилении;
-назначение сверления;
-рубанок: основные части;
-назначение шурупов;
-требования к качеству разметки;
-правила техники безопасности при изучении всех тем курса.
Учащиеся должны уметь:
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать рубанком;
- работать на настольно-сверлильном станке;
-работать электровыжигателем;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности
Учебно-методический комплекс
№п/п Методическое обеспечение Год издания
1 Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы М.: Просвещение, 1985г.Журавлев Б.А. 1985
2 Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы М.: Просвещение, 1992г.Журавлев Б.А. 1992
3 A. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Столярное дело: 10-11 кл. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
4 А. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Рабочая тетрадь по столярному делу 10- 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
Приложение
Учебно-дидактическое обеспечение
Таблицы по технике безопасности:
Правила безопасной работы с электрическим выжигателем.
Правила безопасной работы при выпиливании ручным лобзиком.
Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.
Правила безопасной работы при пилении древесины.
Правила безопасной работы при строгании и долблении древесины.
Правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины.
2.Наглядные пособия:

Лесоматериалы.
Организация рабочего места столяра.
Столярные соединения.
Долбление долотом.
Приёмы разметки.
Приёмы работы рубанком.
Получение прямоугольного одинарного шипового соединения.
Изготовление деревянной детали круглого сечения(рубанком)
Изготовление валика на станке по дереву.
Заточка и правка железок рубанков.
.продукты переработки древесины.
Получение соединения с несколькими открытыми ящичными шипами .
Приёмы работы механизированным инструментом.
Изготовление деревянной призматической детали.
3.Технологические карты.
Изготовление рейсмуса столярного.
Изготовление тёрки штукатурной.
Изготовление столярного угольника .
Изготовление топорища.
Изготовление модели танка.
Изготовление носилок.
Изготовление полки под ключи.
Изготовление вешалки (плечики).
Изготовление шкатулки (УЯ-1).
Индивидуальные технологические карты (А4) .
Используемые интернет ресурсы:
Архив учебных программ и презентаций (RusEdu) http://www.rusedu.ruФестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/Урок - основная организационная форма трудового обучения в коррекционной школе VIII вида http://yandex.ru/yandsearchСообщество учителей www.unet.comСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/profil.
Книги в интернет магазине (Список разделов) http://books.iqbuy.ru/Здорвьесберегающие технологии http://yan dex.ru/school
Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/weblinks/30866Сообщество вольных плотников http://minced-house.casa-madera.ru/index.
Методическая копилка учителя http://www.metod-kopilka.ru/page-2.htmlКартинки для уроков http://trudovik.ucoz.ua/blog/2Мастер-классы http://stranamasterov.ru/master-class