Планирование Профильный труд,Вариант 2 по ФГОС УОО (швейное, деревообработка)

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2016г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________________ Н.В. Трофимова

Приказ №___от ___.___.2016г.








АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
(ВАРИАНТ 2)

(областного государственного общеобразовательного учреждения «Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18»)


Профильный труд
с VI по XII класс











г. Ульяновск, 2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.1.1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной . . . . . 2 программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД 6 – 12 класс
1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, . . . . . . . . . 3
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
1.1.3.  Система оценки достижений обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.1. Программа формирования базовых учебных действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2. Примерное содержание предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.2.1. Швейное дело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.2.2. Деревообработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3. Программное и учебно-методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3.1.Календарное планирование 2016/2017 учебный год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.3.2. Годовой учебный план по предмету: «Профильный труд 6-12» . . . . . . . . . . . 9






1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
6 – 12 класс
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Шитье» и «Деревообработка». Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации. В учебном плане предмет представлен с 7 по 13 год обучения ( с 6 по 12 класс).
Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по труду включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; оборудование таких предметов как: швейное дело, деревообработка и др. требуют наборов инструментов для обработки различных материалов; швейные машины.
Цели и задачи
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: деревообработка, шитье и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ профильного труда представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1.1.3  Система оценки достижений обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Текущая аттестация обучающихся включает в себя оценивание результатов по учебным четвертям. Все обучение детей, с умеренной степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт самостоятельной деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни самостоятельности при осуществлении деятельности обучающимися:
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, позволяет что-либо делать с ним)
РП

Действие выполняется с помощью учителя (взрослого)
ПУ

Действие выполняется ребёнком с частичной помощью взрослого.
ЧПУ

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображение или вербально).
И

Действие выполняется ребенком по образцу или по подражанию.
О

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
С

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:
Первую составляют дети (10-15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.
Вторую группу (25-30 %) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа учащихся (35-40 %) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.
Четвертая группа (10-15 %) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

На основе приведенных характеристик можно вывести следующие уровни достижений:
- минимальный, для учащихся, если они выполняют менее 35 % заданий (РП);
- удовлетворительный, если учащийся выполняет от 35 до 50 % заданий (ПУ);
- хороший, если учащийся выполняет от 50 до 65 % заданий (ЧПУ, И);
- достаточно хороший, если выполняется свыше 65 % заданий (О, С).

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) . Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий по швейному делу, деревообработке и др. видам труда, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Анализ самостоятельности по курсу ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД(вариант 2)
(швейное дело, деревообработка)
(уровня ЗУН уобчащихся с умеренной умственной отсталостью)

за ____ четверть 20__/___ учебного года,

в __ _ классе по списку _____ человек.
По результатам наблюдений и текущим работам
Показатели самостоятельности обучающегося


Название (содержание)
задания
Уровни выполнения задания


действие выполняется учителем (ребёнок пассивен, позволяет что-либо делать с ним)
действие выполняется обучающимся со значительной помощью учителя;
действие выполняется обучающимся с частичной помощью учителя
действие выполняется обучающимся по последовательной инструкции
действие выполняется обучающимся по образцу
действие выполняется обучающимся полностью самостоятельно
Работу не выполнял
(отсутствовал, болел)




РП
ЗПУ
ЧПУ
И
О
С
Б











Действие (операция) сформировано) - ДА
Действие осуществляется при сотрудничестве взрослого - ПОМОЩЬ
Действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – ЧАСТИЧНО
Действие (операция) пока недоступно для выполнения - НЕТ
Степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности


Название действия
( операции)
ДА
ПОМОЩЬ
ЧАСТИЧНО
НЕТ

Примеча-ние



Кол-во
%
Кол-во
%

Кол-во
%

Кол-во
%



1.
Соблюдение правил ТБ










2.
Владение приёмами работы










3.
Приёмы самоконтроля










4.
Планирование










5.
Исполнение плана работы










6.
Выполнение технических условий










7.
Технико-технологические знания










8.
Чертёж











Выводы и предложения:
"Достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"
Ф.И.О. обучающихся:_______________________________________________________ ___

"Хорошо усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"
Ф.И.О. обучающихся:________________________________________________ ____

"Удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"
Ф.И.О. обучающихся:_____________________________________________________ _____

"Рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения усвоил на минимальном уровне"
Ф.И.О. обучающихся:_________________________________________________ _

"Рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения не усвоил "
Ф.И.О. обучающихся:_________________________________________________ _

« » _ ___ _ 20____ г. ___________________ . Дата составления подпись учителя расшифровка подписи

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
2.2. Примерное содержание предмета
2.2.1. Швейное дело
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Шитье на электрической машинке. Различение основных частей электрической швейной машинки. Подготовка рабочего места. Наматывание нити на шпульку. Вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в челнок. Заправка верхней нити. Вывод нижней нити на платформу машины. Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины к работе: установка педали, включение в сеть, наматывание нити на шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подведение ткани под лапку. Опускание иголки в ткань. Соблюдение последовательности действий при подготовке к шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку, опускание иголки, опускание лапки. Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки: нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки, отпускание педали. Соблюдение последовательности действий по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки, вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Уборка рабочего места.
Кройка и сборка изделия. Соблюдение последовательности кройки деталей изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия. Соединение деталей изделия.
Соблюдение последовательности действий при пошиве сумки: выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки, удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки, строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных бусин. Соблюдение последовательности действий при изготовлении панно «Рябина»: изготовление веток и листьев, приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание веток и листьев на основу, удаление наметочного шва, пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев изделия.

2.2.2. Деревообработка
Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепёжный, покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места. Подготовительная работа с заготовкой. Разметка заготовки. Распиливание заготовки. Сверление отверстия в заготовке. Шлифовка заготовки наждачной бумагой. Нанесение покрытия на заготовку. Склеивание деревянных деталей. Соединение деревянных деталей гвоздями (шурупами). Соблюдение последовательности действий при изготовлении деревянной подставки под горячее: разметка заготовок, выпиливание заготовок, шлифовка заготовок, склеивание деталей, нанесение покрытия на изделие.

Программное и учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина
Класс
Программа, кем рекомендована и когда
Тип программы (государственная, авторская)
Количество часов в неделю/ общее количество часов

Профильный труд
6
7
8
9
10
11
12
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
(ВАРИАНТ 2)
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Государ-ственная
2/68
2/68
4/136
5/170
5/170
5/170
7/238





КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2016/2017 учебный год

График каникул
с 31 октября по 06 ноября 2016 года - осенние;
с 30 декабря 2016 года по 10 января 2017 года - зимние;
с 27 марта по 02 апреля 2017 года - весенние
Количество учебных недель в четверти
I - 8 недель 2 дня;
II - 7 недель 4 дня;
III - 10 недель 3 дня;
IV - 8 недель 3 дня.
Год – 34 недели 5 дней (35 учебных недель при пятидневной рабочей недели)

Годовой учебный план по предмету: «Профильный труд 6-12»

Учебная
четверть
Количество часов по классам
Всего


6
7
8
9
10
11
12
6-12

Первая четверть
16
16
32
42
42
42
58
248

Вторая четверть
16
16
32
39
39
39
55
236

Третья четверть
21
21
41
53
53
53
74
316

Четвёртая четверть
17
17
34
43
43
43
62
259

Итого по факту
70
70
139
177
177
177
249
1059

Итого по примерному учебному плану
68
68
136
170
170
170
238
1020














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ќђ Заголовок 115